Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Первым звеном в непрерывном экологическом образовании является дошкольное звено. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Цель экологического воспитания, это воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
В дошкольном возрасте необходимо формировать целостный взгляд на природу и место человека в ней. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий людей.
Важное значение придаётся нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Дети учатся сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствуется речь детей, их мышление, творческие способности. Приоритет в экологическом воспитании даётся пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и родителей. При этом необходимо учитывать эколого-географические, национально-культурные условия.
Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий. Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей, проведению наблюдений, опытов, исследований.
Приучать детей соблюдать правила экологической безопасности можно только в сотрудничестве с родителями. Если ребёнок пытается вести себя так, как его научили в детском саду, а родители поступают противоположным образом, желаемых результатов добиться очень трудно.
Многие родители слышали о проблеме загрязнения воздуха, но считают что лично их эти проблемы не затрагивают и поэтому никак не отражают на их поведении. Необходимо привлечь внимание родителей к проблемам загрязнения воздуха, подчеркнув тесную связь состояния здоровья и качества воздуха, которым он дышит.
Провести анкетирование на темы: “Воздух в вашей квартире”, “Как выбрать для прогулок безопасный участок”, Результаты анкетирования необходимо обсудить на родительском собрании. Предложить родителям вспомнить места прогулок и часто ли мы проветриваем свою квартиру, какие растения находятся у них дома. Обсудить с родителями: по каким признакам можно найти экологически безопасные участки, где и как лучше сделать детскую комнату. Очень важно привлекать к проблемам экологии и экологическому воспитанию детей, их родителей.
Со взрослыми работать сложнее, чес с детьми. У родителей столько своих сиюминутных проблем, что какие-то на их взгляды, отвлечённые экологические проблемы не вызывают особого интереса. Поэтому нужно, в первую очередь, показать им, насколько тесно вся наша жизнь, здоровье детей связаны с экологической ситуацией.
Чаще же, к сожалению, взрослые, особенно на прогулке следят в основном за тем, как бы ребёнок не испачкался и не залез лез в неположенное место.
Известный педагог Ян Амос Каменский писал: “Нужно учить так, чтобы знания приобретали не только из книг, но и из неба, земли, из дубов и буков, то есть сами знали и изучали, а не только узнавали их чужих наблюдений и свидетельств.