Программа проводится педагогом – психологом и включает 29 занятий, она рассчитана на будущих первоклассников – детей дошкольного возраста 5 -7 лет, занятия проводятся один раз в неделю (1 занятие 30 минут).
В занятиях используется разнообразный наглядный и диагностический материал. Занятия проходят в различных формах: групповая и индивидуальная работа, тренинговые, диагностические, игровые занятия, в ходе которых у дошкольника возникает эмоциональный настрой на учебу, формируется положительная учебная мотивация, развивается интерес к познанию, формируется потребность учиться, вырабатываются необходимые учебные навыки. Ребенок знакомится и осваивает правила поведения в школе, учится взаимодействовать с ровесниками и старшими.
При составлении данной программы использовались материалы из разных источников.
Цель программы: психологически подготовить дошкольника к школе, поддержать его стремление и желание стать школьником, учиться, занять определенную активную жизненную позицию в обществе людей.
Задачи:
- Развитие коммуникативных качеств, умения общаться в коллективе, развитие эмпатии;
- Развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей;
- Развитие речи, расширение словарного запаса.
- Знакомство с правилами поведения в школе, развитие саморегуляции;
- Воспитание любви к окружающей природе, родному краю.
Результатом реализации программы является развитие у детей:
- Коммуникативных способностей, эмпатии, умения взаимодействовать в коллективе;
- Внимания, зрительной, слухоречевой памяти;
- Активизации воображения, пространственного мышления, умения классифицировать, сравнивать, выстраивать последовательность действий и событий;
- Словарного запаса, развитие речи, умения формулировать свою мысль, отвечать устно у доски;
- Развитие саморегуляции, умения соблюдать правила, подчиняться требованиям, работать самостоятельно и по образцу.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Программное содержание |
1 | “Первый раз в школу” | Знакомство и сплочение детского коллектива, развитие эмпатии. | “Снежный ком” Разговор о школе “Люблю, не люблю” “Азбука хороших слов” Рисунок “Моя будущая школа” |
2 | “Давайте дружить!” | “Снежный ком” “Азбука хороших слов” Упражнение “Восьмерка” (повышение работоспособности, концентрация внимания) Диагностика “Раскрась домики” |
|
3 | “Школа, урок” | Становление внутригрупповых контактов, ознакомление детей с правилами поведения на уроке и во время перемены, развитие внимания, памяти. | “Азбука хороших слов” Беседа на тему “Школьный урок”, правила поведения Сказка “Урок в лесной школе” Физ. минутка Упражнение “Цветная сказка” |
4 | “Школа, перемена” | “Азбука хороших слов” Развитие внимания с использованием дополнительного раздаточного материала Беседа “Что можно сделать за перемену?” Составление правил поведения Игра “Вордбол” |
|
5 | “Готовы ли пойти учиться” | Выявление степени готовности дошкольника к школьному обучению. | Диагностическая работа “Готовность к школьному обучению” МЭДИС |
6 | “Коллектив” | Становление внутригрупповых контактов, создание дружеской обстановки в группе. | “Азбука хороших слов” Беседа по теме занятия Развитие внимания, упражнение “Локти, плечи, нос, коленки” |
7 | “Отвечаем у доски” | Развитие речи, расширение словарного запаса, развитие саморегуляции. | Игра “Бабушкин сундук” Выступления перед классом у доски. Пальчиковая гимнастика “Про апельсин” Диагностика мотивации к школьному обучению |
8 | “Учимся думать!” | Обучение умению выполнять инструкции, развитие внимания, расширение словарного запаса. | Игра “Говори наоборот” Игра “Вордбол” Упражнение “Слова и слоги” Развитие мышления – “Сравнения” |
9 | “Учимся размышлять!” | Развитие произвольного внимания, развитие мышления, памяти, внимания. | Игра “Будьте внимательны” Развитие мышления – “Закономерности” Игра “Вордбол” |
10 | “Моя страна” | Знакомство детей с понятиями планета, страна, город, развитие внимания, памяти, развитие мелкой моторики. | Беседа по теме занятия Загадки по теме Игра “Летает – не летает” Графический диктант |
11 | “Мой город, моя улица” | Развитие речи, словарного запаса, развитие мышления. | Игра “Добрый вечер” Развитие мышления – “Закономерность и последовательность” Беседа по теме: Домашний адрес, дорога из дома в школу |
12 | Диагностическая работа | Контрольный срез знаний по выявлению степени готовности к школьному обучению. | Диагностика “Готовность к школьному обучению” |
13 | “Скоро Новый год” | Знакомство с понятием “времена года”, развитие словарного запаса, речи. Сплочение коллектива. | Игра “Бабушкин сундук” Беседа по теме занятия с использованием загадок Рассказ о зиме, деде морозе Новогодний кроссворд |
14 | “Времена года” | Повторение пройденного материала, закрепление знание о временах года, месяцах, днях недели. | Игра “снежный ком” Беседа по теме “времена года” Игра “карусель” Упражнение “Азбука хороших слов” Загадки по теме времена года |
15 | “Будем здрасьте говорить!” | Знакомство с понятием “Волшебное слово”, развитие речи, расширение словарного запаса. | Игра “Внимание, разыскивается” Беседа по теме занятия Упражнение “Азбука хороших слов” Вспоминаем правила поведения на уроке |
16 | “Я и мои друзья” | Формирование коллектива, умения строить отношения со сверстниками. | Игра “Веселые вопросы” “Азбука хороших слов” Беседа по теме занятия Развитие мышления “Пространственное мышление” |
17 | “Давайте, жить дружно!” | Сплочение коллектива, развитие речи. | Игра “Рисуем солнышко” Сказка о дружбе Упражнение “Назови друга ласковым именем” Игра на внимание “Тропинка, кочки, копна” |
18 | “Мир вокруг нас” | Углубление знаний об окружающем мире, развитие речи. | Упражнение “Внимание, разыскивается” Беседа по теме занятия в форме игры - путешествия |
19 | “Праздники, День защитника отечества” | Активизация познавательной активности, формирование взаимодействия между людьми, развитие речи. | Игра “Назови друга ласковым именем” Беседа по теме занятия Загадки, пословицы и поговорки о родах войск Рисунок по готовым шаблонам (по цифрам) в подарок |
20 | “Дикие и домашние животные” | Активизация познавательной деятельности, углубление знаний об окружающем мире, формирование умения классифицировать по общему признаку. | Игра “Добрый вечер” “Азбука хороших слов” Беседа по теме занятия Диагностика фонематического слуха Методика “Первая буква” Игра “Вордбол” |
21 | “Праздник мам” | Активизация познавательной активности, формирование взаимодействия между людьми, развитие речи. | Игра “Бабушкин сундук” Беседа по теме занятия с загадками Выступления у доски Упражнение на развитие творческого мышления Развитие мышления “Умозаключения” |
22 | “Опять весна” | Углубление знаний детей об окружающем мире, развитие речи, расширение словарного запаса. | “Азбука хороших слов” Беседа по теме занятия Загадки, пословицы, поговорки и кричалки о весне Сказка о весне. Развитие внимания “Перелетные птицы” |
23 | “Окружающий мир” | Активизация познавательной активности, углубление знаний детей об окружающем мире. | Игра “Бабушкин сундук” Упражнение “Найди одинаковые предметы” Упражнение “Назови одним словом” Упражнение “Математические рисунки” - рисунки по цифрам различных животных |
24 | “Готовы ли к учению?” | Выявление степени готовности дошкольника к школьному обучению. | Диагностическая работа “Готовность к школьному обучению” МЭДИС |
25 | “Я и Моя семья” | Объяснение понятия семья, формирование позитивного отношения к окружающим. | Игра “Добрый вечер” Беседа по теме занятия Диагностическая работа: Рисуем дом по точкам Игра “Водяной” |
26 | “Семейное древо” | Расширение кругозора детей, обучение детей умению выражать свои мысли. | Игра “Внимание, разыскивается!” Беседа по теме занятия Игра на внимание “Плечи, локти, нос, колени” Развитие мышления – “умозаключения” Рисуем семейное древо |
27 | “Путешествие в школу” | Повторение правил поведения на уроке и перемене, создание эмоционального настроя на школу. | Беседа по теме занятия в виде игры - путешествия |
28 | “Я ученик” | Развитие речи, расширение словарного запаса, подведение итогов занятий. | Игра “Назови ласково своего друга” Беседа о школе Рисунок “Моя будущая школа Упражнение на внимание “Послушаем тишину” Упражнение “Выполни команду” |
29 | “Я ученик” | Игра “Внимание, разыскивается” Упражнение “Найди ошибку” Игра “вордбол” Игра “Водяной” Задания на развитие внимания с использованием раздаточного материала |
Описание некоторых упражнений:
Упражнение “Цветная сказка”.
У каждого на столе набор из цветных полосок. По мере прослушивания дети на столе выкладывают на столе цветную дорожку. Психолог дублирует все на доске.
Сказка: Пришел дед в огород и стал копать землю. А земля какая? (черная – выкладываем полоску черного цвета). Вскопал и посадил репку. А репка какая? (желтая). Стала репка расти, подрастать, а ботва у нее какая? (зеленая – полоска зеленого цвета). Созрела репа, стал дед ее тянуть. Устал, стало у него лицо какое? (красное). Сбросил дед фуфайку. Какую? (серую). Сел отдохнуть, а небо над ним какого цвета? (Синего). Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть репку. Устала бабка, лицо у нее стало? (белое). А солнце печет, какого цвета? (оранжевое). Позвала бабка внучку. Прибежала внучка, а платочек у нее какой? (бардовый).Стали звать Жучку, язычок у нее какой? (розовый). Позвали кошку какую? (серую). Тянут потянут – вытянуть не могут. Позвали мышку. Тянули они репку, тянули и вытянули! Достали горшок, какой? (коричневый) и наварили каши! А каша какого цвета? (желтая!)
Данное упражнение взято из книги: “120 уроков психологического развития младших школьников” Н.П. Локаловой.
Упражнение “Вордбол”.
Психолог задает какую-либо тему, например “Мебель – не мебель”. Затем он называет вперемешку слова, относящиеся к данной категории, и слова, по смыслу далеко отстоющие от нее. Так, наряду со словами шкаф, стул, кровать, называются слова: чайник, книга и др. При этом, называя слово, психолог бросает ученику мяч, а ученик либо ловит его, если слово соответствует заданной теме, либо отбивает мяч, если не соответствует.
Данное упражнение взято из книги: “Дошколенок. Программа и тематическое планирование занятий” С.А. Калик .
Упражнение “Азбука хороших слов”.
Педагог – психолог предлагает детям каждое занятие составлять азбуку хороших слов, то есть вспоминать добрые, хорошие слова на буквы алфавита, например на букву “А” (аккуратный, ароматный, аппетитный, активный, авторитетный)
Данное упражнение взято из книги: “120 уроков психологического развития младших школьников” Н.П. Локаловой.
Упражнение “Подбери слова”.
Педагог задает первый слог, к которому ученики должны подобрать другие слоги, чтобы получились разные слова.
Примеры:
Данное упражнение взято из книги: “120 уроков психологического развития младших школьников” Н.П. Локаловой.
Игра “Добрый вечер”.
Психолог: Мне очень хочется пожелать всем доброго вечера. Всем – всем, каждому из вас! Добрый вечер, ребята! Я скажу слова: “Добрый вечер…” и назову кого-то из нашей группы. Те, кого я назову, ответят мне “добрый вечер”. Попробуем?
“добрый вечер всем мальчикам!”
“добрый вечер всем девочкам!”
“добрый вечер, всем тем, кто утром чистил зубы!”
и т.д.
Последнее надо сказать: “добрый вечер, всем тем, кто хочет узнать, что-то новое” или “добрый вечер всем, кто пришел учиться”
Данное упражнение взято из книги: “Дошколенок. Программа и тематическое планирование занятий” С.А. Калик.
Игра. “Внимание, разыскивается”.
Психолог: “Представьте, что в нашей группе есть волшебное радио, которое передает сообщения о потерявшихся ребятах. Но вот, что интересно: все эти ребята находятся здесь! Вам надо только внимательно посмотреть вокруг и найти того, о ком передают сообщение. Итак, внимание – внимание! Разыскивается мальчик. У него темные волосы, серые глаза , синий свитер и т.д. Кто же это? Кто догадался, поднимите руку и ждите, пока я вас спрошу!”
Данное упражнение взято из книги: “Дошколенок. Программа и тематическое планирование занятий” С.А. Калик.
Примеры занятий.
Занятие 13. “Скоро Новый год” (приложение 1)
Занятие 23. “Окружающий мир” (приложение 2)
Использованная литература:
- С.А. Калик “Дошколенок. Программа и тематическое планирование занятий”
- “Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками” под редакцией Пилипко Н.В.
- О.В. Хухлаева “Тропинка к своему Я”
- “Вся дошкольная программа. Внимание. Память”, “Вся дошкольная программа. Мышление.
- Н.П. Локалова “120 уроков психологического развития младших школьников”
- Л.С. Выготский Собрание сочинений.
- http://nattik.ru/?p=4707
- http://www.solnet.ee/ng/#1
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4