Урок русского языка в 7-м классе "Понятие о причастном обороте"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Образовательные:
  • дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову;
  • формировать умения устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, определять границы причастного оборота в предложении;
  • Развивающие:
  • развивать навыки самостоятельной работы;
  • развивать виды речевой деятельности учащихся;
  • грамотно аргументировать свою позицию;
  • Воспитательные:
  • воспитывать патриотизм,
  • любовь к русскому языку;

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим разговор о причастии. Запишите число и тему урока. Опираясь на тему урока, попробуйте сами определить цели занятии. В это вам помогут опорные слова: (Приложение 1, слайды 1, 2)

            Понять
            Усвоить
            Научиться

(Понять, что такое причастный оборот, роль причастного оборота в предложении. Усвоить, как графически выделяется причастный оборот. Научиться устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, находить причастные обороты в предложении)

Кроме этого на уроке мы познакомимся с фактами из биографии нашего героя-земляка – Сергея Яковлева.

II. Словарная работа

Учитель: И начнем мы со словарной работы. (Слайд 3) Запишите данные слова и словосочетания в тетрадь, вставьте пропущенные буквы:

Воины-интернац…оналисты, Афганистан, душманы, афганский народ, п…триот, п…триотизм, подвиг, интернац…ональный долг, советские в…йска.

(Слайды 4,5)

– Определите лексическое значение слов;
– Какой темой они объединены?
– С каким событием в истории России их можно связать?

(Слайд 6)

Учитель: Война в Афганистане во второй половине XX столетия. По просьбе афганского правительства с целью защитить народ Афганистана, помочь отстоять независимость Республики, в этой стране находился ограниченный контингент советских войск. Свой интернациональный долг с честью выполняли и чистопольцы. Не всем суждено было вернуться. Защищая мир афганского народа, погибли Сергей Чичеров, Алеша Батянов, Радик Хаятов. Среди них и герой советского союза Сергей Яковлев – выпускник школы №1. (Слайд 7)
Перед вами текст о последнем бое Сергея Яковлева.
Прочитайте текст. Определите его тему, подумайте, как его можно озаглавить. (Слайд 8). У каждого ученика распечатка текста (Приложение 2)

III. Работа по тексту (Слайды 9, 10):

  1. Что вы узнали о Сергее Яковлеве из этого письма?
  2. Чему мы можем учиться у Сергея? Какие качества должны воспитать в себе?
  3. Докажите, что перед вами текст.
  4. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
  5. Найдите в тексте предложения с причастиями. Подчеркните их. Докажите на одном примере, что это причастие.

IV. Работа по карточкам: заполняют пропуски (Слайд 11)

Тестовая проверка знаний и умений по теме « Причастие» (Приложение 3)

а) Восполните недостающее в определении причастия:

Причастие – это …, которая обозначает признак … и отвечает на вопросы …

б) Зачеркните лишнее:

Причастия бывают сов., несов.в; наст., прош., буд. вр.

в) Восполните недостающее:

Причастие изменяется по родам, …

V. Изучение нового материала

Запишите данные словосочетания с причастиями, выделите окончания причастий, укажите главное и зависимое слова.

Выполнявшему боевую задачу, в указанный район, командовавший взводом, подбежавший фельдшер, окружившие с трех сторон, наседавших бандитов, любившего свою Родину, приближающаяся помощь

– Что называется главным словом?
– Что называется зависимым словом?

Запись в тетрадях:

Главное слово – определяемое слово, у которого есть определение (от него задается вопрос)
Зависимое слово – слово, которое зависит от другого (главного) (к нему задается вопрос).

– Что вы можете сказать о роли причастия в словосочетании?

Вывод: причастие в словосочетании может выступать как в качестве зависимого слова, так и в качестве главного слова, т.е. может подчинять себе другие слова. (Слайд 16).

Выпишите словосочетания в два столбика: (Слайд 17).
1 – причастие + зависимое слово, 2 – главное слово (определяемое) + причастие

Хранящих боевые традиции, выполнявших патриотический долг, приближающаяся помощь, отдыхающие бойцы, над сияющей землей, служащие Родине.

Учитель: Причастие, имеющее зависимые слова, называется причастным оборотом. Таким образом, в каком столбике у вас записаны причастные обороты? (Во втором)
Причастный оборот, как смысловой отрезок, является одним членом предложения, поэтому мы ограничиваем его с двух сторон палочками. Как вы думаете, каким членом предложения будет причастный оборот? (Определением). Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением). (Слайд 18).

Учитель: В словосочетании, где причастный оборот выступает в роли главного слова, может быть не одно, а два и более зависимых слов, причем эти слова могут быть различными частями речи. (Слайд 19)

Бандиты, с трех сторон окружившие ребят, вели прицельный огонь из автоматов.

Запишите предложения, выделите причастные обороты с определяемыми словами. (Слайд 20).

1. На другой день преследовавшие неприятеля войска получили приказ возвратиться в лагерь.
2. Наш народ выступает против войны, несущей безумие и разрушение.
Где могут находиться зависимые слова в причастном обороте? Может ли определяемое слово оказаться внутри причастного оборота?

Вывод (Слайд 21):

  • зависимые слова в причастном обороте должны находиться всегда рядом с причастием;
  • определяемое слово не может находиться внутри причастного оборота; причастный оборот находится до или после определяемого слова.

VI. Актуализация знаний

Задание выполняется по группам. (Слайды 22-25):

I. Вставьте в предложения причастные обороты. (Приложение 4)

1) В нашем городе установлен памятник воинам.
2) Каждый год 15 февраля, в день вывода Советских войск с территории Республики

Афганистан, воины-афганцы собираются вместе, чтобы вспомнить дни и почтить память товарищей.

(погибшим в афганской войне, оставившие суровый след в их нелегкой судьбе, не вернувшихся с войны

1) В нашем городе установлен памятник воинам, погибшим в афганской войне.
2) Каждый год 15 февраля, в день вывода Советских войск с территории Республики

Афганистан, воины-афганцы собираются вместе, чтобы вспомнить дни, оставившие суровый след в их нелегкой судьбе, и почтить память не вернувшихся с войны товарищей.

II. Составьте текст из рассыпанных слов. Графически выделите причастные обороты

1) Афганистана, преклоняемся, защищавших, перед, мы, ценой, жизни, советских, мужеством, солдат, мирный народ.
2) Память, свой, честно, о воинах, погибших, воинский, сердцах, выполнивших, останется, долг, в наших

1) Мы преклоняемся перед мужеством советских солдат, ценой жизни защищавших мирный народ Афганистана.
2) Память о погибших воинах, честно выполнивших свой воинский долг, останется в наших сердцах.

VII. Творческая работа «Каким я представляю человека на портрете» (Слайд 26)

Ученики составляют текст, включая причастные обороты.

VIII. Итоги урока. Рефлексия (Слайды 27, 28):

Ученики:

  • Осмыслили, что такое причастный оборот, как употребляются предложения с причастным оборотом в речи
  • Усвоили: как графически обозначать причастный оборот;
  • Научились: находить причастный оборот, устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами.

IX. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «На страже Родины», используя причастные обороты, обозначить их графически. Некоторые учащиеся должны выполнить задания на карточках: вам надо будет найти в тексте причастные обороты, графически их обозначить. (Слайд 29)

– Молодцы! Хорошо все поработали сегодня, но хочу отметить …