Урок на тему "Путешествие в космические дали"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  1. Продолжать воспитывать у детей любовь к Родине.
  2. Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса.
  3. Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.
  4. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, проводить работу над синонимами и антонимами, учить правильно согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова.
  5. Использовать в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений.
  6. Продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопросы, пересказывать тексты.

Материал к занятиям:

  1. Репродукции картин: А.Леонов” Переход”, “Орбитальная станция”, “Луноход”; А.Соколов “Старт”; А.Плотнов “До свидания, земляне!”.
  2. Иллюстрации: “Земля из космоса”, “Звездное небо”, портреты космонавтов, “Ощущение невесомости”.
  3. Глобус.
  4. Аудиозаписи.

Занятие первое “Покорение космоса”.

Ход занятия

Педагог. Давным-давно люди стали мечтать летать. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, дирижаблях. Позже полетели на самолетах и вертолетах. Но человек мечтал о полетах к звездам и другим планетам.

Чтение стихотворения.

Я верю, друзья,
Караваны ракет
Помчат нас вперед
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далеких планет
Останутся наши следы.

В.Войнович. “Четырнадцать минут до старта” (отрывок)

Педагог. Ребята, как называется наша планета?
Дети. Земля.
Педагог. Как назвать жителей нашей планеты?
Дети. Земляне.

Педагог показывает глобус.

Педагог. Это модель нашей Земли. Как вы думаете, почему мы видим много голубого цвета? (Ответы детей) Правильно, моря и океаны занимают большую часть Земли. А это суша, желтого и зеленого цвета – материки: Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Евразия. Суша располагается на меньшей части Земли.

Человек смотрел на небо и думал: а что там выше? Человек мечтал о космическом пространстве.

Ребята, что такое космос? (Ответы детей)

Космос – это очень высоко, там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство. Сюда не залетаю птицы. Здесь не могут летать самолеты. Небо здесь совсем черное. А на черном небе и Солнце,, и звезды, и Луна. Воздуха в космосе нет.

Чтобы осуществилась мечта человека о полете в космос, необходимо было много работать, изучать разные науки, надо было изобрести летательные аппараты, которые могли бы выйти в космос.

И вот первые у спехи освоения космоса. 4 октября 1957 года- это было в прошлом, ХХ веке , прозвучало сообщение из Москвы о запуске первого спутника Земли.

Справочник.

Он совершил 1400 оборотов вокруг нашей планеты. Весил он всего 83,6 килограмм и представлял собой шар из алюминиевого сплава диаметром 58 сантиметров. Мощная ракета подняла его на на 947 километров над Землей Это специальная ракета, которая уносит в небо искусственные спутники Земли. На спутнике были установлены четыре антенны. Эти антенны передавали в эфир сигналы двух радиопередатчиков.

Педагог. Наука о полетах в космос развивалась, и появилось новое слово- космонавтика.

И вот мы опять гордимся своей Родиной. Поднялся в небо второй искусственный спутник.

Справочник.

Его масса была более полутоны! На его борту было много научной аппаратуры для изучения космоса. На нем впервые поднялись в космос собака лайка – первое живое существо.

Кабина лайки имела систему кондиционирования воздуха, приспособление для кормления, ряд медицинских аппаратов, измеряющих пульс и давление крови. Специальная аппаратура периодически включалась программным часовым механизмом и передавала на Землю данные всех измерений, проводимых на спутнике.

Педагог. Как вы думаете, почему первой полетела собака, а не человек? (Ответы детей) Ученые мечтали о полете человека в космос. Но прежде надо было проверить безопасность полетов, узнать действие космических явлений на живые существа. И нашими верными помощниками стали собаки. В космосе побывали собаки Малышка, Альбина, Белянка, белка и Стрелка и другие. Летали кролики Марфуша и Звездочка, мыши, крысы и даже мухи. Многие собаки летали в космос не один раз. Их долго тренировали. Для них изготовили специальные скафандры и шлемы. Ребята, что такое скафандр?

Дети. Скафандр – это специальный костюм космонавта.

Педагог. Космические корабли облетали вокруг Земли и благополучно возвращались на землю.

Работа ученых продолжалась, и они изобрели мощные ракеты, которые способны доставлять космические корабли. Ракета- механизм, при помощи которого космический корабль – спутник выходит в безвоздушное космическое пространство.

Физкультминутка (повторяется 2 раза)

Ракета.

Завести моторы (вращение вытянутых рук).

Соединить контакты (Руки соединить. Частые касания кончиков пальцев).

Приготовиться к запуску ракеты. (Все дети приседают).

Пуск! (Резко выпрямляются и подпрыгивают, руки вверх, тянутся вверх с поднятыми руками).

Педагог. Вот уже все было подготовлено для полета в космос человека.

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль- спутник “Восток”. Его пилотировал Юрий Алексеевич Гагарин. Он был первым человеком, который поднялся в космос и облетел вокруг Земли. (показ репродукции А. Платонова “До свидания, земляне!”)

Ребята где самолеты взлетают и совершают посадку? (на аэродроме). А космические корабли летят в космос с космодрома. Запомнили? Молодцы.

Чтение стихотворения.

Космонавт.
Такого слова не было
Среди многих тысяч слов.
Привезли его на землю с неба,
Летчики- Гагарин и Титов.

Я. Аким

Педагог. Ребята, подберем однокоренные слова к слову “космонавт”. (Космонавт, космос..)

Как называется площадка с различными сооружениями для запуска космических кораблей и искусственных спутников? (Космодром)

Как называется наука и практика полетов в космос? (Космонавтика)

Как назвать полет в космическое пространство? (Космический полет).

Как назвать корабль, который летит в космическое пространство? (Космический корабль)

А скорость, с которой летит корабль, как называется? (Космическая скорость). Ю.А.Гагарин облетал вокруг нашей Земли со скоростью 28000 километров в час. Такую скорость трудно представить на Земле.

А вот еще новые слова:

Космовидение – телевизионные передачи из космоса. Вы знаете слово “телевидение”, а это “космовидение”;
Космоплавание – можно назвать полеты в космос;
Космооткрыватель – первый человек, открывший путь в космос.

Какие слова вы запомнили? Повторите. Молодцы!

Полет первого космонавта начался утром в 9 часов 7 минут и проходил на высоте около 200 километров над Землей. Юрий Гагарин увидел голубую Землю и совершенно черное небо. (Показ иллюстрации “Земля из космоса”). Яркие немигающие звезды смотрели на него. Голубой планетой назвали Землю космонавты. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Голубой кажется наша Земля, так как ее большую часть занимают моря и океаны, а на меньшей части располагается суша. И воздушное пространство(атмосфера) тоже имеет голубоватый цвет.

Чтение стихотворения.

Умолк могучий гул ракетных камер,
И отошла последняя ступень…
Мы невесомы. Мир как будто замер.
Смешались в черном небе ночь и день.
Летит корабль в космические дали,
Покинув Землю, нашу колыбель.
О чем в веках сыны Земли мечтали?
Других миров достигнуть - наша цель…
Земля, Земля, планета голубая,
Ты лучше всех, прекрасней всех планет

О. Соколов-Тобольский (отрывок)

Педагог. Наша страна первая проложила путь к звездам. Эхо космического старта прокатилось по всей нашей планете, вызывая восхищение и гордость всех людей на Земле.

Ребята отгадайте загадки на космическую тему.

Загадки.

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все, и млад и стар,
Что она – большущий шар.

(Земля)

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.

(Солнце)

Ночью по небу гуляю,
Тускло Землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня…

(Луной)

Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?

(Космонавт)

Не в первый раз, не в первый раз
В огне и звуках грома
Ракета в воздух поднялась
С земного…

(Космодрома)

Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд
Наш народ построил эту
Межпланетную ..

(Ракету)

Уходит в небо экипаж,
Отныне знаменитый.
Мы будем слушать репортаж
С космической …

(Орбиты)

Занятие окончено.

Занятие второе “Дорога к звездам”.

Ход занятия

Педагог. Ребята, вы уже знаете, что 12 апреля 1961 года сбылась мечта человечества. Впервые житель планеты Земля устремился к звездам. Как звали первого в мире космонавта? (Ответы детей)

Чтение стихотворения.

Знаете, каким он парнем был,
Тот, кто тропинку звездную открыл?!
На руках его весь мир носил.
Сын Земли и звезд
Нежен был и прост.

Н. Добронравов. “Знаете, каким он парнем был” (отрывок)

Педагог. Юрий Гагарин сделал один виток вокруг Земли, он находился в полете 108 минут, это полтора часа.

Чтение описательного рассказа с показом иллюстраций.

Педагог. Послушайте, как описал Юрий Алексеевич то, что увидел в космосе.

“Красота-то какая!” – воскликнул Ю.Гагарин. Он увидел облака и легкие их тени на далекой милой Земле. Совершенно черное небо выглядело вспаханным полем, засеянным зерном звезд. Они яркие и чисты. Солнце тоже удивительно яркое, смотреть на него невозможно. Оно, наверно, во много десятков, а то и сотен раз ярче, чем мы его видим с Земли. Чтобы ослабить слепящую силу его лучей, Гагарин, время от времени перекрывал иллюминаторы шторками.

“Ощущается шарообразность нашей планеты. Земля радовала сочной палитрой красок. Она окружена ореолом нежно-голубого цвета. Затем эта полоса постепенно темнеет, становится бирюзовой, синей, фиолетовой и переходит в угольно – черный цвет. Этот переход очень красив и радует глаз!

Педагог. Ребята, опишите, увиденные Юрием Гагариным небо и солнце. Расскажите, какую Землю он увидел с высоты полета.

Вот так Юрий Гагарин увидел истинную картину неба – незнакомый нам настоящий его цвет, первозданный блеск звезд и Солнца. Он первый смог сказать: я своими глазами видел, что Земля круглая; он первый перестал чувствовать на эти полтора часа вес своего тела, так как наступила невесомость.

Педагог делает опят и сравнивает два предмета: тетрадь и перышко. Какой предмет легче, какой тяжелее?

Чтение описательного рассказа.

Педагог. Послушайте описание невесомости, которую испытал Юрий Алексеевич Гагарин в своем полете.

“… Я оторвался от кресла, повис между потолком и полом кабины, испытывая легкость во всем теле. И руки, и ноги , и все тело стали будто совсем не моими. Они ничего не весили. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине Все незакрепленные предметы тоже висят: и планшет, и карандаш, и блокнот… А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и, коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке.

Невесомость не сказывалась на моей работе. Все время следил за оборудованием корабля, вел записи в бортовом журнале. Я писал, находясь в скафандре, не снимая гермоперчаток, обыкновенным карандашом. Писалось легко. На минутку забыв, где и в каком положении я нахожусь, положил карандаш рядом с собой, и он тут же уплыл от меня. Я не стал ловить его и обо всем увиденном громко говорил, а магнитофон записывал сказанное на узкую скользящую ленту”.

Ребята, расскажите, что вам больше всего понравилось в этом описании невесомости.

Физкультминутка.

Дети делают имитационные движения, изображая себя в невесомости, показывают легкость своего тела, показывают тяжесть рук и ног, изображают запуск ракеты.

Педагог продолжает свой рассказ во время физкультминутки.

Педагог. В кабинке космического корабля – невесомость. Во время старта и приземления космического корабля космонавты испытывают большие перегрузки. Тело становится тяжелым, руки и ноги невозможно поднять. У космонавтов трудные условия работы, поэтому они должны иметь крепкое здоровье.

Внимание! Внимание! Говорит Москва! Передаем срочное сообщение!

“12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут корабль “Восток” совершил благополучную посадку в заданном районе нашей Родины”.

Это сообщение об успешном возвращении человека из первого космического полета слышали во всем мире.

Показ портрета Ю.Гагарина.

Чтение стихотворения.

Когда на Землю он вернулся,
Закончив звездные дела,
Так белозубо улыбнулся,
Улыбка так была тепла!
Да, без гагаринской улыбки
Темнее было б на земле!

В.Костров. Отрывок стихотворения.

Педагог. Каждый год 12 апреля страна отмечает замечательный праздник- День космонавтики. Ребята, кто такой космонавт? (Человек, который совершает полеты в космическое пространство).

Подберите однокоренные слова к слову “космонавт”. (Космос, космонавтика, космический, космооткрыватель, космовидение).

Космонавты очень смелые люди. А какими еще словами можно охарактеризовать космонавтов. Какие они? (Храбрые, умные, бесстрашные, трудолюбивые, ответственные).

У космонавтов обязательно должно быть крепкое здоровье, чтобы организм мог выдерживать сильные перегрузки в космосе, они должны быть тренированными и заниматься спортом, иметь сильную волю, быть очень грамотным людьми. А кто из вас, ребята, хотел бы стать космонавтом? Для этого надо себя готовить с детства: заниматься спортом, много изучать, читать. Это будет залог сильного и умного человека.

Ученые продолжали изучать космос. И вот новая радостная весть облетела мир: опять наш чудо-корабль в космосе! В этот раз на корабле “Восток-6” полетела первая в мире женщина- космонавт Валентина Черешкова. Она летит над земным шаром, а на весь мир звучат ее далекие позывные : “Я- Чайка!”

Показ репродукции А. Соколова “Старт”.

Чтение стихотворения.

“Я – Чайка!” – слышится опять
Над звездною пучиною.
А как же эту чайку звать?
Да просто- Валентиною.
Ей подчиняются рули
И двигатели грозные,
И пропускают дочь Земли
Все светофоры звездные.

Е. Тараховская

Педагог. И вот новый подвиг сына нашей Родины- выход человека в открытый космос. Летчик-космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Он удалился от корабля на расстояние до 5 метров, его удерживал трос, Леонов успешно провел исследования и возвратился на корабль первым “космическим пешеходом” (так его называли в то время). Один на один с космосом 20 минут Алексей Леонов находился вне кабины. В корабле находился командир, летчик-космонавт Павел Беляев.

Освоение космоса продолжалось. Многие космонавты побывали в космосе не один раз. Под впечатлением своих полетов Леонов нарисовал замечательные картины, на которых изображал Землю и космическое пространство.

Показ репродукций картин.

Девиз и призыв космонавтики: “Космос должен служить людям!” Вокруг Земли постоянно вращаются искусственные спутники нашей планеты, они являются ее разведчиками- опытной лабораторией. Спутники сообщают на Землю различные сведения для изучения Солнца и пространства около Земли. Они передают прогноз погоды по всему земному шару, сообщают о приближении тайфунов или подводного землетрясения. Морскому и воздушному флоту спутники передают об изменениях погодных условий и о приближающемся циклоне. Спутники ведут ориентировку подводных лодок и кораблей. При помощи спутников ведется разведка полезных ископаемых: нефти, газа.

Педагог. Наша страна первая проложила путь к звездам. Человечество узнало, что такое космическое пространство и как выглядит наша Земля из космоса. Первый космонавт, первая женщина-космонавт, первый космонавт, вышедший в открытый космос – это все герои нашей Родины.

Мы гордимся нашей страной, нашей Родиной.

Звучит песня “Я – Земля” (муз. В. Мурадели, сл. Е. Долматовского)

Занятие окончено.