Цели:
- Образовательные:
- дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову;
- формировать умения устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, определять границы причастного оборота в предложении;
- Развивающие:
- развивать навыки самостоятельной работы;
- развивать виды речевой деятельности учащихся;
- грамотно аргументировать свою позицию;
- Воспитательные:
- воспитывать патриотизм,
- любовь к русскому языку;
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим разговор о причастии. Запишите число и тему урока. Опираясь на тему урока, попробуйте сами определить цели занятии. В это вам помогут опорные слова: (Приложение 1, слайды 1, 2)
Понять
Усвоить
Научиться
(Понять, что такое причастный оборот, роль причастного оборота в предложении. Усвоить, как графически выделяется причастный оборот. Научиться устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, находить причастные обороты в предложении)
Кроме этого на уроке мы познакомимся с фактами из биографии нашего героя-земляка – Сергея Яковлева.
II. Словарная работа
Учитель: И начнем мы со словарной работы. (Слайд 3) Запишите данные слова и словосочетания в тетрадь, вставьте пропущенные буквы:
Воины-интернац…оналисты, Афганистан, душманы, афганский народ, п…триот, п…триотизм, подвиг, интернац…ональный долг, советские в…йска.
(Слайды 4,5)
– Определите лексическое значение слов;
– Какой темой они объединены?
– С каким событием в истории России их можно
связать?
(Слайд 6)
Учитель: Война в Афганистане во второй
половине XX столетия. По просьбе афганского
правительства с целью защитить народ
Афганистана, помочь отстоять независимость
Республики, в этой стране находился ограниченный
контингент советских войск. Свой
интернациональный долг с честью выполняли и
чистопольцы. Не всем суждено было вернуться.
Защищая мир афганского народа, погибли Сергей
Чичеров, Алеша Батянов, Радик Хаятов. Среди
них и герой советского союза Сергей Яковлев –
выпускник школы №1. (Слайд 7)
Перед вами текст о последнем бое Сергея Яковлева.
Прочитайте текст. Определите его тему,
подумайте, как его можно озаглавить. (Слайд
8). У каждого ученика распечатка текста (Приложение 2)
III. Работа по тексту (Слайды 9, 10):
- Что вы узнали о Сергее Яковлеве из этого письма?
- Чему мы можем учиться у Сергея? Какие качества должны воспитать в себе?
- Докажите, что перед вами текст.
- Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
- Найдите в тексте предложения с причастиями. Подчеркните их. Докажите на одном примере, что это причастие.
IV. Работа по карточкам: заполняют пропуски (Слайд 11)
Тестовая проверка знаний и умений по теме « Причастие» (Приложение 3)
а) Восполните недостающее в определении причастия:
Причастие – это …, которая обозначает признак … и отвечает на вопросы …
б) Зачеркните лишнее:
Причастия бывают сов., несов.в; наст., прош., буд. вр.
в) Восполните недостающее:
Причастие изменяется по родам, …
V. Изучение нового материала
Запишите данные словосочетания с причастиями, выделите окончания причастий, укажите главное и зависимое слова.
Выполнявшему боевую задачу, в указанный район, командовавший взводом, подбежавший фельдшер, окружившие с трех сторон, наседавших бандитов, любившего свою Родину, приближающаяся помощь
– Что называется главным словом?
– Что называется зависимым словом?
Запись в тетрадях:
Главное слово – определяемое слово, у которого
есть определение (от него задается
вопрос)
Зависимое слово – слово, которое зависит от
другого (главного) (к нему задается
вопрос).
– Что вы можете сказать о роли причастия в словосочетании?
Вывод: причастие в словосочетании может выступать как в качестве зависимого слова, так и в качестве главного слова, т.е. может подчинять себе другие слова. (Слайд 16).
Выпишите словосочетания в два столбика: (Слайд
17).
1 – причастие + зависимое слово, 2 – главное
слово (определяемое) + причастие
Хранящих боевые традиции, выполнявших патриотический долг, приближающаяся помощь, отдыхающие бойцы, над сияющей землей, служащие Родине.
Учитель: Причастие, имеющее зависимые
слова, называется причастным оборотом. Таким
образом, в каком столбике у вас записаны
причастные обороты? (Во втором)
Причастный оборот, как смысловой отрезок,
является одним членом предложения, поэтому мы
ограничиваем его с двух сторон палочками. Как вы
думаете, каким членом предложения будет
причастный оборот? (Определением). Почему вы
пришли к такому выводу? (Причастие является
определением, значит и причастный оборот будет
определением). (Слайд 18).
Учитель: В словосочетании, где причастный оборот выступает в роли главного слова, может быть не одно, а два и более зависимых слов, причем эти слова могут быть различными частями речи. (Слайд 19)
Бандиты, с трех сторон окружившие ребят, вели прицельный огонь из автоматов.
Запишите предложения, выделите причастные обороты с определяемыми словами. (Слайд 20).
1. На другой день преследовавшие неприятеля
войска получили приказ возвратиться в лагерь.
2. Наш народ выступает против войны, несущей
безумие и разрушение.
Где могут находиться зависимые слова в
причастном обороте? Может ли определяемое слово
оказаться внутри причастного оборота?
Вывод (Слайд 21):
- зависимые слова в причастном обороте должны находиться всегда рядом с причастием;
- определяемое слово не может находиться внутри причастного оборота; причастный оборот находится до или после определяемого слова.
VI. Актуализация знаний
Задание выполняется по группам. (Слайды 22-25):
I. Вставьте в предложения причастные обороты. (Приложение 4)
1) В нашем городе установлен памятник воинам.
2) Каждый год 15 февраля, в день вывода Советских
войск с территории Республики
Афганистан, воины-афганцы собираются вместе, чтобы вспомнить дни и почтить память товарищей.
(погибшим в афганской войне, оставившие суровый след в их нелегкой судьбе, не вернувшихся с войны
1) В нашем городе установлен памятник воинам,
погибшим в афганской войне.
2) Каждый год 15 февраля, в день вывода Советских
войск с территории Республики
Афганистан, воины-афганцы собираются вместе, чтобы вспомнить дни, оставившие суровый след в их нелегкой судьбе, и почтить память не вернувшихся с войны товарищей.
II. Составьте текст из рассыпанных слов. Графически выделите причастные обороты
1) Афганистана, преклоняемся, защищавших, перед,
мы, ценой, жизни, советских, мужеством, солдат,
мирный народ.
2) Память, свой, честно, о воинах, погибших,
воинский, сердцах, выполнивших, останется, долг, в
наших
1) Мы преклоняемся перед мужеством советских
солдат, ценой жизни защищавших мирный народ
Афганистана.
2) Память о погибших воинах, честно выполнивших
свой воинский долг, останется в наших сердцах.
VII. Творческая работа «Каким я представляю человека на портрете» (Слайд 26)
Ученики составляют текст, включая причастные обороты.
VIII. Итоги урока. Рефлексия (Слайды 27, 28):
Ученики:
- Осмыслили, что такое причастный оборот, как употребляются предложения с причастным оборотом в речи
- Усвоили: как графически обозначать причастный оборот;
- Научились: находить причастный оборот, устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами.
IX. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «На страже Родины», используя причастные обороты, обозначить их графически. Некоторые учащиеся должны выполнить задания на карточках: вам надо будет найти в тексте причастные обороты, графически их обозначить. (Слайд 29)
– Молодцы! Хорошо все поработали сегодня, но хочу отметить …