Тип урока: урок-практикум.
Вид урока: экспериментально-поисковый с элементами дидактической игры.
Цель урока: на основе экспериментальных опытов изучить химические свойства кислот.
Задачи урока:
- обеспечить усвоение обучающимися химических свойств кислот;
- отработать навыки составления уравнений реакций, характеризующих химические свойства кислот;
- формировать умения выделять существенные признаки и свойства кислот, развивать синтезирующее мышление;
- повысить технику химического эксперимента обучающихся;
- выявить способность применения опорных знаний;
- воспитывать положительное отношение к знаниям.
Форма урока: “детективное расследование” химических свойств кислот, основанное на ранее изученных темах.
Оснащение урока: таблица для отслеживания результатов, реактивы: растворы Н 2SO4, NaOH, CиО, Zn, Cи, ZnО, Cи(OH)2, лакмус, ряд активности металлов, таблица “Неорганические кислоты”.
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами открываем “Школу криминалистов”. Цель работы данной школы – на основе экспериментальных опытов изучать химические свойства неорганических веществ. Желающие в данной школе обучаться должны сдать вступительные экзамены, которые будут приниматься в командах. (Происходит формирование команд. Весь класс делится на три группы. Каждая команда занимает определенный стол.) Итак, команды сформированы, можно приступать к испытанию. Для того чтобы определить смогут ли претенденты стать настоящими криминалистами будет работать группа экспертов (обучающиеся класса, либо приглашаются ребята из другого класса), а результаты – заноситься в таблицу (таблица на доске):
команда/тур | К-1 | К-2 | К-3 |
I | |||
II | |||
III | |||
IV |
Учитель: Все претенденты на местах, условия отборочного тура всем известны. Прежде чем приступать к испытаниям, ознакомьтесь с “Правилами безопасности” (Учитель раздает на каждый стол инструкции по технике безопасности при работе с кислотами и обсуждает основные моменты техники безопасности). Можно приступить к испытаниям.
I тур: Найди преступника
Учитель: На месте ограбления был найден кусочек ткани, пропитанный чем-то красным. При его изучении стало ясно, что он принадлежит преступнику. Дальнейшее расследование помогло обнаружить место работы предполагаемого преступника – один из химических заводов, где и произошло ограбление.
Химический завод имеет 3 цеха. В каждом из них использовалось одно из перечисленных веществ: серная кислота, гидроксид натрия, вода. Помогите следствию уменьшить область поиска преступника, определите цех, в котором он работает.
Цех № 1 – серная кислота;
Цех № 2 – гидроксид натрия;
Цех № 3 – вода.
Ребята выполняют лабораторное исследование. В 3-х пробирках под номерами 1, 2 и 3 находятся серная кислота, гидроксид натрия и вода. Необходимо при помощи лакмусовой бумажки определить, в какой пробирке находится кислота. Оформить исследование можно таким способом:
Вещество | Цвет индикатора |
H2SO NaOH H2O |
Красный Синий Не изменился |
Учитель: в каком же цехе работает преступник?
Ответ: в цехе № 1 – серная кислота.
Конкурс оценивается по трехбалльной системе, учитывая время, затраченное на определение вещества.
Учитель: Для того, чтобы стать хорошим криминалистом необходимо уметь составлять фоторобот преступника и уметь правильно сделать описание места преступления. И вам сейчас предстоит составить описание “внешности преступника”.
II тур: Узнай преступника.
На демонстрационном столе растворы кислот: серной, соляной и азотной. К раствору каждой кислоты учитель приливает лакмус или метиловый оранжевый.
Вопрос I команде: Какие вещества называют кислотными?
Ответ: кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.
Вопрос II команде: Какой состав имеют кислоты?
Ответ: в состав кислот входит водород и кислотный остаток.
Вопрос III команде: По каким признакам классифицируют кислоты?
Ответ: по числу атомов водорода – одноосновные и многоосновные, по присутствию кислорода – кислородосодержащие и бескислородные.
Вопрос I команде: Как определить валентность кислотного остатка?
Ответ: по числу атомов водорода.
Вопрос II команде: Как изменится цвет метилоранжа при добавлении его в кислоту?
Ответ: он станет красным.
Вопрос III команде: Серная кислота это двухосновная, кислородосодержащая кислота?
Ответ: да.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, если команда не отвечает, вопрос передается другой команде.
Учитель: Описать предметы преступника вы можете. Молодцы! А вот сможете ли вы, узнать подозреваемого в “лицо”? Вот вам следующее задание.
Далее выполняется тренировочное упражнение с использованием приемов развития творческих способностей.
Задание I команде : Исправьте формулы веществ:
H2CL , H2PO3 , H3NO3 , HSO4 , H2CO4
Ответ: HCL, H3PO4, HNO3, H2SO4, H2CO3
Задание II команде: Напишите правильные формулы веществ, переставив фрагменты местами: PO4H3 , SH2O4 , NHO3 , O3CH2 , CLH
Ответ: H3PO4, H2SO4 , HNO3 , H2CO3 , HCL
Задание III команде: Игра “Третий лишний”. В каждом ряду выберите одно вещество лишнее:
а) HCL, H3PO4, СаО;
б) H2O, HCL, HNO3 ;
в) HCL, HNO3, H2S;
г) СО2, H2CO3, CO.
Ответ: а) СаО; б) H2O; в) HNO3 г) H2CO3)
Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Учитель: Любой детектив должен не только уметь сделать описание преступника, но и провести следственный эксперимент. И такой эксперимент вы сейчас проведете.
III тур: Следственный эксперимент.
Каждая команда получает карточку с заданием, результат исследования оформляет в таблицу:
Вещество | Что наблюдали | Уравнения реакций |
Учитель: Но прежде чем, приступить к заданию, вспомните правила техники безопасности при работе с кислотами и основаниями.
Ребята читают инструктаж по технике безопасности на корточках на карточках группы на столе.
Учитель: А теперь получите инструктивные карточки и начинайте эксперимент.
Задания для команд:
I команда: Возьмите 2 пробирки: одна с кусочками цинка, другая кусочками меди. Добавите к каждому из металлов немного раствора серной кислоты. Для оформления таблицы воспользуйтесь учебниками на стр. 78–79.
Ответ:
Вещество | Что наблюдали | Уравнения реакций |
Zn и H2O Cu и H2SO4 |
Выделился газ Реакции нет |
Zn + H2SO4 → Zn SO4 +
Н2
– |
II команда: Возьмите 2 пробирки: одна с оксидом цинка, а другая с оксидом меди. В каждую пробирку прилейте раствор серной кислоты. Для оформления таблицы воспользуйтесь учебником на стр. 79–80.
Ответ:
Вещество | Что наблюдали | Уравнения реакций |
ZnO и H2SO4 CuО и H2SO4 |
Идет бурная реакция Раствор стал голубого цвета |
ZnО + H2SO4 → ZnSO4 +
H2О CuО + H2SO4 → CuSO4 + H2О |
III команда: возьмите 2 пробирки: одна – с гидроксидом натрия, а вторая с гидроксидом меди (II). (Гидроксид меди (II) предварительно получаю перед уроком). В каждую пробирку добавьте раствор серной кислоты.
Ответ:
Вещество | Что наблюдали | Уравнения реакций |
NаOH и H2SO4 фенолфталеин Cu(OH)2 и H2SO4 |
Раствор обесцветился Осадок растворился |
2 NаOH + H2SO4 → Nа2SO4
+ 2H2О Cu(OH)2 + H2SO4 → CuSO4 + 2H2О |
Учащиеся выполняют задания. По мере выполнения один представитель от команды выходит к доске и заполняет соответствующую таблицу на доске.
Оценивается конкурс по десятибалльной системе.
Учитель: Скажите, пожалуйста, а были ли какие-нибудь неожиданности у команд при выполнении этого задания?
Ответ: Да. Медь не реагирует с серной кислотой.
Вопрос: Почему же такое произошло? Криминалист должен уметь объяснить и такой неожиданный факт.
Учитель: По способности вытеснить водород из кислот металлы можно разделить на две группы и сложить в следующий ряд.
Ребята с учителем работают с рядом активности металлов на стенде и в учебнике на стр. 79.
Учитель: Этот ряд металлов называют вытеснительным рядом металлов или рядом Н.Н. Бекетова – по имени ученого, в XIX веке изучавшего взаимодействие металлов со сложными веществами.
Учитель: детективное расследование когда-то заканчивается. И детектив, и криминалист должен уметь правильно подготовить документы к сдаче в архив, но для этого необходимо проанализировать собранные материалы и привести их в систему. Мы заканчиваем свое детективное расследование. Следовательно, должны проследить цепочку причин и “последствий поведения” кислот. Приступаем к завершающему этапу нашего отбора в “Криминалисты”. Итак, последний тур.
IV тур: Логическая цепочка.
На данном этапе обучающиеся выполняют упражнения стандартного типа. На доске ряд превращений.
Задание: Напишите уравнения реакций, укажите их тип и назовите полученные вещества: SO3 →H2SO4 → MgSO4
Ответ: 1) SO3 + H2О → H2SO4 – реакция соединения
2) H2SO4 + MgO → MgSO4 + H2О – реакция обмена
Задание оценивается по 2-х бальной системе. Первая команда, выполнившая задание работает у доски.
Подводятся итоги урока, выставляются отметки участникам конкурса с аргументацией поставленных отметок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания.
Задание на дом: Прочитайте параграф № 15, выполните упр. № 5 на стр. 81.