Цели урока:
Образовательные:
- уточнить знания о способах проверки слов с согласными в конце;
- овладение учащимися последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами
Развивающие:
- развивать интеллектуальные способности;
- формировать и развивать общеучебные навыки (сотрудничество, умение слышать и слушать) и умения работать в группах малого состава;
- развивать связную речь, умение выразить свои мысли, аргументировать свой ответ.
Воспитывающие:
- формировать коммуникативные качества, развивать ответственность не только за свои знания, но и знания, учебные успехи каждого ученика;
- воспитывать бережное отношение к родному языку и своему здоровью.
Тип урока: урок закрепления пройденного материала.
Методы:
- Словесные: рассказ, беседа.
- Наглядные: компьютер, проектор, сигнальные круги, телевизор, DVD.
Система обучения: «Школа России».
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Орг. момент | |
Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
– Спасибо, будем надеяться. Что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. |
Дети лицом к гостям. – Мы рады приветствовать вас в классе. – Возможно есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло. – Пусть будет уютно и очень легко – Поручено нам вас сегодня встречать – Но начнем же урок, не будем зря время терять. |
2. Сообщение темы урока | |
Послушайте одну удивительную историю. Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и не смогли. Заскучали согласные и вдруг... Показалось им, что кто-то рыдает... Прислушались. – А-а-а! О-о-о! – плакали гласные. И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но получилось лишь невнятное бормотание): "П-р-н". И услышали радостное (но тоже непонятное): "А-ы-е". И решили тогда буквы: надо заключить мир и жить в словах вместе. Учитель выводит слайд 1 |
|
– Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, вы можете назвать тему урока. |
Дети выполняют задание. |
– Что у вас получилось?
– Сегодня на уроке нашим помощником будет вот эта волшебная книга. Откроем ее первую страничку. Слайд (тема урока) Слайд (цели урока) Слайд 4. |
– Парные звонкие и глухие согласные. |
3. Чистописание |
|
– Ярко светит солнышко, и под его лучами проснулись цветы на лесной полянке. И лишь один цветок не смог раскрыть свои лепестки, потому что его заколдовала злая волшебница. Помочь ему можете вы, ребята. Для этого надо вспомнить и назвать все парные звонкие и глухие согласные. Напишите красиво, чисто, аккуратно пары согласных букв. Слайд 5. – Молодцы! Вот и распустился наш цветок. |
Дети записывают в тетрадях пары согласных по глухости/звонкости. |
Проверьте, правильно ли вы записали пары согласных. Почему мы обращаем внимание на правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов? | – Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, то есть правописание не соответствует произношению. – Например: флаг – на конце слова слышится звук [к]. – Изменяем слово – флаги. Перед гласной и ясно слышится звук [г], поэтому в слове флаг писать нужно букву г. |
– Как проверить написание слов с глухими и звонкими согласными в корне? – А сейчас мы с вами побываем в сказке. Учитель включает грамзапись сказки К. Чуковского "Доктор Айболит". Звучит небольшой отрывок. |
– Надо изменить слово так, чтобы после интересующей нас согласной стояла гласная. |
– Что это за сказка? Кто ее написал? Доктор Айболит очень любил животных. Лечил их |
«Доктор Айболит» К И.Чуковский |
– Давайте представим, что заболел сам доктор Айболит. Что будет? | Выслушиваются ответы ребят. |
– Все зверята со всех концов света поспешили на помощь доктору. Вот он лежит в постели, больной, но счастливый, потому что не оставили его зверята в беде. Назовите тех, кто пришел на помощь доктору. (На рисунке, который показывает учитель, изображены звери: медвежонок, слоненок, жираф, заяц, ежик, кит, лев, уж и крокодил. Они принесли Айболиту гостинцы: медведь – бочонок меда, слоненок – конфету и плитку шоколада, заяц – морковку, ежик – яблоко, кит – ящик лимонада, жираф – аптечку.) | – Медведь, лев, крокодил, заяц, слон, еж, жираф, кит, уж. |
4. Закрепление пройденного материала | |
– Из всех названных зверей вам нужно записать лишь тех, названия которых имеют на конце звонкую или глухую согласные, и доказать правильность написания, подобрав проверочные слова. (запишем в столбик на доске и в тетради) медведь – медведи лев – львы еж – ежи жираф – жирафы кит – киты уж – ужи |
выполняют работу на индивидуальных досках. |
подчеркните парные согласные на конце слов. Теперь надо показать правильность написания Как? Подберите и запишите проверочные слова |
Подобрать проверочные слова |
Почему вы думаете что эти слова Проверочные? Сравните слова 1и2 столбиков. Что мы изменили чтобы подобрать проверочные слова? Чтобы грамотно писать слова с парными согласными на конце слов, нужно правильно подбирать проверочные слова. Наиболее распространенным способом проверки является замена ед. ч формой мн.ч. стриж - стрижи |
Пишут 2 столбик самостоятельно правило слова 1 столбика стоят в ед.ч,сл. 2 ст. во мн.ч |
– Назовите из записанных слов словарное слово. | – Медведь. |
– Что можно сказать об особенности звукового состава этого слова? |
– В нем семь букв, шесть звуков. |
– Назовите среди записанных слов слова, в которых есть знакомая вам орфограмма. | – Ужи, ежи, жирафы. |
– Итак, какие слова требуют проверки? | – Слова с парными согласными в конце слова. |
– Какие слова являются проверочными? | – Слова, в которых согласный звук стоит перед гласным. |
– Посмотрите еще раз на рисунок. Чем лечат звери доктора? Что они ему принесли? | – Бочку меда. – Ящик лимонада. – Плитку шоколада. |
– Как вы думаете, подчеркнутые слова имеют отношение к теме нашего урока? | – Да. Если мы поставим их в единственное число, на конце слов будут парные согласные. |
5. Физминутка | |
– Слушайте, выполняйте все действия, какие услышите. Будьте внимательны. Вот царь зверей могучий лев, А тут жираф с длиннющей шеей Ушастый еж. Чем не хорош? Енот-красавец смотрит вниз, Там потянулась сладко рысь Плывёт могучий бегемот Медведь над нерпою ревет. И белый голубь там летает После трудов отдохнуть приглашает. – Молодцы. Тихо сядьте. А теперь посмотрим, какие вы были внимательные. – Вспомните стихотворение и назовите слова с изучаемой орфограммой. |
|
6. Закрепление пройденного материала (продолжение) | |
– Предлагаю вам задание, которое называется "Помогите разобраться". Много зверят пришли лечить любимого доктора, а вот верблюжонок не смог прийти. И вы знаете почему? Он получил телеграмму от слоненка, как нужно пройти на полянку к доктору, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться. Текст телеграммы у вас на парте. Прочитайте его. | У каждого ученика отпечатанный текст телеграммы. |
– Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение у верблюда? – Почему? |
– Лук, прут, плод, кос. |
– Запишите текст телеграммы в тетрадь правильно. – Давайте проверим, как вы справились с заданием. Чтобы тебя поняли, нужно грамотно писать слова, правильно подбирать проверочные слова. Учитель выводит текст на экран. |
Дети записывают текст. |
– Перейдем к следующей страничке книги. Она называется "Волшебная яблоня". Слайд – На этой яблоне, кроме обычных яблок, выросли еще двенадцать необычных. Они крупнее остальных, и на них написаны парные согласные. Сорвать яблочко может тот, кто приведет примеры слов с данными парными согласными на конце и подберет к ним проверочные слова. – Перед вами последняя страничка волшебной книги, которая называется "Узелок на память". Слайд – Я знаком с одним моржом. Ест он кашу, пьет боржом, Очень любит эскимо, Вместе ходим мы в кино. Он среди моржей один Не видал огромных льдин, Не видал он даже моря. Этот морж – Морковин Боря, Он спортсмен, приятель мой, Он купается зимой. |
Дети выполняют задание. |
О ком идет речь в стихотворении? | – О мальчике. |
– Как его называет автор стихотворения? | – Моржом. |
– Кто такой морж? | Дети отвечают. |
Учитель записывает на доске объяснение смысла слова. Морж – северное животное. Морж – человек, который не боится холода, закален, купается зимой. |
|
– Что вы можете сказать об этом слове? | – Оно многозначно. |
– Правильно. А почему я выбрала для сегодняшнего урока именно его? | – На конце слова морж парная согласная ж, которую надо проверять словом моржи. |
– Молодцы! Доктор Айболит и все зверята очень любят отгадывать загадки, но вот одну никак не могут отгадать. Шел, шел без дорог. Где шел, там и лег. До весны пролежал, А потом убежал. |
|
О чем речь? | – О снеге. |
– На какую орфограмму это слово? | – Снег – парная согласная на конце. |
– Подберите признаки, характеризующие этот предмет. | – Он белый, пушистый, мокрый, мягкий, сверкающий... |
– Подберите слова, обозначающие действие предмета. – Составьте предложение о снеге, используя подобранные действия и признаки, запишите его в тетрадь. Несколько предложений прочитывается вслух. Слабым ученикам раздаются карточки со словами, из которых нужно составить предложения. |
– Снег летит, сверкает, идет, падает, хрустит... |
7. Итог урока | |
– Чему вы учились сегодня на уроке?
|
– Правильно писать слова с парными согласными на конце слова. |
– Что для этого надо знать? | – Парную согласную надо проверять. Для этого изменяем слово так, чтобы после согласной стояла гласная. |
– Зная все это, вы легко справитесь с последним заданием. Каждому ряду я раздаю перфокарты со словами, в которых пропущены парные звонкие и глухие согласные на конце. Вы должны вставить букву в окошко и передать перфокарту соседу. Выигрывает ряд, справившийся с заданием быстрее. – Подводится итог игры. – У вас на партах есть кружочки: Красный обозначает – я уверен в своих знаниях. Зелёный – я сомневаюсь, надо еще поработать. – У меня тоже есть кружочки. Перед началом урока и я ставила цели. Я хотела, чтобы вам было интересно на уроке, чтобы урок принес вам полезные знания в области русского языка, чтобы вам на уроке было хорошо и спокойно. Я думаю, что я своих целей достигла. (На доске появляется новая табличка). Я рада за вас |
|
8. Домашнее задание | |
Дома составьте и запишите в тетрадь 5 предложений на тему «Мой друг». Постарайтесь использовать больше слов с парной согласной в слабой позиции. Кому будет трудно, найдите и запишите 3 пословицы о дружбе. |