Использование имитационных, подводящих и подготовительных упражнений при обучении техническим приемам игры в волейбол на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


I. Имитационные, подготовительные и поводящие упражнения, как путь к осознанному освоению учащимися технических приёмов игры в волейбол.

Волейбол, включенный в перечень базовых физкультурно-спортивных видов государственного образовательного стандарта общего образования, является одним из самых технически сложных игровых разделов школьной программы по физическому воспитанию. Этим и объясняется тот факт, что всё больше учителей физической культуры в последнее время отказываются от преподавания этого “трудного” для учащихся игрового вида спорта в пользу более доступных баскетбола, гандбола, футбола.

Не удивительно, в связи с этим, что большинству современных школьников волейбол, как вид спорта, не интересен и они весьма “прохладно” относятся к освоению его игровых приёмов на уроках физической культуры. А ведь именно на уроках происходит первое знакомство учащегося с волейболом, через освоение игровых приёмов (в начале простых, а затем более сложных) – привитие интереса к этому виду спорта и появление желания заниматься им дополнительно в школьных секциях или учреждениях дополнительного образования.

Многолетний опыт работы в качестве школьного учителя физической культуры подсказал мне, что стойкая “нелюбовь” большинства учащихся средней и старшей школы к волейболу основана на их слабой технической оснащенности. Например, в футболе можно получить значительную физическую нагрузку и эмоциональный заряд, совершенно не умея обрабатывать мяч, не освоив передачи и удары. Овладение техникой сделает эту игру более содержательной, но прямого влияния на характер двигательной активности не окажет.

Специфика же волейбола выражается в удержании мяча в воздухе в течение длительного времени посредством технических приёмов, выполняемых без задержек и оцениваемых судьями экспертно. Поэтому слабая техническая оснащённость игроков (подача в аут или сетку, неуверенный приём мяча, неточная передача и т.д.) значительно снижает эмоциональную привлекательность волейбола, как вида спорта.

В связи с этим очевидно, что успешное овладение техникой игры – единственный путь к привитию учащимся интереса к волейболу и эффективному использованию его в оздоровительных целях.

Основные проблемы, связанные с обучением технике игровых элементов волейбола, я сформулировал следующим образом –

Как научить игровому приёму:

а) без ошибок;
б) быстро.

Действительно, “научение” без ошибок является необходимым условием быстрого обучения в условиях строго регламентированного по времени школьного урока физической культуры. Так с помощью, каких же приёмов и методов можно научить техническому приёму быстро и без ошибок?

Отечественные специалисты (Железняк Ю.Д., Фурманов А.Г., Слупский Л.Н. и др.) в методических разработках по обучению технике игры в волейбол важнейшее место в этой связи отводят имитационным, подготовительным и подводящим упражнениям. Большое многообразие этих упражнений, предлагаемых данными специалистами, рассчитано в первую очередь для организации занятий групп спортивной подготовки детских юношеских спортивных школ. Поэтому автору данной работы предстояло “адаптировать” предлагаемые упражнения к школьному уроку волейбола с учетом его специфики.

В практике своей работы с юношами – старшеклассниками я довольно много времени на уроках волейбола отвожу этой категории упражнений. Из большого многообразия имитационных, подготовительных и подводящих упражнений, предлагаемых в методической литературе по обучению игре в волейбол, мною выбраны и сгруппированы в определённой последовательности наиболее важные, на мой взгляд, упражнения. При этом мной учтены возможные технические ошибки учащихся, которых можно избежать, применяя выше названные упражнения. Использую я эти упражнения как на начальном этапе обучения (для создания у учащихся правильного представления об изучаемом техническом приёме), так и этапе закрепления и совершенствования игрового навыка. Это создаёт условия для правильного освоения учащимися технического приёма и исключает появление ошибок, на исправление которых затрачивается обычно много времени.

Применение имитационных, подводящих и подготовительных упражнений я обычно сочетаю с использованием вспомогательных снарядов и оборудования: лап для блокирования, мячей на амортизаторах, набивных, теннисных мячей, мешочков с песком и прочее. Нетрадиционность этих упражнений создаёт у учащихся эмоциональный подъём и даёт возможность поддерживать определённый уровень нагрузки в течение всего урока. Вместе с тем следует отметить, что не нужно чрезмерно увлекаться упражнениями на снарядах, основанными на ударах по неподвижному мячу (мяч на амортизаторах, стойка-держатель мяча и др.), так как в дальнейшем могут возникнуть определённые трудности при обучении удару по летящему мячу после передачи партнёра.

Имитационные, подводящие и подготовительные упражнения на уроках волейбола я обычно использую как в подготовительной части урока (во время разминки), так и в основной (перед выполнением технического приёма).

Хотелось бы отдельно остановиться на количестве повторений предлагаемых подводящих упражнений. Некоторые педагоги в желании избежать ошибок учащихся при обучении техническим приёмам игры в волейбол прибегают к многократному повторению выше указанных упражнений. Итог такой методики неутешителен. “Лишние” десятки (а иногда и сотни) повторений подводящих и подготовительных упражнений на этапе обучения лишь замедляют процесс освоения двигательного навыка. Традиционная формула “количество переходит в качество” не работает в данной ситуации, поскольку для обучения существенно количество “правильных” движений, а не общее количество повторений. Поэтому я обычно мгновенно прекращаю выполнение упражнений, если вижу, что учащийся перестаёт контролировать движение (выполняет его с искажениями техники). Оптимальным количеством повторений подводящих и подготовительных упражнений на уроке для сложных движений считаю 2-4, для движений средней сложности – 5 -10 и для простых движений – не выше 20-25-ти.

Я стараюсь не применять упражнение в процессе обучения, если вижу, что учащийся не может выполнить предлагаемое движение со второй, максимум с третьей попытки. Это говорит о недостаточности имеющейся у учащегося двигательной базы для освоения данного приёма. В этом случае я расчленяю технический приём на доступные элементы и подбираю подводящие упражнения к ним, исходя из принципа постепенного усложнения заданий. Таким образом, я создаю систему многочисленных имитационных и подводящих упражнений в упрощенных условиях.

Следует отдельно остановиться на роли подводящих и подготовительных упражнений в специальной физической подготовке юных волейболистов.

Одни подводящие и подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой (укрепление кистей рук, увеличение их подвижности, прыжковые упражнения с набивными и теннисными мячами), другие направлены на формирование тактических умений (развитие быстроты реакции и ориентировки в пространстве, быстроты, перемещения в ответных действиях на сигналы и т.п.). Систематическое применение подводящих и подготовительных упражнений не только ускоряет процесс обучения техническим приёмам волейбола, но и создаёт предпосылки для формирования более прочных двигательных навыков.

Именно поэтому в практике своей работы с юношами – старшеклассниками на уроках волейбола я стараюсь широко применять упражнения с утяжелителями (мешочки с песком, набивные мячи), амортизаторами, подводящие подвижные игры и эстафеты. Эти упражнения не только помогают сформировать необходимый двигательный навык, но и способствуют атлетической подготовке учащихся.

Подводящие и подготовительные упражнения я применяю почти на каждом уроке волейбола. В то время, когда одна часть учащихся совершенствует технику, другая выполняет различные подводящие упражнения: с набивными мячами, удары по мячу на амортизаторах и т.д. Такая комбинированная форма проведения урока позволяет мне повысить его интенсивность и моторную плотность.

Как показывает практика, использование имитационных, подготовительных и подводящих упражнений, конечно же, не панацея от ошибок учащихся при разучивании технических приёмов игры в волейбол. Полностью избежать ошибок при освоении движения не удаётся никому. Более того, в обучении без них не обойтись, поскольку они являются индикатором уровня сложности изучаемого упражнения (чем сложнее изучаемый технический приём, тем больше ошибок допускают учащиеся). Главная задача при этом – выполнить движение с количеством ошибок, не превышающим некоторый индивидуальный порог, за которым возможно создание нерационального динамического стереотипа. Поэтому в практике своей работы при разучивании с учащимися сложного технического приёма волейбола я подбираю подводящие и подготовительные упражнения, располагая их в порядке усложнения. Это позволяет учащимся выполнить предлагаемые упражнения верно, без искажений структуры движений. При появлении же ошибок, я даю команду к немедленному прекращению выполнения задания. Ценность данной методики в том и состоит, чтобы остановиться за один шаг до появления ошибки. Ибо доказано, что переучить неверно разученное техническое действие в последствии бывает очень сложно.

В дальнейшем я анализирую причины появления ошибки у учащего (недостаточная функциональная , координационная, психологическая подготовка и т.д.) и стараюсь устранить их, используя как упражнения специальной подготовки, так и подводящие упражнения на тренажёрах и амортизаторах. При этом я объясняю учащимся, почему ему предложены именно эти подводящие и подготовительные упражнения и как их освоение скажется на общей структуре изучаемого технического действия.

Таким образом, имитационные, подводящие и подготовительные упражнения становятся одним из важнейших факторов, обеспечивающих осознанное освоение учащимися технических приёмов игры в волейбол.

Далее мы подробно рассмотрим вопросы использования подводящих и подготовительных упражнений в общей и специальной физической подготовке учащихся на уроках волейбола, ведущих, в конечном счёте, к овладению школьниками навыками этой игры.

II. Общая и специальная физическая подготовка юных волейболистов.

Физическая подготовка при обучении волейболу имеет особое значение. И связано это со спецификой волейбола, как вида спорта. Общеизвестно, что средства волейбола, и особенно учебная игра, не оказывают большого влияния на всестороннее физическое развитие учащихся, если они не владеют в должной мере навыками игры в волейбол. Если в баскетболе, увеличив время на игру, можно увеличить и нагрузку на организм занимающихся, то в волейболе этого не происходит. Совсем другое дело, когда учащиеся уже овладели техникой игры, знают основы тактики. В этом случае воздействие средств волейбола весьма значительно. Волейбол в его современном виде – это атлетический вид спорта. Содержание физической подготовки составляют общая физическая подготовка и специальная.

На уроках волейбола с юношами – старшеклассниками из всего многообразия средств общей физической подготовки я использую преимущественно: гимнастику, акробатику, атлетическую гимнастику, лёгкую атлетику и подвижные игры. Систематичное применение этих средств общей физической подготовки обеспечивает учащимся разностороннюю физическую подготовку и знакомит их техникой других видов спорта. Так средствами гимнастики и акробатики развиваются такие важные для волейболиста физические качества, как гибкость и координация движений. Средствами атлетической гимнастики и лёгкой атлетики – сила, быстрота, прыгучесть, скоростно-силовые качества. А применение на уроках волейбола подвижных игр развивает у учащихся ловкость и быстроту реакции.

Подбор средств общей физической подготовки для каждого занятия я осуществляю в зависимости от этапа обучения и конкретных задач, поставленных на уроке. На первых уроках волейбола, когда уровень физической нагрузки учащихся от упражнений в технике не велик, доля упражнений общей физической подготовки довольно значительна. Их я включаю как в подготовительную, так и в основную части урока, обеспечивая необходимую моторную плотность. Наиболее часто применяемыми упражнениями являются: круговые движения руками, махи ногами, глубокие выпады, полушпагаты, перекаты в сторону и через плечо, многоскоки, встречные эстафеты, метание малых мячей на точность и дальность, подвижные игры.

Общая физическая подготовка – это ступенька к специальной физической подготовке, в которой преимущество отдаётся уже развитию определённых качеств, специфически необходимых при игре в волейбол. Поэтому по мере усложнения поставленных на уроке задач, направленных на освоение и совершенствование учащимися технических приёмов игры в волейбол, доля упражнений общей физической подготовленности на уроке снижается. На первое место выходят упражнения специальной физической подготовки.

Основным содержанием специальной физической подготовки являются специальные упражнения, развивающие качества, необходимые для овладения техникой игровых приёмов волейбола. К таким упражнениям относятся: упражнения для укрепления кистей рук и увеличения амплитуды движения рук в плечевых суставах; прыжковые упражнения с малыми мячами и набивными мячами; игры, развивающие быстроту реакции, ориентировки и быстроту перемещений в ответных действиях на сигнал и прочее.

Систематическое применение упражнений специальной физической подготовки ускоряет процесс обучения игровым приёмам волейбола и создаёт предпосылки для формирования у учащихся более прочных двигательных навыков.

Я обычно подбираю упражнения специальной физической подготовки так, чтобы одни из них были связаны с техническими приёмами, которые разучивают на данном уроке, а другие подготавливали бы учащихся к изучению новых технических приёмов на последующих. Например: в начале основной части урока учащиеся отрабатывают метание теннисного мяча через сетку в прыжке с 2-х шагов разбега, что является специальным подводящим упражнением к изучаемому сегодня нападающему удару, а в конце основной части урока я предлагаю им специальные прыжковые упражнения у стены, служащие имитацией одиночного блокирования, обучение которому запланировано мной на следующем уроке.

Упражнения специальной физической подготовки, направленные на развитие реакции и ориентировки, быстроты перемещения, прыгучести я применяю на каждом уроке волейбола, так как данные качества наиболее необходимы для успешного овладения учащихся техническими приёмами этой игры. На одном уроке я обычно применяю какие – либо одинаковые по способу выполнения упражнения специальной физической подготовки: упражнения без предметов, упражнения с предметами или игры и эстафеты. Причём я использую их как в подготовительной части урока, во время разминки, так и в основной, перед выполнением технических и тактических упражнений.

Периодически для упражнений общей и специальной физической подготовки я выделяю отдельный урок. В подготовительной части такого урока я предлагаю учащимся хорошо им знакомые упражнения и игры. Основную его часть отвожу развитию физических качеств учащихся, необходимых для разучивая элементов техники волейбола: (упражнения с теннисными и набивными мячами, с амортизаторами и гантелями). Заканчиваю урок подвижной игрой или эстафетой.

Часто подобные уроки я провожу в тренажерном зале. Использование упражнений с отягощениями и на тренажёрах, входящих в комплексы, разработанной мной программы по атлетической гимнастике для юношей-старшеклассников, развивает у учащихся силу мышц предплечья, плечевого пояса, брюшного пресса, бёдер и голени.

Организация таких уроков специальной физической подготовки обычно основана на методике круговой тренировки. Учащиеся выполняют комплекс из 6 – 7-ми упражнений атлетической гимнастики, переходя от снаряда к снаряду (по кругу) с интервалами между упражнениями 2-3 минуты. Вес отягощений при этом подбирается так, чтобы учащийся смог повторить упражнение 12-15 раз в максимально возможном для себя темпе. В этом случае развиваются так необходимые волейболисту скоростно-силовые качества и силовая выносливость. Применение же максимальных весов (число повторений 3-5 раз) не оправдано, т.к. ведёт к чрезмерному закрепощению связочного аппарата учащихся, впоследствии негативно сказывающемуся на освоении ими игровых приёмов волейбола.

Регулярное проведение таких уроков обеспечивает развитие мышечных групп учащихся, необходимых для успешного освоения ими игровых приёмов волейбола.

Большой опыт работы в качестве школьного учителя физической культуры подсказал мне, что регулярное использование упражнений специальной физической подготовки на уроках волейбола должно значительно улучшать показатели учащихся при сдаче ими контрольных нормативов по другим разделам школьной программы (на уроках лёгкой атлетики – в беге, прыжках и метаниях, на уроках гимнастики – в координационных способностях и гибкости). Для доказательства данного предположения мною был проведен педагогический эксперимент с применением диагностического исследования изменений показателей развития физических качеств учащихся в течение 2008-2009, 2009-2010 учебных годов.

Для эксперимента были выбраны юноши двух классов: 10“А” (экспериментальная группа) и 10 “Б” (контрольная группа).

В ходе исследования диагностике подверглись три физических качества – прыгучесть (прыжок вверх с места), гибкость (прокручивание гимнастической палки прямыми руками за спину и обратно), скоростно-силовые (метание мяча 150г. на дальность).

Исходные данные развития этих физических качеств (апрель 2009г.) в экспериментальной и контрольной группе были следующие: средние показатели прыгучести и гибкости в контрольной группе превышали аналогичные показатели группы экспериментальной, соответственно в 1,15 и в 1,1 раза (см. диаграммы № 1,2)

Диаграмма № 1

Диаграмма № 2

И только результаты теста на развитие скоростно-силовых качеств в 10 “А” классе незначительно превосходили показатели 10 “Б” класса (см. диаграмму № 3)

Диаграмма № 3

 

В течение экспериментального периода работа с юношами 10 “А” и 10 “Б” классов на уроках физической культуры строилась в соответствии с комплексной программой по физическому воспитанию. Отличались лишь подходы к проведению уроков волейбола и организации занятий по развитию двигательных качеств.

В экспериментальной группе (10“А” класс) при развитии физических качеств широко применялись подводящие и подготовительные упражнения специальной физической подготовки волейболистов: выпрыгивание с места и после разбега и стопорящего шага, многоскоки через вертикальные препятствия с использованием утяжелителей (мешочки с песком, гантели), метательные упражнения с теннисными и набивными мячами, упражнения с мячом на амортизаторах, комплексы стретчинговых упражнений для развития гибкости, а учащиеся контрольной группы (10“Б” класс) занимались по традиционной методике.

В течение 2009-2010 учебного года мною ещё дважды (в октябре и апреле) проводилось тестирование обеих групп учащихся с целью выявления динамики развития физических качеств с помощью выше названных тестовых упражнений. И если в октябре соотношение результатов экспериментальной (11“А” класс) и контрольной (11“Б” класс) групп серьёзно не изменилось, то к маю показатели прыгучести, гибкости и скоростно-силовых качеств учащихся 11“А” класса значительно превышали аналогичные показатели учащихся 11“Б” класса.

Выводы:

  1. Более интенсивный прирост в развитии физических качеств экспериментальной группы свидетельствует об эффективности методики применения упражнений специальной физической подготовки волейболиста не только на уроках волейбола, но и на уроках физической культуры других разделов школьной программы;
  2. Учитывая устойчивость динамики развития физических качеств старшеклассников, можно предположить эффективность данной методики (при условии её небольшой коррекции в сторону упрощения) в среднем и даже в начальном звене.

III. Результаты, достигнутые с помощью предложенной методики:

  • Юноши с большим старанием выполняют предлагаемые им подводящие и подготовительные упражнения, направленные на освоение техники игры в волейбол и развитие физических качеств, особенно с использованием нестандартного оборудования. С интересом ожидают следующего урока физической культуры.
  • Арсенал базовых технических приёмов волейбола, которые осваивают старшеклассники благодаря использованию подводящих и подготовительных упражнений, значительно шире требуемого комплексной программой по физической культуре, что также повышает интерес учащихся к уроку.
  • Проведение уроков волейбола по “новой” для ребят методике пробудило их интерес к этому виду спорта. Много юношей – старшеклассников стало регулярно посещать школьную секцию волейбола.
  • В 2009-2010 учебном году четверо учащихся, пополнивших школьную секцию волейбола, в составе сборной команды школы заняли I-е место в Первенстве города по волейболу среди учащихся III-й ступени в рамках Спартакиады школьников г.Когалыма “Олимпийская юность Югры”.

IV. Критерии оценивания результатов:

  • Положительная динамика качественной успеваемости юношей – старшеклассников по учебному предмету “Физическая культура”.
  • Интенсивность изменения уровня развития основных физических качеств (силы, быстроты, прыгучести, гибкости, координации) юношей – старшеклассников.
  • Качественные изменения уровня технической оснащённости учащихся – волейболистов, занимающихся по экспериментальной методике.
  • Изменение отношения старшеклассников школы к волейболу, как виду спорта.