Цель: вооружение обучающихся знаниями, умениями, привычками, способствующих здоровьесбережению.
Задачи:
- формировать у обучающихся потребности и способности к здоровьесбережению;
- получить дополнительную информацию о вредных привычках;
- создать психологически комфортную ситуацию для творческого самовыражения обучающихся;
- содействовать сплочению классного коллектива;
- воспитывать нравственные качества у обучающихся.
Оборудование: карточки со словами алкоголь, наркотики, курение, конфликт, стресс, плакат “Правила по здоровьесбережению”, индивидуальные карточки с заданиями.
Ход классного часа
- Тема нашего классного часа “Я – человек, который …”. Рассмотрев некоторые жизненные ситуации, каждый из вас решит и попробует завершить это предложение.
(На карточках слова: алкоголь, наркотики, курение, конфликт, стресс. Дети выбирают любую карточку, после работы с каждой выводится правило по здоровьесбережению).
Алкоголь:
- Что такое алкоголь? (алкоголь – это
вещество, которое содержится в спиртных
напитках)
- Название “алкоголь” произошло от арабского
“аль-коголь”, что означает “одурманивающий”. В
VI веке арабы научились получать спирт, который
вызывал состояние опьянения.
Анализ ситуации: (басню С.Михалкова “Непьющий воробей” читают дети).
Случилось это
Во время птичьего банкета:
Заметил Дятел-тамада,
Когда бокалы гости поднимали,
Что у Воробушки в бокале-
Вода! Фруктовая вода!!
Подняли гости шум, все возмущаться стали,
“Штрафной” налили Воробью.
А он твердит своё: “Не пью! Не пью! Не пью!”
“Не поддержать друзей? Уж я на что больная, –
Вопит Сова,- а всё же пью до дна я!”
“Где ж это видано, не выпить за леса
И за родные небеса?!” –
Со всех сторон стола несутся голоса.
Что делать? Воробей приклювил полбокала.
“Нет! Нет! – ему кричат. - Не выйдет! Мало! Мало!
Раз взялся пить, так пей до дна!
А ну налить ему ещё бокал вина!”
Наш скромный трезвенник недолго продержался –
Все разошлись, он под столом остался…
С тех пор прошло немало лет,
Но Воробью теперь нигде проходу нет,
И где бы он не появился,
Везде ему глядят и шепчут вслед:
“Ах, как он пьёт!”, “Ах, как он разложился!”,
“Вы слышали? На днях опять напился!”,
“Вы знаете? Бросает он семью!”
Напрасно Воробей кричит: “Не пью-ю! Не пью-ю-ю!!”
- Каковы последствия такого поведения?
- Почему воробей не сумел отказать, сказать НЕТ?
(После ответов детей делается вывод, который пишется на плакате).
Наркотики:
- Существуют другие одурманивающие вещества, которые могут выглядеть очень привлекательно в виде жевательных резинок, таблеток, витаминов, приятно пахнущих веществ. Это наркотики.
Игра “Цепочка” (Учитель выбирает двух человек, каждый к себе приглашает следующих двух и т.д. Игра закончится, когда за партами не останется ни одного ученика)
- Чтобы поднять вас всех из-за столов, понадобилось очень мало времени. Вот так же быстро к наркотикам привыкает человек и становится от них зависимым.
Работа на карточках: (на карточке перечислены причины, из-за которых человек начинает употреблять наркотики).
- Из любопытства;
- От скуки;
- Для поднятия авторитета среди друзей;
- За компанию;
- Чтобы чувствовать себя взрослым.
- Чем можно заменить эту вредную привычку? Запишите (ответы детей, вывод на плакате).
Конфликты:
- Как вы понимаете слово “конфликт”?
- Из-за чего между людьми происходят конфликты?
- Сейчас вы попробуете сами разрешить
конфликтную ситуацию. (Учитель раздаёт детям
карточки с ситуациями. После обсуждения – ответы
детей, вывод на плакате).
1. В семье Смирновых родился маленький ребёнок. Миша - ученик 4 класса резко изменился: стал плаксивым, всё чаще и чаще стал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии.
В очередной раз, когда мама попросила сына посидеть с малышом, Миша ответил: “Я в няньки не нанимался!” Родители были страшно возмущены и Мишу наказали.
2. На контрольной работе Витя добросовестно заглядывал в тетрадь через плечо своему соседу. Зинаида Ивановна всё это видела, но не делала замечаний списывающему Вите. Результатом контрольной работы стала двойка. Олег, у которого Витя списывал, получил пять. Витя сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что учитель несправедливо ставит отметки.
3. Всем классом ребята выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время обеда. Все ребята расположились на поляне, разложили свою еду. Света и Марина встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали обедать вдвоём. На приглашение учителя принять участие в общей еде девочки ответили отказом.
(После ответов детей делается вывод, который пишется на плакате).
Стресс:
- Что такое стресс?
- Когда люди могут испытать стресс?
- Бывали ли ситуации, когда вы испытывали стресс?
Когда?
- Что можно сделать, чтобы выйти из стрессовой
ситуации? (Ответы детей).
Упражнения на релаксацию: (проводит ученик).
“Берёзка” – стоя, поднять вверх руки. Последовательно “уронить” кисти рук, предплечья, руки, голову, слегка наклониться, согнуться до земли.
“Воздушный шарик” – руки на поясе. Сделать глубокий вдох, расправив грудную клетку, руки локтями развести назад. Затем очень медленно – выдох, с расслаблением мышц спины, шеи, плечевого пояса (руки локтями вперёд).
“Цветок” – спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел. Потянулся, повернулся, взвился вверх и полетел.
(После ответов детей делается вывод, который пишется на плакате).
Курение:
Рассказ о курении:
Когда человек курит, то медленно сгорает табак и образуется дым. Дым состоит из вредных веществ – никотина, угарного газа и табачной смолы. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют лёгкие.
Европейцам долгое время не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из листьев, свёрнутых в трубки и зажженных на конце. Такие трубки индейцы называли “сигаро”. В Европу табак был ввезён со второй экспедицией Колумба в 1496 году. Через 65 лет табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его Екатерине Медичи, которая страдала приступами головной боли (мигренью). По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило ей облегчение. Так табак стал применяться, как средство от всех болезней. Однако это продолжалось не долго. Частые случаи отравления табаком, пожары от курения вызвали разочарование. Победоносное шествие табака сменилось его преследованием.
В Россию табак был завезён англичанами в начале 17 века. Курение и нюханье табака жестоко преследовалось. Уличённые в курении строго наказывались: их били кнутом, торговцам отрезали носы, ссылали в далёкие города на каторгу. С приходом к власти Петра I запрет был отменён. Так все народы пристрастились к курению. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость от него.
Разве что-то есть на свете,
Что надолго можно скрыть?
Пятиклассник Рыбкин Петя
Потихоньку стал курить.
У парнишки к сигаретам
Так и тянется рука.
Отстаёт по всем предметам,
Не узнать ученика!
Начал кашлять дурачок,
Вот что значит – табачок!
- Каковы последствия курения?
- Вспомните пословицы о здоровье (Здоровье
дороже богатства. Курить – здоровью вредить. В
здоровом теле – здоровый дух. Где здоровье, там и
красота).
- Как вы их понимаете? (Ответы детей, вывод на
доске).
Итог:
- Посмотрите на доску. Тема классного часа “Я – человек, который…”. Завершите предложение (…выбираю здоровый образ жизни, применяющий правила по здоровьесбережению).