Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

Образовательные:

  1. уточнить знания о способах проверки слов с согласными в конце;
  2. овладение учащимися последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами

Развивающие:

  1. развивать интеллектуальные способности;
  2. формировать и развивать общеучебные навыки (сотрудничество, умение слышать и слушать) и умения работать в группах малого состава;
  3. развивать связную речь, умение выразить свои мысли, аргументировать свой ответ.

Воспитывающие:

  1. формировать коммуникативные качества, развивать ответственность не только за свои знания, но и знания, учебные успехи каждого ученика;
  2. воспитывать бережное отношение к родному языку и своему здоровью.

Тип урока: урок закрепления пройденного материала.

Методы:

  1. Словесные: рассказ, беседа.
  2. Наглядные: компьютер, проектор, сигнальные круги, телевизор, DVD.

Система обучения: «Школа России».

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Орг. момент
Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

– Спасибо, будем надеяться. Что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
Дети лицом к гостям.
– Мы рады приветствовать вас в классе.
– Возможно есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло.
– Пусть будет уютно и очень легко
– Поручено нам вас сегодня встречать
– Но начнем же урок, не будем зря время терять.
2. Сообщение темы урока
Послушайте одну удивительную историю.

Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и не смогли. Заскучали согласные и вдруг... Показалось им, что кто-то рыдает... Прислушались.
– А-а-а! О-о-о! – плакали гласные.
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но получилось лишь невнятное бормотание): "П-р-н".
И услышали радостное (но тоже непонятное): "А-ы-е".
И решили тогда буквы: надо заключить мир и жить в словах вместе.

Учитель выводит слайд 1
 
– Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, вы можете назвать тему урока.
Дети выполняют задание.
– Что у вас получилось?
– Сегодня на уроке нашим помощником будет вот эта волшебная книга. Откроем ее первую страничку.
Слайд (тема урока)
Слайд (цели урока)
Слайд 4.
– Парные звонкие и глухие согласные.
3. Чистописание
– Ярко светит солнышко, и под его лучами проснулись цветы на лесной полянке. И лишь один цветок не смог раскрыть свои лепестки, потому что его заколдовала злая волшебница. Помочь ему можете вы, ребята. Для этого надо вспомнить и назвать все парные звонкие и глухие согласные.

Напишите красиво, чисто, аккуратно пары согласных букв.


Слайд 5.

– Молодцы! Вот и распустился наш цветок.
Дети записывают в тетрадях пары согласных по глухости/звонкости.
Проверьте, правильно ли вы записали пары согласных. Почему мы обращаем внимание на правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов? – Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, то есть правописание не соответствует произношению.
– Например: флаг – на конце слова слышится звук [к].
– Изменяем слово – флаги. Перед гласной и ясно слышится звук [г], поэтому в слове флаг писать нужно букву г.
– Как проверить написание слов с глухими и звонкими согласными в корне?

– А сейчас мы с вами побываем в сказке.
Учитель включает грамзапись сказки К. Чуковского "Доктор Айболит". Звучит небольшой отрывок.
– Надо изменить слово так, чтобы после интересующей нас согласной стояла гласная.
– Что это за сказка? Кто ее написал?
Доктор Айболит очень любил животных. Лечил их
«Доктор Айболит»
К И.Чуковский
– Давайте представим, что заболел сам доктор Айболит. Что будет? Выслушиваются ответы ребят.
– Все зверята со всех концов света поспешили на помощь доктору. Вот он лежит в постели, больной, но счастливый, потому что не оставили его зверята в беде. Назовите тех, кто пришел на помощь доктору. (На рисунке, который показывает учитель, изображены звери: медвежонок, слоненок, жираф, заяц, ежик, кит, лев, уж и крокодил. Они принесли Айболиту гостинцы: медведь – бочонок меда, слоненок – конфету и плитку шоколада, заяц – морковку, ежик – яблоко, кит – ящик лимонада, жираф – аптечку.) – Медведь, лев, крокодил, заяц, слон, еж, жираф, кит, уж.
4. Закрепление пройденного материала
– Из всех названных зверей вам нужно записать лишь тех, названия которых имеют на конце звонкую или глухую согласные, и доказать правильность написания, подобрав проверочные слова.
(запишем в столбик на доске и
в тетради)
медведь – медведи
лев – львы
еж – ежи
жираф – жирафы
кит – киты
уж – ужи
выполняют работу на индивидуальных досках.
подчеркните парные согласные на конце слов. Теперь надо показать правильность написания
Как?
Подберите и запишите проверочные слова
Подобрать проверочные слова
Почему вы думаете что эти слова
Проверочные?
Сравните слова 1и2 столбиков.
Что мы изменили чтобы подобрать проверочные слова?
Чтобы грамотно писать слова с парными согласными на конце слов, нужно правильно подбирать
проверочные слова.
Наиболее распространенным способом проверки является замена ед. ч
формой мн.ч. стриж - стрижи
Пишут 2 столбик самостоятельно

правило


слова 1 столбика стоят
в ед.ч,сл. 2 ст. во мн.ч
– Назовите из записанных слов словарное слово. – Медведь.
– Что можно сказать об особенности звукового состава этого слова?
– В нем семь букв, шесть звуков.
– Назовите среди записанных слов слова, в которых есть знакомая вам орфограмма. – Ужи, ежи, жирафы.
– Итак, какие слова требуют проверки? – Слова с парными согласными в конце слова.
– Какие слова являются проверочными? – Слова, в которых согласный звук стоит перед гласным.
– Посмотрите еще раз на рисунок. Чем лечат звери доктора? Что они ему принесли? – Бочку меда.
– Ящик лимонада.
– Плитку шоколада.
– Как вы думаете, подчеркнутые слова имеют отношение к теме нашего урока? – Да. Если мы поставим их в единственное число, на конце слов будут парные согласные.
5. Физминутка
– Слушайте, выполняйте все действия, какие услышите. Будьте внимательны.

Вот царь зверей могучий лев,
А тут жираф с длиннющей шеей
Ушастый еж. Чем не хорош?
Енот-красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко рысь
Плывёт могучий бегемот
Медведь над нерпою ревет.
И белый голубь там летает
После трудов отдохнуть приглашает.

– Молодцы. Тихо сядьте. А теперь посмотрим, какие вы были внимательные.
– Вспомните стихотворение и назовите слова с изучаемой орфограммой.
 
6. Закрепление пройденного материала (продолжение)
– Предлагаю вам задание, которое называется "Помогите разобраться". Много зверят пришли лечить любимого доктора, а вот верблюжонок не смог прийти. И вы знаете почему? Он получил телеграмму от слоненка, как нужно пройти на полянку к доктору, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться. Текст телеграммы у вас на парте. Прочитайте его. У каждого ученика отпечатанный текст телеграммы.
– Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение у верблюда?
– Почему?
– Лук, прут, плод, кос.
– Запишите текст телеграммы в тетрадь правильно.

– Давайте проверим, как вы справились с заданием.
Чтобы тебя поняли, нужно грамотно писать слова, правильно подбирать проверочные слова.

Учитель выводит текст на экран.
Дети записывают текст.
– Перейдем к следующей страничке книги. Она называется "Волшебная яблоня".
Слайд
– На этой яблоне, кроме обычных яблок, выросли еще двенадцать необычных. Они крупнее остальных, и на них написаны парные согласные. Сорвать яблочко может тот, кто приведет примеры слов с данными парными согласными на конце и подберет к ним проверочные слова.

– Перед вами последняя страничка волшебной книги, которая называется "Узелок на память".

Слайд
– Я знаком с одним моржом.
Ест он кашу, пьет боржом,
Очень любит эскимо,
Вместе ходим мы в кино.
Он среди моржей один
Не видал огромных льдин,
Не видал он даже моря.
Этот морж – Морковин Боря,
Он спортсмен, приятель мой,
Он купается зимой.
Дети выполняют задание.
О ком идет речь в стихотворении? – О мальчике.
– Как его называет автор стихотворения? – Моржом.
– Кто такой морж? Дети отвечают.
Учитель записывает на доске объяснение смысла слова.

Морж – северное животное.
Морж – человек, который не боится холода, закален, купается зимой.
 
– Что вы можете сказать об этом слове? – Оно многозначно.
– Правильно. А почему я выбрала для сегодняшнего урока именно его? – На конце слова морж парная согласная ж, которую надо проверять словом моржи.
– Молодцы! Доктор Айболит и все зверята очень любят отгадывать загадки, но вот одну никак не могут отгадать.

Шел, шел без дорог.
Где шел, там и лег.
До весны пролежал,
А потом убежал.
 
О чем речь? – О снеге.
– На какую орфограмму это слово? – Снег – парная согласная на конце.
– Подберите признаки, характеризующие этот предмет. – Он белый, пушистый, мокрый, мягкий, сверкающий...
– Подберите слова, обозначающие действие предмета.
– Составьте предложение о снеге, используя подобранные действия и признаки, запишите его в тетрадь.
Несколько предложений прочитывается вслух. Слабым ученикам раздаются карточки со словами, из которых нужно составить предложения.
– Снег летит, сверкает, идет, падает, хрустит...
7. Итог урока
– Чему вы учились сегодня на уроке?
– Правильно писать слова с парными согласными на конце слова.
– Что для этого надо знать? – Парную согласную надо проверять. Для этого изменяем слово так, чтобы после согласной стояла гласная.
– Зная все это, вы легко справитесь с последним заданием. Каждому ряду я раздаю перфокарты со словами, в которых пропущены парные звонкие и глухие согласные на конце. Вы должны вставить букву в окошко и передать перфокарту соседу. Выигрывает ряд, справившийся с заданием быстрее.
– Подводится итог игры.

– У вас на партах есть кружочки:
Красный обозначает – я уверен в своих знаниях.
Зелёный – я сомневаюсь, надо еще поработать.

– У меня тоже есть кружочки. Перед началом урока и я ставила цели. Я хотела, чтобы вам было интересно на уроке, чтобы урок принес вам полезные знания в области русского языка, чтобы вам на уроке было хорошо и спокойно. Я думаю, что я своих целей достигла. (На доске появляется новая табличка).
Я рада за вас
 
8. Домашнее задание
Дома составьте и запишите в тетрадь 5 предложений на тему «Мой друг». Постарайтесь использовать больше слов с парной согласной в слабой позиции. Кому будет трудно, найдите и запишите 3 пословицы о дружбе.