“Дорогу осмыслит идущий,
а математику – мыслящий”
Цели урока:
обучающая:
- Актуализация знаний по теме: “Вычисление значений выражений, содержащих квадратные корни”.
- Закрепление умений учащихся находить значения арифметического квадратного корня.
- Решать уравнения вида и более сложных уравнений.
Развивающая:
- Умение оценивать результаты выполненных действий.
- Применять полученные знания при решении различных задач.
- Развитие логического мышления учащихся.
- Развитие интереса к математике.
Воспитательная:
- Самостоятельность.
- Ответственность.
- Воспитание дисциплинированности.
- Коммуникативность.
- Умение вести диалог с учеником.
- Умение вести диалог с учителем.
- Умение отстаивать свое мнение.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-практикум.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение теоретического материала, пройденного на прошлых уроках.
Ребята, что мы с вами изучали на прошлых уроках? (подвести учащихся к тому, чтобы они задавали вопросы сами, а другие учащиеся отвечали на них). Анаграммы ЕРОНЬК (корень), ЛИДАКАР (радикал), НЕСЬПЕТ (степень).
3. Устная работа.
- Вычислить:
- Решить уравнения:
4. Основная часть урока:
Для сильных учащихся карточки
Карточка 1
- Решите уравнение:
- Из формулы выразите t.
- При каких значениях переменной x имеет смысл выражение:
Карточка 2
- Решите уравнение:
- Из формулы выразите l.
- При каких значениях переменной x имеет смысл выражение:
Слово учителя. Каждый человек любящий свое дело, не требует дополнительных стимулов, чтобы восхищаться оригинальностью решения и его изяществом. Режут слух высказывания некоторых ребят, филологов, артистов, экологов, которые говорят: “Математика нам не нужна. Вот получу оценку в аттестат и забуду математику”. Не тут-то было. Сразу хочется переубедить таких людей, “развернуть” их лицом к математике. Ведь интересен не предмет сам по себе, а исследования окружающего мира посредством этого предмета. Вот таким исследованием взаимоотношений живых организмов между собой и средой их обитания занимается наука экология. Экология – слово греческое, oikos – жилище, logos – учение.
Геккель, немецкий биолог, в 1866 году дал такое определение экологии: “Экология – “сумма знаний, относящихся экономике природы”. Вчитайтесь внимательно, ребята, в это определение и вы увидите, что без математики здесь не обойтись. Какие математические понятия фигурируют в этом определении и что оно означает. Это слово – “сумма”. А что такое сумма?
Вот сегодня мы с вами как раз и увидим, как математика помогает людям решать экологические проблемы.
Работа в тетради:
- см. Именно столько достигают плоды хлебного дерева.
- А знаете ли вы, что старейшее дерево планеты – сосна. Ей столько лет, чему равен х в ходе решения уравнения .
- Самые глубокие корни у фикуса из Южной Африки. Их длина достигает м.
4. А знаете ли вы, ребята, что кукушки и совы являются санитарами леса?
У кукушки необычный аппетит: за один час она сможет съесть количество гусениц, являющееся решением выражения.
[100].
5. Если в лесу появится большое количество насекомых -вредителей, то кукушка расправляется с ними в течение [?] дней. Скольких – вы узнаете, вычислив выражение:
[8 дней].
Вот о таких санитарах леса надо заботиться, охранять их. Бывали случаи, когда всего несколько кукушек спасали большие леса от опасных вредителей.
Работа с учебником:
№ 325; 329; 330; 332
5. Самостоятельная работа (10 мин)
1. Решите уравнения
Вариант 1 | Вариант 2 |
2. Имеет ли смысл выражение при
а) x = 2 ; |
б) x = 0; |
а) x = 3 ; |
б) x = 1/2; |
в) x = 4 ; |
г) x = -1. |
в) x = 7; |
г) x = -4. |
3. Найдите значение выражения:
6. Проверка самостоятельной работы ( 2-3 мин)
1. Решите уравнения
Вариант 1 |
Вариант 2 |
а) x1 = -0,6 ; x2 = 0,6 |
а) x1 = – 1/3 ; x2 = 1/3 |
б) корней нет |
б) корней нет |
в) x = 0 |
в) x = 0 |
2. Имеет ли смысл выражение
а) имеет |
а) имеет |
б) имеет |
б) имеет |
в) не имеет |
в) не имеет |
г) имеет |
г) имеет |
3. Найдите значение выражения:
а) 11 |
а) 7 |
б) 40 |
б) 45 |
в) |
в) |
Учащиеся проверяют правильность выполнения работы и заполняют таблицу.
№ задания |
Выполнено верно |
Выполнено неверно, причина ошибки |
№ 1 а) |
||
№ 1 б) |
||
№ 1 в) |
||
№ 2 а) |
||
№ 2 б) |
||
№ 2 в) |
||
№ 2 г) |
||
№ 3 а) |
||
№ 3 б) |
||
№ 3 в) |
||
Отметка за работу : |
Критерий оценивания работы:
“5” – 10 заданий.
“4” – 8-9 заданий.
“3” – 6-7 заданий.
“2” – меньше 5 заданий.
7. Итог урока
Выставление отметок (учащиеся, которые работали у доски)
Домашнее задание: выбрать 5 заданий на допущенные ошибки в самостоятельной работе.
Рефлексия по проведенному уроку (выбрать смайлик)