Детская агрессия

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


“Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли…”
Эрих Фром

К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей и если мы, взрослые, можем контролировать свои поступки, то наши дети нет. И поэтому наша с вами задача выяснить истинные причины жестокого и агрессивного поведения детей и помочь им справиться с ними.

Что такое агрессия? Агрессия – это такое поведение, которое причиняет вред предмету или человеку.

Агрессия может проявляться физически, т.е. драка и вербально, т.е. психологически: унижение и нарушение человеческого достоинства.

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. У младших детей она проявляется когда они хотят завладеть игрушкой, а у подростков больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много:
– положение ребенка в коллективе,
– отношение к нему сверстников,
– взаимоотношения с учителями и т.д.

Очень частой причиной детской агрессивности является семейная ситуация.

  1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.
     
  2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

Психологи отмечают, что к агрессии больше склонны мальчики, так как агрессия входит в мужской стереотип и культивируется в семье и средствами массовой информации (компьютерные игры, телепередачи и кинофильмы).

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Расположение в семье помогает:

  1. преодолеть трудности,
  2. умение слушать ребенка,
  3. включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется:

  1. безразличием, устранением от общения,
  2. нетерпимостью и властностью,
  3. вражденбностью.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

  1. если оно следует немедленно за поступком;
  2. объяснено ребенку;
  3. оно суровое, но не жестокое;
  4. оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребенка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.

(Анализ анкет.)

Анкетирование проводится анонимно, на собрании дается общий анализ, и приводятся выдержки из наиболее нестандартных ответов.

Вопросы анкеты:

  1. Хвалят ли тебя родители и за что?
  2. Часто ли тебя родители поощряют, каким образом и за что?
  3. Наказывают ли тебя родители и за что?
  4. Часто ли тебя родители наказывают, каким образом и за что?

И в заключении хотелось бы напомнить “золотые” правила воспитания:

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
  3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
  6. К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.