Цели. Усвоение алгоритма умножения на двузначное число и практическое его применение.
Закрепление взаимосвязей между s, v, t
Задачи:
- содействовать формированию новых способов действия при письменном умножении на двузначное число;
- закреплять решение задач на движение;
- содействовать развитию самостоятельности, используя проблемные ситуации.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник “Математика” 4 класс (авт. М.И. Моро и др.), рабочая тетрадь по математике на печатной основе № 2, карточки с ответами, индивидуальные карточки с алгоритмом умножения.
Ход урока
Деятельность учителя. | Деятельность учеников. | ||||
1. Постановка учебной задачи. | |||||
В начале урока предлагаю повторить некоторые свойства
арифметических действий, которые сегодня будем применять на уроке.
Презентация. (Слайд 1) а + 0 = а, 1 х а = а, а х 1 = а, 0 х а = 0, а х 0 = 0, а х (в + с) = а х в + а х с Скажите, вам нравится покрытие пола на втором этаже? Чем? А хотели бы вы, чтобы в нашем классе на полу было что-то подобное? Я предлагаю вам узнать, сколько потребуется этого покрытия, чтобы застелить пол в классе? Иными словами нужно узнать площадь пола в классе. Форму какой геометрической фигуры имеет пол в классе? Повторим правило нахождения площади прямоугольника. Произведя необходимые измерения, установили, что длина пола – 5м7дм, а ширина – 3м5дм. Прежде чем вычислять площадь, что необходимо сделать? Запишем выражение: 57 х 35 = 57 х (30 + 5) = 57 х 30 + 57 х 5 = 1710 + 285 = 1995 (кв. дм) Легко ли выполнить умножение в уме? А если трудно умножать в уме, как следует поступить? Правильно, столбиком. Посмотрите, какой длинный путь пришлось проделать, чтобы найти значение выражения. Подумайте и скажите, может, есть решение короче? Совершенно верно, вычисление можно записать короче, в столбик. В этом и заключается письменное умножение на двузначное число. Обратите внимание на тему урока. Новое для вас выделено. Значит, чему будем сейчас учиться? Сегодня будем учиться умножать на двузначное число в столбик. |
Называют словесную формулировку свойств, отображенных на экране. Отвечают на поставленный вопрос аргументировано.
Повторяют правило нахождения площади прямоугольника.
Выполняют перевод единиц измерения в дм. Записывают выражение в тетрадь, один комментирует. Отвечают на вопрос учителя, записывают промежуточные результаты столбиком.
Предлагают способы решения.
Формулируют цель урока. |
||||
2. “Открытие” детьми нового знания. |
|||||
Итак, запишем решение этого примера столбиком. Сделаем
это по шагам. (Слайд 2) Шаг первый. Правильно подписать числа друг под другом. Единицы – под единицами, десятки – под десятками. Шаг второй. Умножаем первый множитель на единицы второго множителя. Получаем первое неполное произведение. Шаг третий. Умножаем первый множитель на десятки второго множителя. Получим второе неполное произведение. Внимание! Шаг четвертый. Раз умножаем на десятки, то подписывать начнем под десятками. Чтобы не забыть об этом, поставим точку. Шаг пятый. Складываем неполные произведения. Читаем ответ. Теперь сравните первую запись со второй. Сделайте вывод. Алгоритм умножения на двузначное число можно представить в виде схемы. (Слайд 3) |
Слушают учителя, записывают решение в
столбик по алгоритму.
Сравнивают обе записи, делают вывод, что вторая – рациональнее. Рассматривают схему, определяя первое и второе неполные произведения, а также конечный результат. |
||||
3. Первичное закрепление | |||||
Пользуясь алгоритмом и схемой, поупражняемся в
умножении на двузначное число столбиком. Каждый из вас решит по одному
примеру с подробным объяснением. Откройте учебник на 35 странице. Найдите № 166. Решим первые три примера. |
Комментируют каждую искомую ситуацию, проговаривают вслух установленный алгоритм действий. | ||||
4. Физкультминутка | |||||
Комплекс упражнений для младших школьников на уроках с элементами письма. (Приложение 1) | Повторяют за учителем упражнения. | ||||
5. Самостоятельная работа с проверкой в классе. | |||||
Думаю, что самостоятельно вы также хорошо
справитесь с решением. Раб. тетр. № 2, с.32, № 8 (2). Три первых примера: Проверка. Оценивание. Внимательно посмотрите на карточки с ответами всех примеров, которые
вы решили. Расположите их в порядке возрастания. Переверните их и
прочитайте, чем мы займемся дальше. |
Адекватно оценивают свои действия,
проговаривают алгоритм действия “про себя”. Работают в тетрадях на
печатной основе.
Располагают карточки с ответами в порядке возрастания, переворачивают их и читают слово, которое получилось (ЗАДАЧА). |
||||
6. Повторение и закрепление ранее изученного материала. | |||||
Правильно. Посмотрите на величины и
скажите, какую задачу будем решать? (Слайд 4) Правильно, задачу на движение. Повторим, как связаны между собой данные величины? Приступим к решению задачи. Учебник, с. 35, № 167 |
Рассматривают на экране величины, отвечают
на вопрос учителя. Повторяют правила нахождения скорости, времени и расстояния. Читают условие задачи, делают чертеж на доске, по вопросам учителя выявляют взаимосвязи между данными и искомыми в задаче, составляют план решения, записывают решение в тетрадь. |
||||
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |||||
Вот и подходит к концу наш урок. Хотела еще
раз напомнить вам алгоритм умножения, но карточки рассыпались. Помогите
восстановить последовательность шагов. В заключение урока предлагаю вам побывать в роли учителя и проверить решение одного ученика. Посмотрите внимательно на решение и скажите, можно ли не производя вычислений определить, какую ошибку он совершил? Если затрудняетесь, вспомните пошаговое умножение на двузначное число. (Слайд 5) Всем спасибо за активную работу. До свидания. |
Группой обсуждают последовательность шагов, один у
доски выстраивает алгоритм из разрезанных карточек. Рассматривают решение, с целью найти ошибку, при затруднении используют алгоритм |
Список литературы.
- Большая энциклопедия начальной школы. Школьная программа вместе с родителями. В 2-х т. Т.1. – СПб.: “Издательский Дом “Нева””; М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2002. – 448 с.
- Корчагина О.Ю., Волошина О.И. Математика: Справочник для учителей и родителей. Начальная школа. – М.: Дрофа, 1997. – 208 с.
- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова Таблицы по математике для начальной школы Учебное пособие ООО “Издательство Астрель”, 2005.
- Смолеусова Т.В. Математика в схемах и таблицах: “Справочник для учителей начальных классов. – Самара: Корпорация “Федоров”, Издательство “Учебная литература”, 2005. – 48 с.
- Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга 2: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000. – 256 с.