Искусство и природа. 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цель урока: показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.

Задачи:

– развитие творческих способностей, слуховых данных, вокально-хоровых навыков, образного мышления, воображения;
– воспитание бережного отношения к природе, к тому, что нас окружает
 – обучать осознанному восприятию музыки, формировать вокально-хоровые навыки.

Оборудование:

– пейзажи известных художников;
– рисунки детей о природе;
– фотографии природы;
– выставка книг о природе.

Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература, изобразительное искусство.

Ход урока

Вступительная беседа.

Учитель. Мы продолжаем тему нашей четверти “Можем ли мы увидеть музыку?”. Глядя на оборудование нашего класса, вы уже догадались какая тема нашего урока? “Искусство и природа”. Наверное я не ошибусь если скажу так, что любой творческий человек обращается к теме природы. Каждый музыкант, поэт, художник, композитор обязательно пишет о природе. Вы согласны со мной?

Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы, – рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.

Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.

С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку?

Как Вы понимаете, смысл выражения: “музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем”?

Что роднит музыку с изобразительным искусством?
Ответы детей.

Музыка.

Послушай: музыка вокруг;
Она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины.
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень – песенкой без слов,
Все на одной звенящей ноте.
А снега хруст, а треск костра!
А металлическое пенье,
И звон пилы, и топора!
А проводов степных гуденье!
…Вот почему-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели…
А это арфы нам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой.
М. Ивенсен

Учитель. – Ребята, вспомните, пожалуйста, композиторов, писателей, поэтов, художников, которые писали о природе?
Ответы детей.

– Какие музыкальные произведения, песни о природе вы знаете?
Ответы детей.

Учитель. Можно бесконечно говорить о связи природы и человека. И сегодня мы с вами познакомимся с фрагментами оперы “Хованщина” русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.

Сообщение уч-ся о биографии композитора.

Учитель. В “Хованщине” М. П. Мусоргский обратился к событиям русской истории. “Замысел композитора был колоссальный, – писал Б.В.Асафьев.

– Он хотел охватить в нем все главные силы и течения московской разрухи накануне петровской реформы, на грани новой России”.

– Ребята, давайте вспомним, что произошло в петровскую эпоху?

Сообщение уч-ся.

Учитель. Петр1 хотел видеть Россию сильной могучей страной. За время правления из нищей отсталой страны, Россия стала одной из ведущих стран Европы. Он создал флот, армия стала боеспособной, Россия стала экономически развитой страной. Он сам учился и считал, что все должны учиться. При Петре1 впервые стала издаваться газета. Открывались школы, музеи, академия имени Ломоносова. Но все эти преобразования коснулись дворянства. А бедные еще долго оставались нищими и неграмотными.

Опера “Хованщина” рассказывает о событиях петровской эпохи, о пробуждении народа, о становлении России. – Сейчас мы с вами послушаем знаменитое вступление к опере “Хованщи-на” великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Послушайте внимательно, закройте глазки и вслушайтесь в каждый звук. Постарайтесь увидеть, нарисовать картины природы под эту музыку (не говорю названия вступления).

Слушание “Рассвет на Москва-реке”. После слушания.

– Перед вами альбомные листы постарайтесь нарисовать то, что услышали в этой музыке. Рисуем.

– А теперь, глядя на свои рисунки, расскажите мне о прослушанной музыке?

(Анализ рисунков и музыки).

“Человек”. С. Островой.

Человек – он ведь тоже природа
Он ведь тоже закат и восход
И четыре в нем времени года
И особый в нем времени ход.
И особое таинство света
То с жестоким, то с добрым огнем
Человек – он зима. Или лето…
Или осень с грозой и дождем
И какая в нем брезжит погода
Сколько в нем одиночеств? И встреч?
Человек – он ведь тоже природа
Так давайте природу беречь.

Природу любят все люди на земле. Ее надо не только любить но и охранять, чтобы ваши дети и внуки могли наслаждаться не только музыкальными произведениями о природе, но и самой природой.

“До свидания”.

Литература.

  1. Поурочные планы по музыке по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева, 5–6 кл. Издательство “Учитель”. Волгоград. Автор-составитель В.М. Самигулина. 2006 г.
  2. Программа “Музыка” под редакцией Д.Б. Кабалевского. Москва. “Про-свещение” 2007 г.
  3. Энциклопедия для детей Аванта искусство, том 7, часть 3. Москва. Аванта 2001 г.
  4. Занимательная музыка. Ю.А. Ивановский. Ростов-на-Дону. “Феникс” 2002 г.