Урок математики на тему "Сокращение таблицы сложения. Составление карточки-справочника"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели:

  • Сократить таблицу сложения однозначных чисел, составить краткую карточку – справочник и учить пользоваться полученной карточкой – справочником; формировать вычислительные навыки.
  • Развивать аналитическую деятельность, правильную математическую речь, мелкую моторику, познавательный интерес.
  • Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, взаимопомощь.

Оборудование: учебник «Математика. 1 класс», 2 часть (авт. И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина), рабочая тетрадь по математике 2 часть (авторы Е.П. Бененсон, Л.С. Итина), разные справочники, кормушка для птиц, изображения зимующих птиц нашего края (снегирь, синица, воробей, свиристель, поползень и др.), аудиозапись голосов птиц, увеличенные детали для игры «Тетрамино».

Ход урока

I. Организационный момент.

Математика - страна очень занимательная,
А ребята у меня – умные, внимательные.
Все ребята на уроке пишут и решают
И своим стараньем птицам помогают.

Ребята, а как вы помогаете птицам? (Ответы детей).

Сегодня наш урок необычный. Выполняя задания, вы не только узнаете много нового и интересного, но и поможете зимующим птицам. Они будут слетаться на нашу кормушку. А сколько птичек прилетят к нашей кормушке, будет зависеть от того, насколько успешно вы будете выполнять задания. За работу!

II. Постановка учебной задачи.

- Скажите, ребята, приходилось ли вам когда-нибудь пользоваться справочниками? (Ответы детей).

- Какие бывают справочники? (Показать разные справочники: телефонный,, справочник по русскому языку, автомобилиста и т.д.)

- Для чего они нужны людям? (Ответы детей: узнавать новое, проверять свои знания, искать нужную информацию и т.д).

- Кто создаёт справочники? (Ответы детей: учёные, специалисты…).

- Сегодня нам тоже предстоит стать специалистами по созданию карточки – справочника по математике. Составить карточку – справочник –это главная задача на сегодняшнем уроке.

Но сначала давайте подготовимся к этой работе.

III. Актуализация опорных знаний.

- Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 48 и найдите задание 109.

- Сколько на каждом чертеже отрезков? (На первом – 3 отрезка, на втором – 2 отрезка).

- Сколько всего отрезков на двух чертежах? (5).

- Запишите выражение, при помощи которого можно найти их сумму. (Запись: 3+2)

(Обращается внимание на правильность написания цифр и знаков).

- Теперь сосчитаем, сколько на чертежах прямых. На первом? (0)

- На втором? (1).

Сравните их количество. Запишите неравенство. (Запись: 0<1)

- Сколько на чертежах лучей? На первом? (0)

- На втором? (6)

- А теперь скажите, сколько на первом чертеже лучей? (0)

- Прямых? (0)

Сравните их количество. Запишите равенство. (Запись: 0=0)

(В тетради запись: 3+2; 0<1; 0=0.)

- Прочитайте равенство. Неравенство. Выражение. (Дети читают).

- Молодцы, справились с первым заданием. И к нам прилетела первая птичка. (К кормушке крепится первая птица).

- А теперь поработайте в парах, выполнив задание 110. Найдите и запишите выражения. Помогайте друг другу.

Запись в тетради: 8-3; 4+1; 6+2; 3+5. (Самопроверка).

- По какому признаку вы их нашли?

- Какую математическую запись называют выражением? (Запись, в которой числа соединены знаками действий).

- Найдите среди этих выражений «лишнее». (8-3)

- Молодцы, вы успешно выполнили задание и к нам летит ещё одна птичка. (На кормушку крепится еще одна птица).

IV. Работа по теме урока.

- Продолжаем работу! В задании 108 найдите значение сумм. (Взаимопроверка)

- Сравните в каждом равенстве первое слагаемое и значение сумм. Что вы заметили?

Вывод: Первое слагаемое увеличивается на 1, значение суммы тоже увеличивается на 1.

- Нужно ли заучивать эти равенства? Обоснуйте свой ответ.

Вывод: такие равенства заучивать не нужно, потому что значением суммы является следующее число в натуральном ряду.

- Откройте таблицу сложения, которую мы составляем. (Открывают рабочий вариант таблицы):

- Найдите и зачеркните в ней эти равенства.

- Проверьте, остались ли у вас эти равенства? (Самопроверка по учебнику стр.48 )

- Молодцы! Справились! У вас получилась карточка – справочник. Таблицу сложения нужно будет постараться постепенно запомнить.

- Посмотрите, к нам прилетели сразу три птички! Значит, вы очень хорошо потрудились!

V. Физкультминутка (дети имитируют движения птиц):

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев -
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.

VI. Закрепление изученного.

- А теперь, ребята, попробуем применить в работе нашу карточку – справочник. Выполним задание № 112.

- Найдите значения сумм по таблице сложения.

5 + 2;
4 + 2;
3 + 2.

(Взаимопроверка)

- Почему значение каждой следующей суммы меньше предыдущего? Какие ещё равенства таблицы сложения подойдут к записанным. Найдите их и запишите. (Самостоятельная работа)

- Проверьте себя по записи на доске. (2+2; 6+2;7+2)

- Молодцы, ребята! Справились! И к нам летит ещё одна птичка.

(В клюве конверт).

- Что это у неё? (Конверт).

- Птичка предлагает нам игру «Тетрамино».

- Откройте рабочие тетради на стр. 23 задание 45. Работаем в группах.

(Дети обсуждают задание в группах и выполняют).

- А теперь проверим, что у вас получилось.

(Дети на доске увеличенными моделями показывают свои варианты).

- Молодцы! И с этим заданием вы успешно справились. И птички вас благодарят за работу и за заботу о них.

- Какие птички прилетели на нашу кормушку? (Снегири, синицы, воробьи, свиристели, поползни).

(Звучит аудиозапись голосов зимующих птиц).

VII. Итог урока.

- Вам понравилось? А что ещё вам понравилось на уроке? Чему вы научились?

- Удалось ли нам составить карточку – справочник? А пользоваться ею научились?

VIII. Рефлексия.

Оцените свои успехи на уроке. (Дети раскрашивают круги соответствующим цветом: зелёным, жёлтым, красным).