Программа "Страна Изобразилия" (основы изобразительного и декоративно-прикладного искусства)

Разделы: МХК и ИЗО


Актуальность

Все дети любят рисовать и делать поделки. Работа с разнообразными материалами развивает у ребенка художественный вкус, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, развивает мелкую моторику руки, пространственное воображение. Лист бумаги, краски, цветная бумага, ножницы и пластилин помогают детям познавать мир и рассказывать о нем, передавать свои эмоции, впечатления. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Художественная деятельность таким детям предоставляет возможность почувствовать себя творцом, укрепить уверенность в себе, пробудить творческий потенциал, научиться моделировать коммуникативный процесс в общении.

Рисунок и лепка, являются одной из доступных форм высказывания для детей с ОВЗ. В своих работах ребенок передает не только то, что он видит в окружающей жизни, но и свои фантазии, дает волю воображению, что помогает ему осознать и изменить свое отношение к тем или иным явлениям или событиям, и научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания.

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья занятия изобразительным искусством может оказаться и просто интересным хобби, которое поможет уберечь и защитить его оттого, что мешает ему нормально развиваться и даст радость творчества, познания и общения, как с собственными произведениями, так и с окружающими людьми.

Исходя из этого, возникла необходимость создания программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству для коррекционных учреждений VIII вида. Данная программа определяет содержание кружковой работы во внеурочной деятельности и ориентирована на развитие творческих способностей детей.

Тип программы образовательная (решаются задачи обучения, развития, воспитания), комплексная (включает 6 разделов), в основе программа “Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы” под руководством Б.Н. Неменского. Программа дает базовые знания и служит подготовкой для дальнейшего обучения профессиональному изобразительному искусству.

Цель программы: развитие творческих способностей через овладение видами и техниками изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Педагогические задачи:

Обучающие:

  • сформировать понятие о декоративно-прикладном искусстве, базовые знания по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
  • познакомить с основами живописи и рисунка;
  • познакомить с видами ДПИ: конструирование из бумаги, технология изготовления изделий из соленого теста, пластилина, пластики, художественная роспись тканей;
  • обучить основам рисования по воображению и с натуры, умению передать форму, пропорции, объем при изображении как графически, так и в цвете.

Развивающие:

  • развить мелкую моторику руки, память, глазомер, внимание;
  • воображение, фантазию, чувство формы и цвета, образное и пространственное мышление, художественный вкус;
  • навыки общения.

Воспитательные:

  • сформировать представления об общечеловеческих ценностях;
  • воспитать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей; к кабинетному оборудованию; умение доводить начатое дело до конца;
  • сформировать толерантность; чувство уважения к Родине, национальной культуре, родному городу;
  • воспитать социально-активную личность через участие в добровольческой деятельности и мероприятиях д.о.о. “Город мастеров”.

Здоровьесберегающие:

  • сформировать мотивацию на здоровый образ жизни;
  • научить здоровьесберегающим технологиям (сохранения зрения, правильная посадка во время работы, правилами техники безопасности труда и т.д.)

Коррекционные:

  • совершенствовать умения ориентироваться в задании, планирования и последовательности выполнения работы;
  • расширять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
  • способствовать повышению уверенности в своих возможностях.

Принципы:

  • учета возрастных особенностей;
  • учета интереса и возможностей учащихся (уровня подготовки);
  • системности, доступности, последовательности;
  • эмоционально-познавательной насыщенности деятельности;
  • добровольности.

Разделы программы (с учетом вариативных тем планов):

  • Композиция (8;8;13)
  • Живопись (16;15;14)
  • Рисунок (- 3; 4)
  • ДПИ (7; 5;-)
  • Я расту (3;3;3)

Прогнозируемые результаты обучения

Будут сформированы основные компетенции:

Языковые компетенции:

  • владение терминологией;
  • умение четко формулировать, излагать свои мысли.

Социально-правовые компетенции:

  • представления о безопасности жизнедеятельности;
  • мотивация на личное и физическое здоровье (ЗОЖ);
  • правила поведения в общественных местах;
  • умение эффективно общаться со сверстниками и взрослыми.

Информационно-технические компетенции:

  • умение творчески подойти к своим изделиям;
  • мотивация на получение новых знаний;
  • умение анализировать качество выполнения учебных заданий.

Организация обучения.

Программа рассчитана на 3 года обучения для детей среднего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю (36 часов в год).

Формы организации обучения: групповая, звеньевая (для организации дифференцированного обучения с учетом творческих способностей и возраста, мотивации на получение до профессиональных знаний).

Правила приема. Принимаются все желающие, без базовой подготовки. Проводится входящая диагностика по определению базового уровня творческого развития детей.

Содержание обучения 1-го года

Цель: формирование навыков работы с художественными материалами, знакомство с разнообразными техниками ИЗО и ДПИ.

Содержание. Изучаются разделы программы: “Композиция”, “Живопись”, “ДПИ”, “Я расту”. Дети познакомятся с профессией художника, освоят различные живописные и графические материалы. В рамках программы дети узнают об особенностях кистей разных видов, познакомятся с палитрой, материалами и техниками ИЗО. Юные художники научатся воспринимать цвета, познакомятся со спектром, цветовым кругом, теплыми и холодными цветами, научатся смешивать цвета и сами их составлять, работать гуашью, акварелью. Программа предусматривает дифференцированный подход к каждому ребенку через выполнение заданий различной степени сложности. При изучении раздела ДПИ учащиеся познакомятся с различными материалами, применяемыми в художественной деятельности (цветная и белая бумага, картон, клей, соленое тесто, пластилин, ткани для художественной росписи).

Методы обучения: репродуктивный, продуктивный, игровой, наблюдение, практический, словесный, наглядный, анализ и самоанализ.

Формы занятий: беседа, учебный диалог, игра, практическая работа, участие в конкурсах, выставках, экскурсии.

Виды контроля: текущий контроль знаний и умений., итоговый – зачет ЗУН по темам года, выставки. Диагностика личностного роста.

По окончанию обучения будут знать:

  • технику безопасности при работе с инструментами, правила поведения в кружке, правила организации рабочего места;
  • термины и понятия: акварель, гуашь, шаблон, пропорция, пастель, композиция, симметрия, асимметрия, натюрморт, пейзаж, узор, скульптура, барельеф, способы лепки, “здоровый образ жизни”; цветовой круг, основные цвета, теплые и холодные цвета;
  • виды декоративно-прикладного искусства;
  • основы цветоведения: цветовой круг, основные цвета, хроматические, ахроматические, теплые и холодные цвета;
  • графические и живописные материалы (акварель, гуашь, пастель и др.);
  • основы композиции (формирование умения полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно);
  • общие свойства бумаги (цвет, фактура, прозрачность, толщина, плотность, прочность);
  • приёмы художественной обработки бумаги (сминание, сгибание, вырезание, прорезание, надрезание);
  • пластичные материалы и особенности работы с соленым тестом и пластилином;
  • технологию изготовления рельефов;
  • приемы кистевой росписи;
  • основные правила оформления выставочной работы;
  • представления о ЗОЖ, упражнения для сохранения зрения и правильной осанки.

Будут уметь:

  • оперировать терминами и понятиями;
  • пользоваться графическими и живописными материалами (акварель, гуашь, пастель и др.);
  • применять основные законы композиции (формирование умения полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно);
  • выполнять зарисовки птиц, животных, по представлению с соблюдением основных пропорций;
  • выполнять приемы художественной обработки бумаги (сминание, сгибание, вырезание, прорезание, надрезание);
  • выполнять барельефы из соленого теста, мини скульптуру из пластики и пластилина;
  • расписывать изделия, используя технологию свободной росписи;
  • оформить выставочную работу;
  • выполнять упражнения для сохранения зрения и правильной осанки.

Содержание обучения 2-го года

Цель: закрепление полученных знаний 1 года обучения. Расширение художественного опыта детей, через освоение новых техник, приемов ИЗО и ДПИ.

Содержание обучения. Дети расширят свои знания в живописи и научатся использовать в работах различные техники акварельной и гуашевой живописи, научатся создавать в работах многообразие цветовых оттенков. Дети познакомятся с графическими техниками, научатся свободно работать с цветом и тоном, узнают особенности передачи ближних и дальних предметов. Учащиеся познакомятся с особенностями орнаментов, узнают основные правила композиции и последовательность работы над ней, учащиеся продолжают закреплять навыки работы с бумагой, пластичными материалами. Знакомятся с новыми технологиями обработки бумаги, соленого теста.

Диагностика: текущая – изучение уровня развития творческих способностей через наблюдение, анализ творческой работы, итоговая диагностика- изучение уровня личностного и творческого развития учащихся.

Методы: репродуктивный, игровой, наблюдение, продуктивный, наглядный, словесный, практический, пояснительно иллюстрированный, обсуждение, анализ и самоанализ.

Формы организации занятий: викторины, экскурсии, беседы, практические занятия, игры, праздники, участие в выставках.

Виды контроля: просмотр и анализ работ, зачетное занятие, выставки, тестирование ЗУН по темам программы. Диагностика личностного роста.

По окончанию обучения будут знать:

  • базовые знания 1-го года обучения;
  • термины и понятия: линейная перспектива, нейтральный фон, мотив, симметрия, композиция, интерьер, блик, рефлекс, колорит, оттенки, бумагопластика, моделирование, декор, способы росписи ткани;
  • применение света и тени в изобразительном искусстве;
  • формы и пропорции предметов, передачу объема и пространства на плоскости;
  • основы композиции;
  • виды и особенности орнаментов их применение в жизни;
  • основы построения предметов несложной формы;
  • приемы декорирования изделий различными материалами;
  • технологию изготовления разверток и шаблонов, будущих изделий из соленого теста;
  • правила оформления выставочной работы.

Будут уметь:

  • применять базовые знания, умения 1-го года обучения;
  • оперировать терминами и понятиями;
  • использовать свет и тень в работах;
  • передавать объемность предметов несложной формы;
  • составлять композиции в круге, квадрате и т.д.;
  • передавать пространство на плоскости;
  • соблюдать элементарные пропорции в изображении;
  • различать и передавать в рисунке на листе ближние и дальние предметы;
  • рисовать фигуры орнамента с простейшим применением симметрии и ритма повтора;
  • изобразить с натуры предметы несложной формы;
  • изготавливать развертки и шаблоны будущих изделий из соленого теста;
  • выполнять декорирование лепных изделий с помощью разнообразных инструментов и приспособлений
  • оформлять выставочные работы.

Содержание обучения 3-го года

Цель: дальнейшее обогащение знаний и умений детей в сфере изобразительного искусства, закрепление знаний двух лет обучения, освоение новых средств выразительности в создании художественных образов. Развитие самостоятельности и творчества.

Содержание. Дети углубленно осваивают темы предыдущих лет обучения. Расширяют свои представления о цвете, многообразии цветовой гаммы в природе. Совершенствуют умения и навыки при использовании различных материалов в процессе рисования, анализе предмета, построении изображения от общего к частному, нахождении гармонических цветовых сочетаний. Учащиеся продолжают осваивать законы композиции. Познакомятся с удивительной выразительностью пропорций лица и фигуры. Сформируют практические навыки портретного изображения.

Диагностика: текущая- изучение уровня развития творческих способностей через наблюдение, анализ творческой работы, итоговая диагностика- изучение уровня личностного и творческого развития учащихся (проводится педагогом-психологом).

Методы: репродуктивный, игровой, наблюдение, продуктивный, наглядный, словесный, практический, пояснительно иллюстрированный, обсуждение, анализ и самоанализ.

Формы организации занятий: викторины, экскурсии, беседы, практические занятия, игры, праздники, участие в выставках.

Мониторинг качества результатов образования. Виды контроля: просмотр и анализ работ, зачетное занятие, выставки, тестирование ЗУН по темам программы, участие в выставках, текущий контроль знаний и умений на занятиях при выполнении работ, отчетная выставка. Диагностика личностного роста.

По окончании обучения будут знать:

  • базовые знания предыдущих лет обучения;
  • термины и понятия: нюанс, контур, силуэт, воздушная перспектива, декоративный натюрморт, декоративный пейзаж, стилизация, портрет, автопортрет, мимика, эскиз, творческий проект, набросок;
  • виды и жанры изобразительного искусства;
  • основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
  • композиционные средства выражения (ритм, контраст, контур, силуэт, равновесие);
  • правила передачи строения, объема, характера формы в изображении;
  • способы декоративной стилизации в натюрморте и в пейзаже;
  • виды портрета (индивидуальный, групповой, автопортрет);
  • основные формы и пропорции человека;
  • роль иллюстрации в изобразительном искусстве.

Будут уметь:

  • применять базовые знания, умения, навыки предыдущих лет обучения;
  • владеть навыками плоского и объемного изображения предмета;
  • передать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов;
  • отражать в портрете индивидуальные особенности портретируемого;
  • использовать способы трансформации форм для создания декоративного изображения натюрморта и пейзажа;
  • создавать творческие композиционные работы;
  • работать с литературой.

Литература:

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1-4 класса. М. 2002
  2. Бараулин В.А. Основы художественного ремесла. М.1999
  3. Беда Г.В. Живопись и её изобразительные средства. М. 1997
  4. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. М. 1999
  5. Богданова А.В. “Основы изобразительного и декоративно-прикладного искусства”. ЦДТ.2005
  6. Вакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. М. 2002
  7. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М. 1995
  8. Декоративная композиция. Метод. пособие. ОмГПУ. 2006
  9. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. М. 2006
  10. Кискальд И. Соленое тесто. М. 1998
  11. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Просвещение. 1985
  12. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск. 1998
  13. Конышева И.М. Лепка в начальных классах. М. 1995
  14. Костерин Н.П. Учебное рисование. М.1980
  15. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. Вологда. 2004
  16. Ломоносова М.Т. Графика и живопись. Астрель. 2002
  17. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. М. 2000
  18. Никологорская О. Волшебные краски. М. 1997
  19. Островская О.В. “Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл.”
  20. Полунин В.Н. Искусство и дети. Просвещение. 1982
  21. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М. 1983
  22. Рождественский К.Н. Народные художественные промыслы. М. 1983
  23. Рутковская А. Рисование в начальной школе. Нева. 2001
  24. Серов А.М. Рисунок. М. 1975
  25. Смирнова Р. Уроки рисования. М. 2000
  26. Трофимова М.В. Учёба и игра. Изобразительное искусство. Ярославль.1997
  27. Федотов Г. Дарите людям красоту. М. 1985

Литература для детей:

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1-4 класса. М. 2002
  2. Бараулин В.А. Основы художественного ремесла. М.1999
  3. Беда Г.В. Живопись и её изобразительные средства. М. 1997
  4. Евдокимова Р.Н. Учимся рисовать красками. Дрофа. 2006
  5. Жигалова С.К. Русская народная живопись. М.1994
  6. Казанова Г.Г. Я учусь рисовать. Просвещение. 1996
  7. Кискальд И. Соленое тесто. М. 1998
  8. Костерин Н.П. Учебное рисование. М.1980
  9. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. М. 2000
  10. Лыкова И.А. Цветы для Дюймовочки.. М. 2006
  11. Мосин И. Рисуем животных. М. 1998
  12. Серов А.М. Рисунок. М. 1975
  13. Смирнова Р. Уроки рисования. М. 2000
  14. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль. 2006

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3