Ход урока
1. Синтаксическая разминка. Закончите правильно предложения:
- Особый вид определения, выраженный существительным, – …
- В двусоставном предложении основа состоит из…
- Главный член предложения, отвечающий на вопрос “что есть такое?”, – …
- Существительное в именительном падеже может быть подлежащим, приложением и …
- В предложении В классе тихо, слово “тихо” – …
- Член предложения, отвечающий на вопрос “чей?”, – …
- Определение, связанное с существительным по способу управления или примыкания, – …
- Член предложения, поясняющий, при каких обстоятельствах совершается действие, – …
2. Новый материал.
(Перед этим уроком – опережающее задание – по учебнику (Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2005) рассмотреть таблицу “Разряды обстоятельств”).
– Запись темы урока.
– Цель урока:
1) обобщить сведения об обстоятельствах, знакомые по курсу 5-7-х классов;
2) научиться различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, выразительности, ясности.
– Что такое обстоятельство? Чем оно может быть выражено?
– Запишите предложения. Найдите обстоятельства, подчеркните, определите, чем они выражены.
Способы выражения | |
обстоятельств: | |
1.Звонко кукушка вдали куковала. | наречие |
2. Она изменилась до неузнаваемости. | сущ. с пред. |
3.Он работал не покладая рук. | фразеол. оборот |
4. Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. | дееприч. оборот |
5. Я приехал повидать тебя. | инфинитив |
6. Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. | сравнительный об. |
7. И звуки полетят, красуясь и играя. | деепричастие |
– Что нового вы узнали о том, чем может быть выражено обстоятельство?
– Какие орфограммы встретились в этих предложениях?
– По своим значениям обстоятельства делятся на разряды. Назовите разряды обстоятельств. (Вопросы, примеры)
Хорошо.
3. Следующее задание – тестовое (самопроверка).
- Найдите предложение с обстоятельством времени.
- В этом предложении есть обстоятельство цели.
- В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства.
- В этом предложении правильно определена синтаксическая роль слов.
- Укажите предложения, в которых обстоятельство
выражено сравнительным оборотом.
А) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте.
Б) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду.
В) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался.
Г) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
А) Мы очень устали.
Б) Кругом кричали коростели.
В) Вчера я приехал в Тамбов.
Г) Он изменился до неузнаваемости.
А) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух
освежиться.
Б) Слон-живописец написал пейзаж,
Но раньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно.
В) Сенокос запоздал из-за дождей.
Г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.
А) Приказчик остался с глазу на глаз с
покупательницей.
Б) Казалось, что какие-то узы крови связывают
этого босяка со Стенькой.
В) Рассказы эти были данью моему детству.
Г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.
Ответы:
1) – В.
2) – А, Б.
3) – А, Г.
4) – Г.
5) – А, Г.
– Какое задание оказалось наиболее трудным?
4. Упражнение 100 (предложения 1, 3, 4, 7, 8, 12)
Найдите ошибки в употреблении обстоятельств, запишите словосочетания из предложений в исправленном виде.
5. Конструирование текста.
Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи. (Работа в парах).
1) Утром …(существительное с предлогом,
обстоятельство места) появились орлы.
2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа
действия), они поднялись с земли.
3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа
действия) выписывать в раздольном поднебесье
огромные круги.
4) …(существительное с предлогом, обстоятельство
времени) они попарно опустились на землю.
5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство
образа действия), шумно снизились на проталине.
6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко,
…(сравнительный оборот, обстоятельство образа
действия), осматривались вокруг.
7) …(деепричастие, обстоятельство образа
действия), орлы вышли на открытое место.
(Для справок: успокоясь, немного отдохнув,
стремительно, припоздав, в степи, под вечер,
словно дозорные).
– Можно ли назвать данные предложения текстом?
– Определите стиль и тип речи данного текста.
– Какова роль обстоятельств в данном тексте? Тропы!
– Что такое обстоятельство?
– Чем оно может быть выражено?
– Какова роль обстоятельств в тексте?
– Какое задание показалось интересным на уроке?
– Какое задание показалось достаточно простым?
– Оценки.