Цель данной программы – Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
- Познакомить с основным приемом складывания базовой детали– модульного треугольника;
- Учить читать технологическую карту;
- Расширять Словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
- Учить читать схемы;
- Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.
- Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.
Пояснительная записка.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся,
вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
1. быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые
оригинальные решения;
2. быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Требования эти актуальны и для выпускников коррекционных школ.
Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема
творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной
гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно
из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной
жизни человека, в ней находят свое отражение особенности восприятия человеком
окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития
воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но,
пожалуй, наиболее ярко– творческое воображение и мышление. Одним из видов
конструирования является оригами.
Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами
является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для
британцев – еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами
фигурки – только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт
симпатичными безделушками используют оригами как чисто прикладное искусство.
Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках
голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.
В России свой путь развития. Большинство взрослых отечественных оригамистов –
педагоги, а юные складыватели – их ученики. Можно предположить, что оригами в
России в ближайшее время быстрее всего будет распространяться именно в среде
преподавателей и будет рассматриваться ими как прием обучения и развития многих
навыков у ребят.
Какие навыки и способности развивает оригами у детей с проблемами умственного и
физического развития?
Оригами:
- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
- способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
- совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
- имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
- Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;
- Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.
Занятия оригами с точки зрения психологии получаются
эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и
эстетического развития учащихся.
Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо
важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта.
С целью творческого развития своих воспитанников на протяжении нескольких лет я веду кружок, на котором дети занимаются продуктивной творческой деятельностью.
В своей работе я с успехом применяю “Забавные фигурки”, предложенные Т.Н. Просняковой .
Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. При этом решается и психологическая задача – мне очень хочется, чтобы мои воспитанники были в состоянии эмоционального комфорта, ощущали радость детства.
Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры и одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия оригами. Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги.
Это занятие интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листике скрыты многие образы: кораблик, самолетик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. А из простого модуля можно сложить красивые шары, героев любимых мультфильмов, роскошные цветы, животных, птиц и даже машины, корабли, замки.
Кроме того – занятия оригами несут в себе огромный коррекционный потенциал. Какие навыки и способности развивает оригами у детей с проблемами умственного и физического развития?
Оригами:
- Развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
- Способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
- Совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
- имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
- Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;
- Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте, схеме способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.
Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.
Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта.
При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели, что особенно актуально в работе с детьми с нарушением интеллекта. Модульное оригами (складывание фигур из различных модулей), и особенно создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его модули должны быть такими же аккуратными, как и те, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, поделка выполнена быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание оригинальной поделки-игрушки становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов. Таким образом, занятия оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
Еще одним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит то факт, что единственный рабочий материал в оригами – это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.
Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами, и модульное оригами в частности, – идеальная дидактическая игра, своего рода конструктор, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с умственно отсталыми детьми.
И последний аргумент в пользу занятий модульным оригами – его относительно недавнее появление и распространение в России, а значит– новизна и необычность. А то, что ново, неопознано, необычно, то особенно интересно детям.
Подводя итог вышесказанному, можно еще раз сделать вывод о большой значимости занятий оригами для развития детей с нарушением интеллекта, поскольку нет, пожалуй, ни одной сферы развития личности, на которую бы они не воздействовали.
Ожидаемые результаты.
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность детей должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
Заключение.
Воспитание – это процесс, постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и личности воспитанника. Необходимо всегда помнить, что по мере взросления, развития ребенка, коррекция его дефекта и развития механизмов компенсации его позиция как объекта воздействия меняется. Значение взрослого, его наставления должны приобретать роль инструмента, который ненавязчиво организует поведение нашего подопечного. Сегодня мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.
|
|
|
|