Обстоятельство. Урок в 8-м классе

Разделы: Русский язык


Ход урока

1. Синтаксическая разминка. Закончите правильно предложения:

  1. Особый вид определения, выраженный существительным, – …
  2. В двусоставном предложении основа состоит из…
  3. Главный член предложения, отвечающий на вопрос “что есть такое?”, – …
  4. Существительное в именительном падеже может быть подлежащим, приложением и …
  5. В предложении В классе тихо, слово “тихо” – …
  6. Член предложения, отвечающий на вопрос “чей?”, – …
  7. Определение, связанное с существительным по способу управления или примыкания, – …
  8. Член предложения, поясняющий, при каких обстоятельствах совершается действие, – …

2. Новый материал.

(Перед этим уроком – опережающее задание – по учебнику (Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2005) рассмотреть таблицу “Разряды обстоятельств”).

– Запись темы урока.

– Цель урока:

1) обобщить сведения об обстоятельствах, знакомые по курсу 5-7-х классов;

2) научиться различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, выразительности, ясности.

– Что такое обстоятельство? Чем оно может быть выражено?

– Запишите предложения. Найдите обстоятельства, подчеркните, определите, чем они выражены.

  Способы выражения
  обстоятельств:
1.Звонко кукушка вдали куковала. наречие
2. Она изменилась до неузнаваемости. сущ. с пред.
3.Он работал не покладая рук. фразеол. оборот
4. Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. дееприч. оборот
5. Я приехал повидать тебя. инфинитив
6. Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. сравнительный об.
7. И звуки полетят, красуясь и играя. деепричастие

– Что нового вы узнали о том, чем может быть выражено обстоятельство?

– Какие орфограммы встретились в этих предложениях?

– По своим значениям обстоятельства делятся на разряды. Назовите разряды обстоятельств. (Вопросы, примеры)

Хорошо.

3. Следующее задание – тестовое (самопроверка).

  1. Найдите предложение с обстоятельством времени.
  2. А) Мы очень устали.
    Б) Кругом кричали коростели.
    В) Вчера я приехал в Тамбов.
    Г) Он изменился до неузнаваемости.

  3. В этом предложении есть обстоятельство цели.
  4. А) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.
    Б) Слон-живописец написал пейзаж,
    Но раньше, чем послать его на вернисаж,
    Он пригласил друзей взглянуть на полотно.
    В) Сенокос запоздал из-за дождей.
    Г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.

  5. В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства.
  6. А) Приказчик остался с глазу на глаз с покупательницей.
    Б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.
    В) Рассказы эти были данью моему детству.
    Г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.

  7. В этом предложении правильно определена синтаксическая роль слов.
  8. Укажите предложения, в которых обстоятельство выражено сравнительным оборотом.
    А) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте.
    Б) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду.
    В) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался.
    Г) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

Ответы:

1) – В.
2) – А, Б.
3) – А, Г.
4) – Г.
5) – А, Г.

– Какое задание оказалось наиболее трудным?

4. Упражнение 100 (предложения 1, 3, 4, 7, 8, 12)

Найдите ошибки в употреблении обстоятельств, запишите словосочетания из предложений в исправленном виде.

5. Конструирование текста.

Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи. (Работа в парах).

1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.
2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.
3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.
4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.
5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталине.
6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.
7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.
(Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные).

– Можно ли назвать данные предложения текстом?

– Определите стиль и тип речи данного текста.

– Какова роль обстоятельств в данном тексте? Тропы!

– Что такое обстоятельство?

– Чем оно может быть выражено?

– Какова роль обстоятельств в тексте?

– Какое задание показалось интересным на уроке?

– Какое задание показалось достаточно простым?

– Оценки.

Д/з.§ 15, упр. 98.