Задачи:
- Учить детей рисовать узоры, чередуя элементы в заданном ритме; соотносить ритмический рисунок с движениями и с ритмическими звуками.
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление; общую и мелкую моторику.
- Упражнять: в рисовании тычком; в умении выкладывать ритмический узор из геометрических фигур.
- Воспитывать: отзывчивость, желание оказывать помощь, навыки сотрудничества со сверстниками и педагогом.
Оборудование: фартуки и ленточки (по одному на каждого ребёнка); часы; аудиозапись: «биения сердца» для пальчиковой игры «Рисование»; парные карточки с изображением ритмических узоров; карточки с изображением ритмических узоров – 3 шт. и 1 – с хаотично расположенным ритмическим рисунком; д/и «Выложи узор» – 6 шт.; кастрюли – 7 шт.; ложки – 14 шт.; образцы; тычки, подставки, салфетки, бумажные тарелки, баночки с водой
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть
Дети с воспитателем входят в группу. На столах расставлена посуда, украшенная разнообразными узорами.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня пришли в мастерскую, а мастерская это не простая. Здесь расписывают посуду. Посмотрите, нас встречает мастер-художник.
Мастер: Здравствуйте, ребятушки, рад вас видеть в своей мастерской. Посмотрите, сколько посуды я украсил – расписал. Много узоров я знаю, хочу и новым научиться. Вот мои друзья-художники и пригласили меня в гости: свои узоры показать, да на другие посмотреть. Только не могу я поехать – много работы, видите, сколько тарелок не украшено. Вот были бы у меня помощники, они бы меня выручили – тарелочки расписали бы.
Воспитатель: Ребята, давайте выручим мастера; станем его помощниками.
Мастер: Вот спасибо, тогда своим помощникам я раздам фартуки, чтобы не испачкались, и, повязки, чтобы волосы в работе не мешали. Совсем как у меня.
(Воспитатель и мастер помогают детям надеть костюмы.)
Мастер: Молодцы, ребятушки, теперь я спокойно могу отправиться в гости. До встречи, я спешу.
Воспитатель: Подожди, мастер, а как же нам расписывать твои тарелочки.
Мастер: Как украсить тарелочки вам подскажут ваши добрые сердечки.
2. Основная часть
Беседа воспитателя с детьми
Воспитатель: Да, ребята, задал нам
задачку мастер. Присаживайтесь на ковёр.
– Что это, мастер, сказал про ваши сердечки?
– Где у нас находится сердце? (Слева)
– Положите руку на сердце, послушаем, как оно
бьётся. (Звучит аудиозапись биения сердца).
– Сердце бьётся в определённом порядке что
будет, если этот порядок нарушится? (Человек
заболеет)
– У меня есть часы, послушаем, как они тикают. Что
будет, если они станут тикать не правильно? (Часы
сломаются)
– Подумайте, а во временах года есть свой
порядок. Назовите времена года по порядку! (Ответы
детей)
– Может этот порядок измениться? Почему? (Ответы
детей)
– Мы с вами выяснили, что в природе, в
человеческом организме есть свой порядок, и он
измениться не может.
– Такой порядок называется ритм.
Воспитатель: Вставайте, подойдите к мольберту. Поиграем в игру:
Рис. 1 |
Дидактическая игра «4-й лишний» (Рис. 1) Инструкция: Внимательно посмотрите на узоры. Какой из них лишний? Почему? (Ответы детей) |
Воспитатель: Выходите на ковёр. У меня есть карточки с ритмическими узорами, они парные.
Дидактическая игра «Парные картинки» (Рис. 2, 3)
Рис. 2 |
Рис. 3 |
Инструкция: Посмотрите на карточки и встаньте парами.
Воспитатель: У каждой пары на карточках нарисован свой ритм. Подойдите к столу, поиграем в игру «Выложи узор» (Рис. 4)
Рис. 4 |
Инструкция: Выложите свой узор на кувшинах с помощью разноцветных кругов. |
Чтобы ваши пальчики были ловкими, поиграем в игру «Пальчики» (аудиозапись)
(Ладони детей расположены на поверхности стола, пальцы раздвинуты. Поочередно, одноименными пальцами обеих рук они отстукивают ритм песни.)
Инструкция: Выполняйте задание.
Проверка: сравнение карточек с получившимися узорами.
Воспитатель: Подойдите к мольберту. Ритм можно не только рисовать и выкладывать, но его можно и отстукивать. В этом нам помогут кастрюли и ложки (раздаются кастрюли и ложки). Присаживайтесь на ковёр. Поиграем в игру: «Музыкальные инструменты» (Рис. 5, 6)
Рис. 5 |
Рис. 6 |
Инструкция: Красный цветок заменим ударом – ложку о ложку, а синий цветок – хлопком по кастрюле. Проиграем узор (воспитатель указкой дирижирует, дети играют на посуде).
Рис. 7 |
Воспитатель:
Ритмический узор можно показать в движениях. |
Рис. 8 Рис. 9 |
Рис. 10 |
Инструкция: красный цветок заменим хлопком в ладоши, синий – притопом (под аудиозапись дети выполняют движения, воспитатель указкой показывает их на узоре).
Рис. 11 Объяснение с демонстрацией образцов |
Воспитатель: Много мы играли, пора за работу приниматься. Подойдите к мольберту; посмотрите на тарелочки с узорами, их оставил мастер. (Рис. 11). Как вы думаете, чем нарисованы цветы? (Тычками) |
Подойдите к столу и проверьте всё, что понадобиться вам для работы (дети проверяют рабочие места). А готовы ли ваши пальчики к работе? Встаньте в круг друг за другом. Поиграем в игру «Рисование» (пальчиковая гимнастика с элементами массажа).
(Дети стоят в кругу, друг за другом. Они выполняют движения по тексту пальцами на спинах друг у друга)
Мы кружок нарисовали (круговые движения указательными пальцами обеих рук)
Наши пальчики устали (встряхивание кистями рук в воздухе)
Мы немного отдохнём
И рисовать начнём.Мы черту нарисовали (движения указательными пальцами сверху вниз)
Наши пальчики устали (встряхивание кистями рук в воздухе)
Мы немного отдохнём
И рисовать начнём.Мы волну нарисовали (указательными пальцами «рисуем» волну)
Наши пальчики устали (встряхивание кистями рук в воздухе)
Мы немного отдохнём
И рисовать начнём.Точки мы нарисовали (постукивание кончиками пальцев обеих рук)
Наши пальчики устали (встряхивание кистями рук в воздухе)
Мы немного отдохнём
И рисовать начнём.
3. Выполнение работы
Инструкция: Ещё раз рассмотрите образцы и украсьте края тарелок ритмическими узорами. Вспомните, что обязательно нужно проверить?
Дети самостоятельно выполняют задание воспитателя. (Рис. 12) |
Рис. 12 |
4. Итог
В группу входит мастер
Рис. 13. Подведение итогов |
Мастер: Вот спасибо, помощники, выручили меня. Какие красивые тарелочки получились. Да узоры то ритмические. (Рис. 13) |
Воспитатель: Да, мастер, мы не только рисовать ритмические узоры научились, но и можем эти узоры станцевать и простучать на ложках и кастрюлях.
Мастер: Очень интересно. А мне покажите? (Дети показывают мастерство)
Воспитатель: Вот и всё, мастер, ребятам пора уходить. Попрощаемся. (Дети прощаются).
Мастер: До свидания, ребята, приходите ещё, а ленточки и фартучки оставьте себе, таким умельцам они ещё не раз пригодятся.