Актуальность
Все дети любят рисовать и делать поделки. Работа с разнообразными материалами развивает у ребенка художественный вкус, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, развивает мелкую моторику руки, пространственное воображение. Лист бумаги, краски, цветная бумага, ножницы и пластилин помогают детям познавать мир и рассказывать о нем, передавать свои эмоции, впечатления. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Художественная деятельность таким детям предоставляет возможность почувствовать себя творцом, укрепить уверенность в себе, пробудить творческий потенциал, научиться моделировать коммуникативный процесс в общении.
Рисунок и лепка, являются одной из доступных форм высказывания для детей с ОВЗ. В своих работах ребенок передает не только то, что он видит в окружающей жизни, но и свои фантазии, дает волю воображению, что помогает ему осознать и изменить свое отношение к тем или иным явлениям или событиям, и научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья занятия изобразительным искусством может оказаться и просто интересным хобби, которое поможет уберечь и защитить его оттого, что мешает ему нормально развиваться и даст радость творчества, познания и общения, как с собственными произведениями, так и с окружающими людьми.
Исходя из этого, возникла необходимость создания программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству для коррекционных учреждений VIII вида. Данная программа определяет содержание кружковой работы во внеурочной деятельности и ориентирована на развитие творческих способностей детей.
Тип программы образовательная (решаются задачи обучения, развития, воспитания), комплексная (включает 6 разделов), в основе программа “Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы” под руководством Б.Н. Неменского. Программа дает базовые знания и служит подготовкой для дальнейшего обучения профессиональному изобразительному искусству.
Цель программы: развитие творческих способностей через овладение видами и техниками изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Педагогические задачи:
Обучающие:
- сформировать понятие о декоративно-прикладном искусстве, базовые знания по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
- познакомить с основами живописи и рисунка;
- познакомить с видами ДПИ: конструирование из бумаги, технология изготовления изделий из соленого теста, пластилина, пластики, художественная роспись тканей;
- обучить основам рисования по воображению и с натуры, умению передать форму, пропорции, объем при изображении как графически, так и в цвете.
Развивающие:
- развить мелкую моторику руки, память, глазомер, внимание;
- воображение, фантазию, чувство формы и цвета, образное и пространственное мышление, художественный вкус;
- навыки общения.
Воспитательные:
- сформировать представления об общечеловеческих ценностях;
- воспитать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей; к кабинетному оборудованию; умение доводить начатое дело до конца;
- сформировать толерантность; чувство уважения к Родине, национальной культуре, родному городу;
- воспитать социально-активную личность через участие в добровольческой деятельности и мероприятиях д.о.о. “Город мастеров”.
Здоровьесберегающие:
- сформировать мотивацию на здоровый образ жизни;
- научить здоровьесберегающим технологиям (сохранения зрения, правильная посадка во время работы, правилами техники безопасности труда и т.д.)
Коррекционные:
- совершенствовать умения ориентироваться в задании, планирования и последовательности выполнения работы;
- расширять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
- способствовать повышению уверенности в своих возможностях.
Принципы:
- учета возрастных особенностей;
- учета интереса и возможностей учащихся (уровня подготовки);
- системности, доступности, последовательности;
- эмоционально-познавательной насыщенности деятельности;
- добровольности.
Разделы программы (с учетом вариативных тем планов):
- Композиция (8;8;13)
- Живопись (16;15;14)
- Рисунок (- 3; 4)
- ДПИ (7; 5;-)
- Я расту (3;3;3)
Прогнозируемые результаты обучения
Будут сформированы основные компетенции:
Языковые компетенции:
- владение терминологией;
- умение четко формулировать, излагать свои мысли.
Социально-правовые компетенции:
- представления о безопасности жизнедеятельности;
- мотивация на личное и физическое здоровье (ЗОЖ);
- правила поведения в общественных местах;
- умение эффективно общаться со сверстниками и взрослыми.
Информационно-технические компетенции:
- умение творчески подойти к своим изделиям;
- мотивация на получение новых знаний;
- умение анализировать качество выполнения учебных заданий.
Организация обучения.
Программа рассчитана на 3 года обучения для детей среднего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю (36 часов в год).
Формы организации обучения: групповая, звеньевая (для организации дифференцированного обучения с учетом творческих способностей и возраста, мотивации на получение до профессиональных знаний).
Правила приема. Принимаются все желающие, без базовой подготовки. Проводится входящая диагностика по определению базового уровня творческого развития детей.
Содержание обучения 1-го года
Цель: формирование навыков работы с художественными материалами, знакомство с разнообразными техниками ИЗО и ДПИ.
Содержание. Изучаются разделы программы: “Композиция”, “Живопись”, “ДПИ”, “Я расту”. Дети познакомятся с профессией художника, освоят различные живописные и графические материалы. В рамках программы дети узнают об особенностях кистей разных видов, познакомятся с палитрой, материалами и техниками ИЗО. Юные художники научатся воспринимать цвета, познакомятся со спектром, цветовым кругом, теплыми и холодными цветами, научатся смешивать цвета и сами их составлять, работать гуашью, акварелью. Программа предусматривает дифференцированный подход к каждому ребенку через выполнение заданий различной степени сложности. При изучении раздела ДПИ учащиеся познакомятся с различными материалами, применяемыми в художественной деятельности (цветная и белая бумага, картон, клей, соленое тесто, пластилин, ткани для художественной росписи).
Методы обучения: репродуктивный, продуктивный, игровой, наблюдение, практический, словесный, наглядный, анализ и самоанализ.
Формы занятий: беседа, учебный диалог, игра, практическая работа, участие в конкурсах, выставках, экскурсии.
Виды контроля: текущий контроль знаний и умений., итоговый – зачет ЗУН по темам года, выставки. Диагностика личностного роста.
По окончанию обучения будут знать:
- технику безопасности при работе с инструментами, правила поведения в кружке, правила организации рабочего места;
- термины и понятия: акварель, гуашь, шаблон, пропорция, пастель, композиция, симметрия, асимметрия, натюрморт, пейзаж, узор, скульптура, барельеф, способы лепки, “здоровый образ жизни”; цветовой круг, основные цвета, теплые и холодные цвета;
- виды декоративно-прикладного искусства;
- основы цветоведения: цветовой круг, основные цвета, хроматические, ахроматические, теплые и холодные цвета;
- графические и живописные материалы (акварель, гуашь, пастель и др.);
- основы композиции (формирование умения полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно);
- общие свойства бумаги (цвет, фактура, прозрачность, толщина, плотность, прочность);
- приёмы художественной обработки бумаги (сминание, сгибание, вырезание, прорезание, надрезание);
- пластичные материалы и особенности работы с соленым тестом и пластилином;
- технологию изготовления рельефов;
- приемы кистевой росписи;
- основные правила оформления выставочной работы;
- представления о ЗОЖ, упражнения для сохранения зрения и правильной осанки.
Будут уметь:
- оперировать терминами и понятиями;
- пользоваться графическими и живописными материалами (акварель, гуашь, пастель и др.);
- применять основные законы композиции (формирование умения полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно);
- выполнять зарисовки птиц, животных, по представлению с соблюдением основных пропорций;
- выполнять приемы художественной обработки бумаги (сминание, сгибание, вырезание, прорезание, надрезание);
- выполнять барельефы из соленого теста, мини скульптуру из пластики и пластилина;
- расписывать изделия, используя технологию свободной росписи;
- оформить выставочную работу;
- выполнять упражнения для сохранения зрения и правильной осанки.
Содержание обучения 2-го года
Цель: закрепление полученных знаний 1 года обучения. Расширение художественного опыта детей, через освоение новых техник, приемов ИЗО и ДПИ.
Содержание обучения. Дети расширят свои знания в живописи и научатся использовать в работах различные техники акварельной и гуашевой живописи, научатся создавать в работах многообразие цветовых оттенков. Дети познакомятся с графическими техниками, научатся свободно работать с цветом и тоном, узнают особенности передачи ближних и дальних предметов. Учащиеся познакомятся с особенностями орнаментов, узнают основные правила композиции и последовательность работы над ней, учащиеся продолжают закреплять навыки работы с бумагой, пластичными материалами. Знакомятся с новыми технологиями обработки бумаги, соленого теста.
Диагностика: текущая – изучение уровня развития творческих способностей через наблюдение, анализ творческой работы, итоговая диагностика- изучение уровня личностного и творческого развития учащихся.
Методы: репродуктивный, игровой, наблюдение, продуктивный, наглядный, словесный, практический, пояснительно иллюстрированный, обсуждение, анализ и самоанализ.
Формы организации занятий: викторины, экскурсии, беседы, практические занятия, игры, праздники, участие в выставках.
Виды контроля: просмотр и анализ работ, зачетное занятие, выставки, тестирование ЗУН по темам программы. Диагностика личностного роста.
По окончанию обучения будут знать:
- базовые знания 1-го года обучения;
- термины и понятия: линейная перспектива, нейтральный фон, мотив, симметрия, композиция, интерьер, блик, рефлекс, колорит, оттенки, бумагопластика, моделирование, декор, способы росписи ткани;
- применение света и тени в изобразительном искусстве;
- формы и пропорции предметов, передачу объема и пространства на плоскости;
- основы композиции;
- виды и особенности орнаментов их применение в жизни;
- основы построения предметов несложной формы;
- приемы декорирования изделий различными материалами;
- технологию изготовления разверток и шаблонов, будущих изделий из соленого теста;
- правила оформления выставочной работы.
Будут уметь:
- применять базовые знания, умения 1-го года обучения;
- оперировать терминами и понятиями;
- использовать свет и тень в работах;
- передавать объемность предметов несложной формы;
- составлять композиции в круге, квадрате и т.д.;
- передавать пространство на плоскости;
- соблюдать элементарные пропорции в изображении;
- различать и передавать в рисунке на листе ближние и дальние предметы;
- рисовать фигуры орнамента с простейшим применением симметрии и ритма повтора;
- изобразить с натуры предметы несложной формы;
- изготавливать развертки и шаблоны будущих изделий из соленого теста;
- выполнять декорирование лепных изделий с помощью разнообразных инструментов и приспособлений
- оформлять выставочные работы.
Содержание обучения 3-го года
Цель: дальнейшее обогащение знаний и умений детей в сфере изобразительного искусства, закрепление знаний двух лет обучения, освоение новых средств выразительности в создании художественных образов. Развитие самостоятельности и творчества.
Содержание. Дети углубленно осваивают темы предыдущих лет обучения. Расширяют свои представления о цвете, многообразии цветовой гаммы в природе. Совершенствуют умения и навыки при использовании различных материалов в процессе рисования, анализе предмета, построении изображения от общего к частному, нахождении гармонических цветовых сочетаний. Учащиеся продолжают осваивать законы композиции. Познакомятся с удивительной выразительностью пропорций лица и фигуры. Сформируют практические навыки портретного изображения.
Диагностика: текущая- изучение уровня развития творческих способностей через наблюдение, анализ творческой работы, итоговая диагностика- изучение уровня личностного и творческого развития учащихся (проводится педагогом-психологом).
Методы: репродуктивный, игровой, наблюдение, продуктивный, наглядный, словесный, практический, пояснительно иллюстрированный, обсуждение, анализ и самоанализ.
Формы организации занятий: викторины, экскурсии, беседы, практические занятия, игры, праздники, участие в выставках.
Мониторинг качества результатов образования. Виды контроля: просмотр и анализ работ, зачетное занятие, выставки, тестирование ЗУН по темам программы, участие в выставках, текущий контроль знаний и умений на занятиях при выполнении работ, отчетная выставка. Диагностика личностного роста.
По окончании обучения будут знать:
- базовые знания предыдущих лет обучения;
- термины и понятия: нюанс, контур, силуэт, воздушная перспектива, декоративный натюрморт, декоративный пейзаж, стилизация, портрет, автопортрет, мимика, эскиз, творческий проект, набросок;
- виды и жанры изобразительного искусства;
- основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
- композиционные средства выражения (ритм, контраст, контур, силуэт, равновесие);
- правила передачи строения, объема, характера формы в изображении;
- способы декоративной стилизации в натюрморте и в пейзаже;
- виды портрета (индивидуальный, групповой, автопортрет);
- основные формы и пропорции человека;
- роль иллюстрации в изобразительном искусстве.
Будут уметь:
- применять базовые знания, умения, навыки предыдущих лет обучения;
- владеть навыками плоского и объемного изображения предмета;
- передать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов;
- отражать в портрете индивидуальные особенности портретируемого;
- использовать способы трансформации форм для создания декоративного изображения натюрморта и пейзажа;
- создавать творческие композиционные работы;
- работать с литературой.
Литература:
- Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1-4 класса. М. 2002
- Бараулин В.А. Основы художественного ремесла. М.1999
- Беда Г.В. Живопись и её изобразительные средства. М. 1997
- Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. М. 1999
- Богданова А.В. “Основы изобразительного и декоративно-прикладного искусства”. ЦДТ.2005
- Вакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. М. 2002
- Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М. 1995
- Декоративная композиция. Метод. пособие. ОмГПУ. 2006
- Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. М. 2006
- Кискальд И. Соленое тесто. М. 1998
- Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Просвещение. 1985
- Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск. 1998
- Конышева И.М. Лепка в начальных классах. М. 1995
- Костерин Н.П. Учебное рисование. М.1980
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. Вологда. 2004
- Ломоносова М.Т. Графика и живопись. Астрель. 2002
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. М. 2000
- Никологорская О. Волшебные краски. М. 1997
- Островская О.В. “Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл.”
- Полунин В.Н. Искусство и дети. Просвещение. 1982
- Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М. 1983
- Рождественский К.Н. Народные художественные промыслы. М. 1983
- Рутковская А. Рисование в начальной школе. Нева. 2001
- Серов А.М. Рисунок. М. 1975
- Смирнова Р. Уроки рисования. М. 2000
- Трофимова М.В. Учёба и игра. Изобразительное искусство. Ярославль.1997
- Федотов Г. Дарите людям красоту. М. 1985
Литература для детей:
- Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1-4 класса. М. 2002
- Бараулин В.А. Основы художественного ремесла. М.1999
- Беда Г.В. Живопись и её изобразительные средства. М. 1997
- Евдокимова Р.Н. Учимся рисовать красками. Дрофа. 2006
- Жигалова С.К. Русская народная живопись. М.1994
- Казанова Г.Г. Я учусь рисовать. Просвещение. 1996
- Кискальд И. Соленое тесто. М. 1998
- Костерин Н.П. Учебное рисование. М.1980
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. М. 2000
- Лыкова И.А. Цветы для Дюймовочки.. М. 2006
- Мосин И. Рисуем животных. М. 1998
- Серов А.М. Рисунок. М. 1975
- Смирнова Р. Уроки рисования. М. 2000
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль. 2006