Разработка урока по образовательной системе “Начальная школа ХХI века”.
Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова.
Тема урока: Явления природы.
Тип урока: Открытие нового знания.
Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.
Задачи:
- Дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе.
- Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
- Воспитывать через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы, культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
– выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).
Планируемый результат.
Предметные:
Иметь представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (Коммуникативные УУД).
Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией о временах года, признаках, явлениях природы и ее коллективный анализ; наблюдение; игра на закрепление знаний о явлениях природы; инсценирование диалога “Радуги и Солнца”; выполнение практической работы; формулирование выводов.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа;
- парная;
- индивидуальная.
Оборудование:
- учебник “Окружающий мир” для 1 класса, автор Н.Ф. Виноградова;
- рабочая тетрадь по окружающему миру.
- мультимедиа установка, компьютер;
- карточки с изображением времен года, явлений природы для практической работы, фишки.
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности
– Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.
– О чем мы должны помнить на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)
– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)
– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным)
– Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.
– Итак, чему будет посвящён наш урок? (Изучению нового)
II. Актуализация опорных знаний
(2 мин)Слайд 2. Учитель читает загадку:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … природа.
– Какая тема нашего урока? (Явления природы.)
III. Постановка учебной задачи. (
1 мин)– Какую цель ставим? (узнать о явлениях природы.)
– Сегодня, ребята, у нас урок-путешествие по временам года. Мы поговорим о явлениях природы, характерных для каждого времени года.
– А как вы понимаете слово “явление”?
– Где можно узнать точное толкование слова? (в словаре)
IV. ”Открытие” нового знания
(14 мин)1. Ученица читает в толковом словаре Ожегова толкование слова “явление”.
“Всякое проявление чего-либо, что можно обнаружить, то есть увидеть. Физическое явление, явление природы.”
– Итак, мы начинаем наше путешествие.
2. Ученица читает стихотворение, подготовленное дома, с букетом осенних листьев.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холода щеки горят,
Любо в лесу мне бежать.
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.
– Как вы думаете, с какого времени года мы
начнем наше путешествие?
– Как догадались?
– Итак, вы готовы представить, что мы
отправляемся в путешествие по осеннему лесу?
3. Видеоролик “Золотая осень”
Ребята, как называется природное явление,
которое бывает только осенью? (Листопад.) Слайд3
– Правильно, это природное явление называется
листопадом, от слов листья падают.
– А чем же огорчит нас осень?
– Что бывает осенью часто? (Дождь) Слайд 4
Послушайте, как описывает осенние дожди писатель Г. Скребицкий.
“Осенние дожди, совсем не похожи на летние. Дождь осенний – моросящий, как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, а может, и неделю, не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь”.
4. Наблюдай, делай опыты. Практическая работа. Слайд5
– Можно ли назвать осеннее небо “свинцовым”?
Учитель показывает свинец.
– Сравните свинец и небо.
– Как вы думаете, какой свинец тяжелый или легкий? Какого он цвета?
Посмотрите, какого цвета небо? Сравните их
– Почему небо называют свинцовым?
– А еще, какое явление природы можно наблюдать осенью? Отгадайте загадку.
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман) Слайд 6
– Когда чаще всего можно наблюдать туманы?
Туманы бывают во все времена года. Гуще всего туманы бывают по утрам, когда земля сильно остывает. Осенью они стелются над землей, кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Так оно и есть, потому что, облака в небе и туман низко над землей состоят из крохотных капелек воды.
5. – А мы продолжаем своё путешествие.
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? Зимой. Слайд 7
О каких явлениях природы говорится в загадке? (о снеге).
А когда идет сильный снег, можно сказать “валит снег” – как называется это явление природы? Снегопад.
А по утрам, зимой , деревья бывают одеты в белоснежный серебристый наряд из многочисленных снежинок.
Как называется такое явление? Иней. Слайд 8, 9.
А еще, зимой, какие бывают явления? Мороз
Кто знает загадку об этом явлении?
Ученик:
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
Стоять не велит. Мороз
А когда идет снег и сильно дует ветер? Небо становится темным-темным, ветер можно сказать “завывает”. Как называются эти явления? (Вьюга, метель). Слайд 10
Какое самое любимое и яркое явление зимней
природы вы знаете?
– Отгадайте загадку:
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинка.) Слайд 11
– Что особенно красиво при снегопаде?
Физминутка
– Изобразите действием мой текст.
Вы – снежинки. Вас кружит ветер, он то
подбрасывает вас вверх, то снова опускает на
землю. Днём вы блестите от солнышка, а ночью,
когда кружит метель, вам хочется танцевать
снежный вальс.
6. Мы продолжаем свое путешествие и оказываемся в следующем времени года.
Выросла сосулька
За ночь у окна.
Ручеек забулькал.
Что это?... Весна. Слайд 12
– Какие же явления характерны для весны?
7. Работа по учебнику.
Найдите и выберите явления природы в учебнике с. 40-41, положите красные фишки на нужные картинки.
Назовите эти явления природы. (Сосульки, таяние снега, ледоход)
Слайды 13,14.
Весной, когда повышается температура воздуха, начинают появляться сосульки. Днем подтаивает снег, а ночью замерзает. Особенно много сосулек свисает с крыш.
Как надо вести себя, когда с крыш свисают очень большие сосульки? Под крышами можно ходить?
Если дует ветер теплый, хоть и с севера.
Если луг – в ромашках и комочках клевера.
Все в природе расцвело, роща зеленью одета,
Это значит, что пришло…Что пришло, ребята? (Лето) Слайд 15
Конечно, лето – это самое любимое время года и детей и взрослых.
– Какие же явления природы можно наблюдать летом?
Найдите картинки и пометьте желтыми фишками явления, относящие к лету.
Назовите эти явления.
(Летний гром и молния, теплый летний дождь, а после дождя радуга).
Слайд 16-19
Физминутка выполняется под музыку. (Капитошка)
8. Инсценировка (К.Ушинский “Солнце и радуга”)
Радуга. “Посмотрите на меня – какая я красивая! Какая, я яркая, у меня семь разных цветов. Они переливаются и светятся”.
Автор. Услышало эти речи солнышко и говорит:
Солнышко. “Ты красива – это, правда, но ведь без меня и радуги не бывает”.
Автор. А радуга только смеется, да пуще хвалится.
Радуга. “Нет, я все-таки самая лучшая, самая нарядная, никто со мной не сможет сравниться”.
Автор. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.
– Как вы думаете, правильно вела себя Радуга? Красиво хвалиться друг перед другом?
– О каких явлениях природы говорится в тексте? (О дожде и радуге)
Слайд 19
– А кто знает загадки о радуге?
Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать, ни войти.Раскинулся золотой мост
На семь сел, на семь верст.
Слово “радуга” похоже на слово “радость”. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.
“Райская дуга” назвали ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.
– А вы знаете, когда возникает на небе радуга? Сейчас я вам расскажу.
Радуга появляется только если одновременно идет дождь и светит солнце.
– Сколько цветов у радуги? Перечислите.
V. Первичное закрепление
(8 мин)1. Творческое задание в рабочей тетради (с. 21)
Выберите самостоятельно задание, которое вам понравилось и выполните его. (под музыку)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
(5 мин)Работа в парах.
У детей разрезанные на несколько частей карточки с изображением явлений природы. Составляют рисунок и говорят, к какому времени года относится это явление.(Фронтальная проверка) Слайд 20
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
– Наше путешествие по временам года закончилось.
Сделаем вывод.
– О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового? Хочется узнать ещё больше по этой теме?
Слайд 21.
Изменения в природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы.
– Достигли ли поставленных целей?
– Понравился ли вам урок и какое настроение он у вас вызвал?
– У вас на партах лежат карточки “настроения” – солнышко и тучка.
Если вам понравился урок и у вас урок вызвал хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой “солнышко”, если не очень хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой “тучка”.
Спасибо всем за урок, все ребята молодцы, хорошо поработали.