Занятие из блока “Мир эмоций” программа по коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с нарушением темпа речи.
Цель: Расширение диапазона эмоций у детей через понимание и переживание чувства удовольствия
Задачи:
- Ознакомление детей с эмоцией “удовольствия”;
- Обогащение мимики детей;
- Содействие самовыражению детей, развитию у них спонтанности и рефлексии;
- Формирование у детей умения сотрудничать и играть вместе;
- Создание условий для психопрофилактики капризности.
Состав группы:
Возраст участников: 4–5 лет.
Кол-во детей в группе: 5 человек (мини группа).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Оборудование:
- Мягкая игрушка котенок Полосатик.
- Дидактический материал (рисунок “Дети едят мороженое” (Приложение 1), деревянный пазл “Мышонок” (Приложение 2) , фото “Кусочек сыра” (Приложение 3) , плакат “Грустный мышонок” (Приложение 4), плакат “Мороженое в рожке” (Приложение 7).
- Рабочие листы: “Дорисуй и раскрась кусочек сыра” (Приложение 5), “Обведи “Мышонка-обжору” (Приложение 6)”.
- Магнитофон и диск с записью спокойной музыки.
- Бумажные рожки по количеству детей, пластилин, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия. Каждый ребенок здоровается с котенком Полосатиком, рассказывает о своем настроении. Психолог говорит о том, что котенок скучал по ребятам и очень рад всех видеть.
2. Разминка: беседа с детьми на тему “Я люблю…”.
3. Рабочий этап:
3.1. Упражнение “Удовольствие от еды”.
Детям демонстрируется рисунок: “Дети едят мороженое”
(Приложение 1), после чего предлагается слепить шарик любимого
мороженого, вложить его в бумажный рожок и показать с помощью мимики эмоцию
“удовольствия”. (Приложение 7)
3.2. Обсуждение: “Отчего еще можно получить удовольствие?”.
Психолог предлагает различные варианты, например: от игры, от рисования, от
общения, от просмотра мультфильмов, от занятия и т.д.
3.3. Упражнение “Собери мышонка”. (Приложение 2)
Дети закрывают глазки и протягивают ладошку. Психолог каждому ребенку в ладошку
кладет кусочек деревянного пазла “Мышонок”, и предлагает открыть глазки. Что бы
узнать “Кто же это?!”, надо всем вместе сообща сложить все кусочки пазла.
3.4. Упражнение “Угости мышонка”. (Приложение 3)
Психолог спрашивает у ребят: что любят мышки? (Сыр, зернышки.) Давайте угости
мышонка сыром!
Детям предлагается дорисовать и раскрасить кусочки сыра.
(Приложение 5). Включается спокойная музыка.
3.5, Подвижная игра “Найди сыр” (аналог игры “Прятки”). Инструкция: “Вы любите рисовать и от этого получаете удовольствие, а еще любите играть. Давайте поиграем в игру. Один из вас будет мышонком, а остальные превратятся в кусочки сыра и спрячутся в разных местах, а мышонку надо будет найти все кусочки”.
3.6. Рисунок “Мышонок-обжора”.
Психолог показывает детям рисунок мышонка, который съел все кусочки сыра, пока
дети играли. Детям предлагается обвести по пунктирам рисунок “Мышонок – обжора”.
(Приложение 6)
4. Подведение итогов. Психолог демонстрирует детям плакат “Грустный мышонок”. (Приложение 4). Все обсуждают: “Почему мышонок грустный?” (Он объелся, у него болит животик.) Вывод: когда редко (мало), тогда в удовольствие.
5. Ритуал прощания. Каждый ребенок прощается с котенком Полосатиком, и рассказывает о своем настроении. Психолог всех благодарит.