Цели:
- Познакомить детей с разделительными Ь и Ъ знаками.
- Научить читать слова, предложения, тексты с этими буквами.
- Развивать устную речь учащихся.
- Совершенствовать навыки чтения.
Оборудование: ПК, азбука, карточки звуков, презентация (приложение 1).
Ход урока
I . Орг. момент.
- Урок чтения. Сегодня я вам предлагаю снова
отправиться в город “Буквоград” за новыми
знаниями.
- На чём будем путешествовать? (На вертолёте).
- К полёту, готовы? (Готовы).
- Сели прямо.
- Пристегнуть ремни! (Есть! Пристегнуть ремни!)
- Надеть шлемофоны! (Есть! Надеть шлемофоны!)
- Включить зажигание! (Есть! Включить
зажигание!)
- Полетели! Вот и город “Буквоград”!
- Идём на посадку!
II. Повторение.
- И так перед нами город “Бугвоград”.
- Вспомним, кто здесь живёт?
- Посмотрите на I дом. Кто здесь живёт?
(Гласные буквы).
- Сколько гласных букв в русском языке? Назовите
их. (10)
- Почему они разделились на две группы?
(Гласные: а, о, у, э, ы – обозначают тв. согл. зв.)
(Гласные: и, е, ё, ю, я – обозначают мяг. согл. зв.)
- Посмотрите, внимательно и скажите, кто живёт во II доме? (Согласные, звонкие, непарные)
- Верно. Здесь живут согласные буквы, которые
обозначают – согласные, звонкие, непарарные
звуки.
- Назовите эти буквы.
- Продвигаемся дальше? Кто живёт в III доме?
(Согласные, парные).
- Кто назовёт эти пары?
- Вот мы дошли до IV дома. Назовите жителей этого
дома. (Согласные, глухие, непарные).
- Назовите эти буквы? (Х, Ч, Щ, Ц)
Вот мы и добрались до последнего домика.
- Кто там живёт? (Ь, Ъ).
- Что вы узнали про эти буквы? (Они звука не
имеют).
- Прочитаем слова с мягким знаком:
КОНЬ
ДЕНЬ
СОЛЬ
МОЛЬ
ПАЛЬТО
ПИСЬМО
МАЛЬЧИК
ДЕНЬКИ
- Где встречается в словах Ь знак? (В конце и в
середине слова).
- Определите количество букв и звуков в словах:
СОЛЬ и ПАЛЬТО. (Соль - 4 б., 3 зв.; пальто – 6 б., 5 зв.)
- Почему букв больше, чем звуков? (Ь – звука не
имеет).
- Какую роль играет Ь знак в словах? (Ь –
обозначает мяг. согл. зв.).
III . Работа над новым материалом.
- Сегодня вы познакомитесь ещё с одной работой Ь
и Ъ знака на письме и при чтении.
- Разобраться в этом нам поможет анализ слов.
- Сделаем звуковой анализ слова СЕМЯ.
- Проверим.
- Сделаем звуковой анализ слова СЕМЬЯ.
- Проверим.
- Сколько звуков в слове СЕМЯ – 4, СЕМЬЯ – 5.
- Какой новый звук появился во втором слове? [ Й
].
- Как же показать, что во втором слове буква Я
обозначает не один, а два звука?
- Для этого после буквы М пишется разделительный
мягкий знак.
Он предупреждает, что букву Я надо читать, как два звука.
- Поучимся читать слова с разделительным Ь знаком.
ШЬЮ
ПЬЮ
ЛЬЮ
ДРУЗЬЯ
ВАРЕНЬЕ
ВЬЮГА
ЛЬЁТ
ВЬЁТ
ПЕЧЕНЬЕ
- Читаем по “цепочке”.
- Перед какими гласными буквами пишется
разделительный Ь знак? (Ю, Я, Е, Ё)
- Что показывает буква Ь знак в словах? (Что
буквы Ю, Я, Е, Ё надо читать, как 2 звука).
- Такую же роль, как разделительный мягкий знак
играет и разделительный Ъ знак.
- Сделаем звуковой анализ слов.
Слово СЕЛИ.
Слово СЪЕЛИ.
- Проверим.
- В слове СЪЕЛИ срабатывает правило, что букву Е
надо читать, как 2 звука пред Ъ знаком.
- Поучимся читать слова с разделительным Ъ
знаком:
ПОДЪЕХАЛ
СЪЁМКА
ПОДЪЕЗД
СЪЕЛА
ОБЪЯСНИЛ
ОБЪЯВЛЕНИЕ
(Хоровое чтение и индивидуальное чтение слов).
- Сделаем ВЫВОД, для чего нужны буквы
разделительные Ъ и Ь знаки?
- Показать, что в словах, когда они есть, надо
читать гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, как 2 звука.
Перед разделительными Ь и Ъ знаками гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, надо читать как 2 звука.
IV. ФИЗМИНУТКА.
V. Закрепление.
- Сейчас будем учиться читать слова с
разделительными Ь и Ъ знаками.
- Открыли “Азбуку” с.54 .
- Какие буквы гости этой страницы? (Ь и Ъ).
- Почему карточки со звуками зачёркнуты? (Эти
буквы звука не имеют).
1. Прочитаем самостоятельно верхнее стихотворение.
- Кто прочитал стихотворение, поднимите руку.
Читает в слух …
- Прочитайте слова с разделительным Ь (Ъ).
- Прочитайте выделенные пары слов. (Cели –
съели; семя – семья).
- Изменилось значение слова или нет?
2. Стихотворение “Шутка”.
Читаем по “цепочке” по 2 строчки.
- Найдите и прочитайте слова с разделительным Ъ знаком.
ПОДЪЕХАЛИ
ВЪЕХАЛИ
СЪЕХАЛИ
ОБЪЕХАЛИ
3. Работа в парах.
- По очереди прочитайте друг другу слова с
разделительным Ь знаком, называя ударный слог.
- Потом причитайте слова с разделительным Ъ
знаком, называя ударный слог.
- Проверим.
- Кто прочитает слова с разделительным Ь знаком и
назовёт ударный слог.
- Кто прочитает слова с разделительным Ъ знаком и
назовёт ударный слог.
4. Рассказ Н.Ушинского “Твёрдый знак”.
Читаем по “цепочке” по предложению.
- Как звали девочку?
- В каком классе она училась?
- Какую букву она не могла запомнить?
- Как она её называла?
КРЕПКИЙ
ЖЁСТКИЙ
ТВЁРДЫЙ
- Можно ли эти слова считать близкими по
значению? (Да).
- Всегда ли эти слова могут заменить друг друга?
(Нет).
VI. Итог урока.
- Наш урок подошёл к концу.
- Какие буквы были гостями нашего урока? (Ь и Ъ).
- Какую роль в словах играют эти буквы? (Когда
они встречаются в словах, то после них буквы Е, Ё,
Ю, Я надо читать, как 2 звука).
- Ещё они разделяют на письмесогласные от гласных
букв.
- Урок окончен.
- Молодцы.