В последние годы развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
При благоприятных условиях у ребенка, их единство может обеспечить интенсивное развитие практических навыков, умственных и художественных способностей, формирование нравственных качеств, становление характера. Вместе с тем обнаруживается, что недостаточное общение с людьми, ограниченность активности, бедность получаемых внешних впечатлений оказывает губительное влияние на все последующее развитие ребенка.
Общаясь с детьми, я сделала следующие выводы: формирование “умных” эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
Наверное, все без исключения хотели бы видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
И соответственно возникает вопрос: Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Бытует мнение, что коммуникативные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Следовательно, можно привести несколько компонентов способности к общению:
1. желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу!”);
2. умение организовать общение (“Я умею!”), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
3. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю!”).
К сожалению, сегодня дети стали меньше общаться со взрослыми, сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные малыши менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Пересмотрев несколько вариантов классификаций эмоций, я решила остановиться на наиболее приемлемой и удобной для практических целей классификации К.Изарда, основанной на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, являются производными предыдущих.
Мною было исследовано эмоциональное развитие детей дошкольного возраста по параметрам, предложенными В.М.Минаевой:
- изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции;
- изучение выразительности речи;
- изучение восприятия детьми графического изображения эмоций;
- изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей;
- изучение детьми понимания своего эмоционального состояния.
Дети были не способны эмоционально выразить свои чувства, понять чувства другого человека и выразить свои чувства в приемлемой форме. По результатам обследования были получены следующие показатели: из 22 человек у 7 детей низкий уровень эмоциональной выраженности, что составляет в процентном соотношении 32%; 13 человек – средний уровень, что составляет 59% и 2 детей – высокий, что составляет 9%. Вся дальнейшая работа с детьми была запланирована с учетом результатов исследования.
У детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации (по разумению взрослых), запрет на слезы (особенно для мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Для многих детей таких запретов на определенные виды поведения, за которыми следует наказание, довольно много. Чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности, обаяния, т.е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения.
С целью обеспечения условий для успешного развития эмоциональной сферы моих воспитанников, была разработана модель педагогического процесса, которая включает в себя: взаимодействие детей друг с другом, со взрослыми, взаимодействие взрослых между собой. Для интеграции взаимодействия всех участников воспитательного процесса была разработана серия игровых коррекционных занятий в сенсорной комнате “Мой маленький мир”. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества, т.е. с переживаниями героев литературных, музыкальных, живописных произведений.
Была разработана картотека игр и серия этюдов, способствующих осознанию способов их адекватного проявления. Ребенок учится выражать свои эмоции. Освоив это, развив в себе такую способность, он одновременно осваивает и адекватные способы привлечения внимания к себе. Этюды представлены на выражение различных эмоций с целью освоения максимально широкого спектра эмоционального реагирования.
Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Но зачастую взрослые забывают, что процесс этот начинается в самом раннем возрасте. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте складывается ощущение благополучия – неблагополучия, которое в некоторой степени может помочь нам предположить, кем он станет в будущем: человеком преуспевающем в любом деле, которое он выполняет или тем, кто считает себя не в силах осуществить намеченное. Для развития самооценки детей на должном уровне был создан цикл игр “Поверь в себя”.
Наиболее удачными формами работы по развитию основных черт личности стали сюжетно – ролевые игры, беседы, ряд развлечений, направленных на формирование желания дошкольников подражать хорошим примерам. Для эмоционального развития дошкольников мною были изготовлены дидактические пособия “Паровоз - настроения”, “Зонт настроения”, помогающие малышам выразить свои чувства, пережить неприятности и радость, а педагогам осуществить личностно – ориентированный подход к каждому ребенку.
Чтобы наглядно показать родителям проблему, которая была выявлена, мы провели совместную викторину “Пойми меня”, в которой участвовали команда взрослых и команда детей. Задания были направлены на развитие эмоций “Покажи настроение”, “Отгадай, что я чувствую”, “Какой характер у этого персонажа”. Родители в наглядной форме увидели проблему. Также родителям преподносился материал просветительской направленности о значении эмоций в жизни, обучении дошкольников. Подача информации проходила в виде практических мероприятий “Вечер при свечах”, “В мире детских эмоций”, “Развитие эмоций у ребенка”, “Давай поговорим”, “Умение сопереживать. Важно или нет?” был проведен опросник, по которому родители могли пригласить специалистов. Совместно с родителями была проведена драматизация по русской народной сказке “Гуси-лебеди”. Смысл драматизации был в том, что каждый ребенок имел свою роль, у некоторых она была вовсе без слов, тем не менее, это не мешало им изобразить ее вербальными средствами. Здесь родители могли наблюдать промежуточные результаты. Дети уже не испытывали разочарования. При подготовке и во время выступления у детей формировались высшие чувства: чувство гордости за своих родителей, чувство ответственности при совместном изготовлении костюмов с родителями, а также праксические чувства (чувства вызванные деятельностью, успехом или неуспехом, трудности при осуществлении и при завершении работы, желания добиться успеха в ней, чувство напряжения, увлечения).
Об эффективности данного направления деятельности говорят наши с родителями общие взгляды, мнения на воспитание детей. Они стали больше уделять внимания на развитие эмоционального мира детей. Выражаясь научным языком, у нас с родителями на данном этапе наступил симбиоз.
После целенаправленного воздействия была проведена заключительная диагностика для выявления эмоциональной подвижности, эмоциональной выраженности в результате которой была замечена положительная тенденция: 1 человек из 22 имеет низкий уровень эмоциональной выраженности, что составляет 4,5 %; 10 детей имеют средний уровень, что составляет 45,5 %; 11 – высокий уровень, что составляет 50 %.
Данная система работы помогает мне создать эмоционально благополучную психологическую обстановку в группе, повышает качество воспитательно-образовательного процесса. Искренние порывы доброго сердца, возмущение злом, несправедливостью - это бесценное наследие, которое люди берут из счастливой поры детства, когда сердце делает первые открытия в познании добра и подлости, любви и предательства. Сохранить, сберечь эти горячие сердца, сделать их более чуткими, живыми - наша великая миссия. И как результат моей долгой, кропотливой работы – это мои воспитанники - уравновешенные, любознательные, активные в познании окружающего мира, участники всех событий, которые проходят в детском саду и городе.
Список использованной литературы
- Данилина Т.А., В.Я.Зедгенидзе, Н.И.Степина “В мире детских эмоций”.
- Клюева Н.В., Ю.В.Касаткина “Учим детей общению”, Ярославль “Академия развития” 1997.
- Минаева В.М. “Развитие эмоций дошкольников”, Москва 2001.
- Мулько И.Ф. “Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет”, Москва 2006.
- “Эмоциональное развитие дошкольника” под редакцией А.Д.Кошелевой.