Открытый урок, посвященный творчеству П.И. Чайковского на тему "Волшебные звуки музыки"

Разделы: Музыка


Цели:

  1. Познакомить учащихся с творчеством русского композитора П.И.Чайковского;
  2. Дать общую характеристику его произведениям, посвященным детям;
  3. Развивать у учащихся творческие способности, а так же вокальные данные;
  4. Воспитывать чувство патриотизма, любви к предмету и искусству вообще.

Музыкальный материал: П.И. Чайковский пьесы из “Детского альбома” - Болезнь куклы, Новая кукла, Утреннее размышление, “Первый фортепианный концерт”; Ю. Антонов “Живет повсюду красота”; Н.Брицын “Прекрасная планета”.

Оборудование: Портрет П.И.Чайковского, ребусы, загадки, мягкие мячики для развития мелкой моторики.

Ход урока

1. Организационный момент.

“Музыка здравствуй” М.Л. Лазарев.

2. Слово учителя.

Ребята, сегодня у нас необычный урок, сегодня мы отправляемся в чудесную страну музыки и красоты.

Исполнение и работа над песней Ю. Антонов “Живет повсюду красота”

3. Работа по теме.

(звучит фон “Первый фортепианный концерт”)

Ты помнишь как забившись в музыкальной,
Забыв училище и мир.
Мечтали мы о славе идеальной
Искусство было наш кумир.

(Пауза, дослушать концерт).

Если музыка в шелесте травы, в шорохе шагов, а перезвоне часов в гостиной, в ребячьих голосах за окном, в стихах А.С. Пушкина и В. Шекспира. Если от первых звуков В.А. Моцарта замирало сердце и на глаза наворачивались слезы. Если часами сидеть за инструментом, играя по памяти однажды услышанную мелодию. Если все нотные тетради матушки переиграны много раз, если вся жизнь - это музыка, то это жизнь великого русского композитора П.И.Чайковского (портрет).

Ребята, знаком вам этот композитор? (да) Конечно, ведь с первого класса мы с вами разучиваем его произведения, и сегодня мы будем говорить о творчестве этого гениально композитора, о его жизни и о волшебных звуках его музыки.

Игра - кубики.

Но прежде всего, обратим внимание на годы жизни Чайковского П.И., зная даты жизни и смерти, мы с вами можем узнать название двух его балетов.

Ваша задача переставить кубики так, чтобы сложить из цифр годы жизни, если вы все правильно сделаете, то из букв на кубиках получатся названия балетов (игра) (Ответы детей).

Молодцы! Угадали – “Лебединое озеро” и “Спящая красавица”.

Ребята, а вы знаете, что П.И. Чайковский не имел собственных детей, и всю свою не растраченную любовь он отдавал своим племянникам. Его старшая сестра жила на Украине, он часто посещал ее и слышал, как дети играли скучные гаммы и незатейливые мелодии. Именно тогда он задумал написать для них сборник пьес. А вот как он называется, мы сейчас отгадаем.

Игра – ребус, в котором зашифровано название “Детский альбом” (Ответы детей).

Молодцы! Правильно, “Детский Альбом”. В этом альбоме представлены – игры в куклы, солдатики, детские радости и огорчения.

Однажды у его любимой племянницы Сонечки у куклы оторвалась ручка, увидев это Соня, целый день плакала и говорила: “Моя кукла заболела и скоро умрет…”. И никто не мог ей помочь, тогда дядя Петя принес ей новую куклу, девочка перестала плакать и закружилась в легком вальсе по комнате.

Так в альбоме П.И. Чайковского появились пьесы “Болезнь куклы” и “Новая кукла”. Давайте их прослушаем.

Слушание “Болезнь куклы”, “Новая кукла”.

Вопросы:

  1. Что передает характер произведений?
  2. Чем они похожи?
  3. В чем их различие?

(Ответы детей)

В доме Давыдовых (сестры) день начинался и заканчивался молитвой или как говорил сам Петр Ильич – размышлением.

Фон - “Утреннее размышление”.

В тихой комнате полумрак, так легче остаться наедине с самим собой и вслушаться в себя.

Слушание до конца. Эта пьеса открывает “Детский альбом”, какое настроение она у вас вызывает? А что вы себе представляете? (Ответы детей)

Ну, что ребята, вы убедились что “детский альбом П.И.Чайковского это ряд детских картинок, которые передают настроение детей их игры, интересы? (Ответы детей)

Ребята, мы живем на прекрасной планете полной волшебных звуков, давайте споем о ней.

Исполнение и работа над песней Брицына Н. “Прекрасная планета”.

4. Итог урока.

Заканчивается наше путешествие в мир волшебных звуков, как вы думаете, способны ли эти звуки вызвать в душе человека радость или печаль, пробуждать эмоции и мысли, волновать, или успокаивать? (Ответы детей)

Ребята, о творчестве какого русского композитора мы с вами сегодня говорили? Кому посвящен “Детский альбом”?

Молодцы! (выставление оценок с комментариями)

Песенка-прощание “До свиданья, музыка” М.Л. Лазарев