Урок с компьютерной поддержкой построен в системе интерактивного обучения с использованием метода формирования критического мышления, включающего три стадии: вызов, осмысление, размышление (рефлексия).
Цель: дать представление о второй усобице на Руси после смерти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охарактеризовать духовную составляющую периода становления государства.
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока.
- Вторая усобица. Смерть Бориса и Глеба. Приход к власти Ярослава Мудрого.
- Международное признание Руси.
- Киевский Софийский собор. Деятельность Иллариона. Развитие образования.
- Зарождение древнерусской литературы
- Древнерусское искусство.
- Художественное ремесло
- Законодательная деятельность. Русская Правда.
- Формирование древнерусской народности.
Оборудование урока: карта “Киевская Русь в IX-XII вв.”, компьютер, проектор, экран.
Ход урока
I. Стадия вызова
.Происходит актуализация имеющихся знаний по теме. Активизируется внимание всех учеников – и слабых и сильных, рождается интерес к предмету разговора, появляется возможность самостоятельно определить цели познавательной деятельности.
До сих пор мы вели речь, главным образом, о политической истории Киевской Руси, об укреплении княжеской власти над населением, об отношениях Древнерусского государства с соседями. Но история – это не только войны и походы. Нельзя представить себе общество, не зная его традиций, обычаев, законов, духовной составляющей. Сегодня мы поговорим о духовной сфере жизни общества в период правления Ярослава Мудрого.
Приложение 1. Презентация, слайд №1, 2
Задание классу. В течение урока вы должны:
- Собрать доказательства расцвета Древнерусского государства
- Выяснить, почему Ярослав получил прозвище Мудрый.
II. Стадия осмысления
.Учащиеся знакомятся с новой информацией, идеями и понятиями, увязывают их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживают свое понимание.
Вопрос классу. Какие события предшествовали занятию Ярославом киевского престола? Ведь он не был старшим в роду.
Усобицы среди сыновей Владимира, как и в предыдущем поколении между сыновьями Святослава завершились победой одного из братьев.
Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Дружинники Владимира предпочли бы видеть на престоле Бориса. Владимир собирался передать Киевский престол своему любимцу Борису, жившему при нем. Дружинники предлагали Борису свергнуть Святополка. Если верить летописи, Борис отказался, заявив, что не поднимет руку на старшего брата, который будет ему вместо отца.
Однако Святополк, опасаясь Бориса как возможного соперника, велел убить его.
(Сообщение учащихся об убийстве Бориса)
Вслед за убийством Бориса, настал черед и Глеба, мести которого мог страшиться Святополк.
Ярослав выступил против Святополка и одолел его.
Затем князь Мстислав, с которым он разделил земли по Днепру и лишь в 1035 г. после смерти Мстислава киевский князь стал “самовластцем” в Русской земле.
Избавившись от всех других претендентов на власть, Ярослав стал спокойно и мудро править в своем государстве. Время его княжения стало годами расцвета Древнерусского государства, строительство которого завершилось именно при Ярославе.
2. При Ярославе Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы.
Династический брак – брак между представителями правящих династий разных государств.
Презентация, слайд №3
Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским, норвежским королями, польский король женился на сестре великого князя, а внучка вышла замуж за германского императора. Сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода Владимир, – Мономах.
Вывод: Ярослав стремился укрепить положение Руси с помощью династических браков.
Презентация, слайд №4
Илларион писал о киевских князьях: “Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли”
Вопрос классу. Как вы понимаете эти слова Иллариона?
3. При Ярославе Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. В городе было около 400 церквей, 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор – храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же в Киеве были сооружены Золотые ворота – парадный въезд в столицу Древней Руси. Над ними была сооружена надвратная церковь. Много легенд связано с Золотыми воротами: через них стремился войти в город враг, чтобы продемонстрировать свою победу, через них въезжали и самые почетные гости.
Презентация, слайд №5
Этими постройками город как бы подчеркнул свое желание не уступать по величию Константинополю. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке и др. На территории Руси известно около 15 каменных храмов 11 – начала 12 века, близких по стилю.
Задание. Сравнить Киевский Софийский собор и Новгородский Софийский собор.
Презентация, слайд № 6, 7
Колокольный звон, приложение 3
В Софийском соборе была создана первая на Руси библиотека.
При соборах открывались школы. В Киеве при Ярославе в школах обучалось более 300 детей.
Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить без ведома константинопольского патриарха киевским митрополитом государственного деятеля и писателя, священника загородной княжеской церкви Иллариона. Это был образованный человек, талантливый публицист, наиболее известным его произведением является “Слово о законе и благодати” – религиозно-политический трактат о христианских заслугах князя Владимира и о праве Руси на древнее культурное наследие. Это торжественное и поучающее обращение он произнес при открытии Софийского Собора в Киеве.
Древняя Русь еще до официального принятия христианства знала письменность.
Задание. Докажите, что это верное утверждение.
Работа с историческим источником “Повесть временных лет”. Поиск доказательств.
С принятием христианства в среде господствующего класса стала распространяться грамотность. Ярослав Мудрый знал несколько языков. Он создал мастерские по переписке и переводу греческих книг на русский язык. Сам князь любил читать книги. Сын Ярослава Всеволод владел пятью языками. Анна Ярославна, королева Франции, умела читать и писать, в отличие от своего мужа, короля Генриха I, ставившего в документах вместо подписи крестик.
На Руси было много грамотных людей, особенно среди городского населения. Об этом свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах древних соборов. Большинство начинается словами “Господи, помози” и далее следует текст просьбы.
С XI века, после основания женского монастыря в Киеве и школы при нем, грамоте стали учить и девочек.
4. В XI веке на Руси появились письменные познавательные произведения, т.е. зарождается древнерусская литература. Первыми литературными произведениями были летописи.
Житие – литературное описание жизни людей, причисленных к лику святых.
Слово – торжественное и поучающее обращение.
Задание: Соотнесите термин и его объяснение
Презентация, слайд № 8
5. Издавна на Руси было развито деревянное зодчество. Каменное строительство началось в конце 10 века. Первые русские храмы были выстроены в строгом соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построенный же в Киеве при Ярославе Софийский собор сочетал в себе славянские и византийские традиции.
В середине 19 века в одном из пределов храма отвалилась штукатурка. Миру неожиданно открылась древняя фресковая живопись.
Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке.
Штукатурка быстро сохнет, от художника требуется большое искусство, чтобы точно и быстро наносить краски.
Презентация, слайд № 9, 10
Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава. Групповой портрет включает 12 фигур. На южной стене – младшие дочери во главе с Анной, будущей французской королевой. На западной – Елизавета, будущая королева Норвегии, великая княгиня Ирина, сам Ярослав и его старший сын Владимир. На северной – четыре сына князя: Изяслав, Святослав, Всеволод и Вячеслав.
Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской монументальной живописи.
Другим элементом внутреннего убранства была мозаика.
Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.
Презентация, слайд № 11
Древние мастера умели создавать разнообразнейшие оттенки одного и того же цвета. Зеленый имел 25 оттенков, коричневый – 23, красный – 13 и т.д. Всего же в мозаичной палитре Софийского собора обнаруживается до 130 оттенков.
Необходимым украшением храмов были иконы.
Икона – это изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, сюжетов из Ветхого и Нового Завета.
Вопрос классу. Что отличает процедуру подготовки и создания иконы?
Первые иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона получила название Владимирской Богоматери.
Презентация, слайд № 12
Художнику удалось передать сложную, противоречивую гамму чувств молодой женщины-матери: радость материнства, нежное любование своим ребенком и одновременно предчувствие мук, ожидающих ее дитя.
Икона. Князь Владимир, Борис и Глеб.
Презентация, слайд № 13
Множество икон, которые мы видим в храме, посвящены святым. Чтобы высшая церковная власть – собор – признал человека святым, он должен совершить в жизни что-то такое, что подтвердило бы его святость. Обычай канонизации пришел на Русь вместе с крещением из Византии. Сначала византийская церковь по представлению киевского князя канонизировала русских святых. Среди первых Ярослав Мудрый назвал Бориса и Глеба.
Святые – это реальные люди, которые особо почитались церковью. Между святыми и верующими устанавливаются особые, теплые, доверительные отношения. Николай Угодник любим вашими ровесниками, потому что считалось, что он приносит подарки к Рождеству и Новому году и кладет их под елку.
Презентация, слайд № 14
Церковь признает определенные свидетельства святости:
- подвиги святого, которые он совершает во славу веры, христианства, христианской земли;
- нетленные мощи, то есть его неразложившиеся останки;
- чудеса, подобные тем, которые творил Иисус Христос, – исцеление больных, прозрение слепых, воскрешение мертвых.
Вопрос классу. Почему были канонизированы братья Борис и Глеб?
(За смирение и непротивление злу) Летопись подчеркивает кротость этих князей, почти добровольную готовность пойти на муки. Напоминая князьям о страдальческой кончине Бориса и Глеба, неустанно проклиная Святополка Окаянного, церковь пыталась смягчить княжеские распри, убеждала младших князей повиноваться старшим. Увы, князья нередко оставались глухи к этим увещеваниям.
6. Художественное ремесло
Русь славилась своими искусными ремесленниками: мастерами-оружейниками, кузнецами, гончарами. Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров. Для изготовления украшений использовалась очень сложная техника.
Презентация исследовательской работы “Древнерусские украшения княжеско-боярского женского головного убора и виды ремесленной техники в Древней Руси” (зернь, скань, чернение, перегородчатая эмаль). Приложение 2.
Презентация, слайд № 15-24
Задание. Соотнесите термин и его объяснение.
Презентация, слайд № 25
7. Стремясь установить порядок и законность в своем государстве, Ярослав положил начало созданию на Руси письменного свода законов, который получил название – Правда Ярослава. Это старейший древнерусский свод законов.
Ограничивает кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали уже как пережитки. А если достаточно близкого родственника не окажется, то месть заменяется денежным возмещением.
Работа с документом (см. Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, 2009 г., с. 54)
Вопросы к документу. 1. Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве? 2. Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений?
Вывод. Принятие единого свода законов имело огромное значение для объединения и укрепления Древнерусского государства.
8. Формирование древнерусской народности.
Вопрос классу. Что этому способствовало?
(См. Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, 2009 г., с. 48-49)
III. Стадия размышления.
Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражая это своими словами.
Вопросы классу.
Назовите доказательства расцвета Древнерусского государства.
Почему Ярослав получил прозвище Мудрый?
Презентация, слайд № 26-28
Задание. Составим синквейн о Ярославе Мудром.
Составление синквейна – один из приемов методики критического мышления. Синквейн – пятистрочное стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому-либо поводу.
Презентация, слайд № 29
Правила написания синквейна:
- в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
- вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
- третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола)
- четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
- последняя строчка – это синоним одного слова, которое повторяет суть темы.
XI век – время становления духовности, XXI век – время ее возрождения.
Вопрос классу. Что же необходимо возродить?
(Ответы учащихся фиксируются на доске)
Видеофрагмент. Монолог Волшебника из художественного фильма “Обыкновенное чудо”, приложение 4.
Вопрос классу. А на что способны вы ради любви к матери, Родине, человечеству?
(Ответы учащихся фиксируются на доске)
Подведение итогов урока.
Всем спасибо!
Презентация (приложение 1)