Цели:
- Сократить таблицу сложения однозначных чисел, составить краткую карточку – справочник и учить пользоваться полученной карточкой – справочником; формировать вычислительные навыки.
- Развивать аналитическую деятельность, правильную математическую речь, мелкую моторику, познавательный интерес.
- Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, взаимопомощь.
Оборудование: учебник «Математика. 1 класс», 2 часть (авт. И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина), рабочая тетрадь по математике 2 часть (авторы Е.П. Бененсон, Л.С. Итина), разные справочники, кормушка для птиц, изображения зимующих птиц нашего края (снегирь, синица, воробей, свиристель, поползень и др.), аудиозапись голосов птиц, увеличенные детали для игры «Тетрамино».
Ход урока
I. Организационный момент.
Математика - страна очень занимательная,
А ребята у меня – умные, внимательные.
Все ребята на уроке пишут и решают
И своим стараньем птицам помогают.
Ребята, а как вы помогаете птицам? (Ответы детей).
Сегодня наш урок необычный. Выполняя задания, вы не только узнаете много нового и интересного, но и поможете зимующим птицам. Они будут слетаться на нашу кормушку. А сколько птичек прилетят к нашей кормушке, будет зависеть от того, насколько успешно вы будете выполнять задания. За работу!
II. Постановка учебной задачи.
- Скажите, ребята, приходилось ли вам когда-нибудь пользоваться справочниками? (Ответы детей).
- Какие бывают справочники? (Показать разные справочники: телефонный,, справочник по русскому языку, автомобилиста и т.д.)
- Для чего они нужны людям? (Ответы детей: узнавать новое, проверять свои знания, искать нужную информацию и т.д).
- Кто создаёт справочники? (Ответы детей: учёные, специалисты…).
- Сегодня нам тоже предстоит стать специалистами по созданию карточки – справочника по математике. Составить карточку – справочник –это главная задача на сегодняшнем уроке.
Но сначала давайте подготовимся к этой работе.
III. Актуализация опорных знаний.
- Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 48 и найдите задание 109.
- Сколько на каждом чертеже отрезков? (На первом – 3 отрезка, на втором – 2 отрезка).
- Сколько всего отрезков на двух чертежах? (5).
- Запишите выражение, при помощи которого можно найти их сумму. (Запись: 3+2)
(Обращается внимание на правильность написания цифр и знаков).
- Теперь сосчитаем, сколько на чертежах прямых. На первом? (0)
- На втором? (1).
Сравните их количество. Запишите неравенство. (Запись: 0<1)
- Сколько на чертежах лучей? На первом? (0)
- На втором? (6)
- А теперь скажите, сколько на первом чертеже лучей? (0)
- Прямых? (0)
Сравните их количество. Запишите равенство. (Запись: 0=0)
(В тетради запись: 3+2; 0<1; 0=0.)
- Прочитайте равенство. Неравенство. Выражение. (Дети читают).
- Молодцы, справились с первым заданием. И к нам прилетела первая птичка. (К кормушке крепится первая птица).
- А теперь поработайте в парах, выполнив задание 110. Найдите и запишите выражения. Помогайте друг другу.
Запись в тетради: 8-3; 4+1; 6+2; 3+5. (Самопроверка).
- По какому признаку вы их нашли?
- Какую математическую запись называют выражением? (Запись, в которой числа соединены знаками действий).
- Найдите среди этих выражений «лишнее». (8-3)
- Молодцы, вы успешно выполнили задание и к нам летит ещё одна птичка. (На кормушку крепится еще одна птица).
IV. Работа по теме урока.
- Продолжаем работу! В задании 108 найдите значение сумм. (Взаимопроверка)
- Сравните в каждом равенстве первое слагаемое и значение сумм. Что вы заметили?
Вывод: Первое слагаемое увеличивается на 1, значение суммы тоже увеличивается на 1.
- Нужно ли заучивать эти равенства? Обоснуйте свой ответ.
Вывод: такие равенства заучивать не нужно, потому что значением суммы является следующее число в натуральном ряду.
- Откройте таблицу сложения, которую мы составляем. (Открывают рабочий вариант таблицы):
- Найдите и зачеркните в ней эти равенства.
- Проверьте, остались ли у вас эти равенства? (Самопроверка по учебнику стр.48 )
- Молодцы! Справились! У вас получилась карточка – справочник. Таблицу сложения нужно будет постараться постепенно запомнить.
- Посмотрите, к нам прилетели сразу три птички! Значит, вы очень хорошо потрудились!
V. Физкультминутка (дети имитируют движения птиц):
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев -
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
VI. Закрепление изученного.
- А теперь, ребята, попробуем применить в работе нашу карточку – справочник. Выполним задание № 112.
- Найдите значения сумм по таблице сложения.
5 + 2;
4 + 2;
3 + 2.
(Взаимопроверка)
- Почему значение каждой следующей суммы меньше предыдущего? Какие ещё равенства таблицы сложения подойдут к записанным. Найдите их и запишите. (Самостоятельная работа)
- Проверьте себя по записи на доске. (2+2; 6+2;7+2)
- Молодцы, ребята! Справились! И к нам летит ещё одна птичка.
(В клюве конверт).
- Что это у неё? (Конверт).
- Птичка предлагает нам игру «Тетрамино».
- Откройте рабочие тетради на стр. 23 задание 45. Работаем в группах.
(Дети обсуждают задание в группах и выполняют).
- А теперь проверим, что у вас получилось.
(Дети на доске увеличенными моделями показывают свои варианты).
- Молодцы! И с этим заданием вы успешно справились. И птички вас благодарят за работу и за заботу о них.
- Какие птички прилетели на нашу кормушку? (Снегири, синицы, воробьи, свиристели, поползни).
(Звучит аудиозапись голосов зимующих птиц).
VII. Итог урока.
- Вам понравилось? А что ещё вам понравилось на уроке? Чему вы научились?
- Удалось ли нам составить карточку – справочник? А пользоваться ею научились?
VIII. Рефлексия.
Оцените свои успехи на уроке. (Дети раскрашивают круги соответствующим цветом: зелёным, жёлтым, красным).