Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры.
Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан.
Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо в дошкольном возрасте.
Современное понятие слова этикет близко к первоначальному и означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.
Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует, развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников, таким образом, влияя на современное состояние общества.
Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье.
Придя в детский сад, ребенок поступает в мир, в котором соблюдения поведенческих правил необходимо для нормального и приятного существования всего детского коллектива.
Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн, человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.
Этикетное поведение формируют постоянно, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты.
Для обучения правилам поведения и воспитания положительных личностных качеств необходимы следующие условия.
- Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.
- Пример взрослых. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых, действия которых должны быть направлены на достижение главной цели – создания для развития личности ребенка творческой, доброжелательной дружеской обстановки.
- Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный культурный и образованный человек.
- Обучение правильному поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять у ребенка круг этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью проведения словарной работы. Например, в речевом запасе дошкольник могут быть понятия, как этикет, уважение, любовь, вежливость, общение и др.
Основные способы педагогического воздействия на детей.
- Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
- Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости приборов.
- Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
- Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
- Наказание: применяется крайне редко; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
- Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
- Разнообразие словесных методов: рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
- Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
- Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
Цель программы: воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста на основе этикетных правил.
В программе представлены задачи воспитания навыков культурного поведения у детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, методические рекомендации, а также тематические планы занятий и организационные формы изучения данных тем (Приложение 1).
Задачи воспитания навыков культуры поведения у детей.
Младший дошкольный возраст (3-4 года):
- В совместной деятельности с взрослым, играх-занятиях учить детей элементарным нормам поведения;
- Прививать детям основы таких моральных качеств как доброта, чуткость, милосердие; воспитывать чувство симпатии к сверстникам и взрослым, учить отрицательно, относиться к грубости и жадности;
- Учить вступать в общение с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять просьбы взрослых;
- Приучать следить за своим внешним видом; учить при помощи взрослого приводить себя в порядок, формировать навыки пользования индивидуальными предметами;
- Воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий.
- Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;
- Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки;
- Учить самостоятельно, использовать в речи “вежливые” слова, говорить приветливо, доброжелательно;
- Учить обращаться к взрослым по имени и отчеству, называть на “Вы”;
- Приучать к совместным действиям со сверстниками, воспитывать умение играть рядом и в подгруппах; учить называть сверстников по именам, иногда используя при этом уменьшительно-ласкательные формы. Приучать детей общаться между собой спокойно, без крика.
- Учить детей обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь;
- Формировать навыки поведения за столом.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет):
- Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;
- Формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;
- Совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым, продолжать работу по формированию доброжелательного отношения между детьми; напомнить о необходимости здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
- Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, развитию индивидуальных качеств личности: скромности, отзывчивости, желанию быть справедливым, сильным и смелым, сопереживанию и милосердию; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок;
- Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам;
- Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом;
- Развивать умение в свободное время занимать себя интересной деятельностью;
- Учить объединять в игре, стремиться к согласованности действий; закреплять правила поведения в среде детей: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; учить устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответного отношения других детей;
- Учить правилам общения, умению ласково обращаться с младшими, проявлять терпение, ласку; учить замечать состояние и настроение окружающих и правильно реагировать на него.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет):
- Закреплять умения быть вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших; учить способам обращения к незнакомым людям (продавцу, милиционеру и т.д.);
- Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты;
- Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, в кинотеатре);
- Учить детей правилам общения по телефону, написания писем;
- Учить с помощью взрослых и самостоятельно выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста, проявлять уважение к старшим, чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших;
- Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними; учить правильно реагировать на настроение окружающих;
- Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым); понимание того, что дружеские отношения сверстников к нему зависят от того, как ребенок обращается с другими;
- Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец и т.д.;
- Воспитывать у девочек скромность, учить их проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков;
- Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему.
- Закреплять и углублять представления и практические умения детей в области гигиены (культура еды, умывания, ухода за одеждой); способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков.
- Формировать такие качества личности, как отзывчивость, справедливость и скромность; развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;
Методические рекомендации по обучению детей правилам культуры поведения.
Занятия по основам этикета.
Главным содержанием занятий по основам современного этикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включать беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещение театра, музей, кафе, библиотека и т.п. – все это создает условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения, применяемые в процессе занятий, помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т.п. Игры в процессе занятий дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе. Чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в играх и упражнениях, необходимо проводить занятия с небольшой группой (10-12 человек).
Для активизации деятельности детей можно использовать положительные оценки их участия, награждения призами победителей и проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях.
Следует активно вводить детское творчество, используя рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажно значение имеет позитивный конец этикетной сказки, когда поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что-то делать, незнайка многое узнал и понял, нарушители исправились.
Для усиления эмоциональной направленности занятий используются литературные, музыкальные и живописные произведения.
В конце занятия следует подвести итог. Дети сами могут сделать необходимые выводы, рассказывая о том, что узнали и как относятся к тому или иному поведенческому правилу. Воспитатель еще раз четко указывает на самое главное, что следует усвоить их занятия.
Для закрепления правила можно рекомендовать простейшие домашние задания: придумать сказку, накрыть праздничный стол, сделать и подарить близким подарки.
Игра - средство формирования у дошкольников представлений и понятий современного этикета.
Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее обежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Однако, встречаются ситуации, когда один бежит и падает, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но останавливается и спешит на помощь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения этого малыша. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.
В играх со строительным материалом, когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений (домов, мостов и т.п.), также присутствует правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ли все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению.
Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки “Репа”. В ходе ее разбора обращают внимание на правила семейного этикета. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело – помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагивают правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются привила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь.
Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях. Например, игра “Бояре, а мы к вам пришли”. Красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости и принимали гостей с радостью. Дети играют вместе и дружно, стремятся к победе своей команды, но не обижают и представителей другой. Можно выбирать друга; тогда воспитатель обращает внимание на дружеские отношения между ребятами.
В свободное время проводят сюжетно-ролевые игры. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п. Атрибуты к игре можно сделать самим, и тогда все раз убедятся, что можно сделать поделки и отлично ими играть. Если же поделки принесет воспитательница, то дети поймут: во-первых, она хочет порадовать своих воспитанников, во-вторых, она прекрасная рукодельница и все умеет делать.
Дидактические игры, главная цель которых – развитие ребенка. Они очень хороши при от-
работке правил и норм этикета. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке. Эти игры можно сделать самим, обязательно вкладывая в комплект игры записи о ее содержании, целях и задачах. Это свидетельствуют об осознанном создании и применении игры, а также облегчает другим возможность ее использования.
Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото “Как мы одеваемся” поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида игра “Настольный телефон”, в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.
Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом – будет играть в ней ведущую роль, в третьем – принесет необходимый для нее материал, в четвертом – станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети – соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самодеятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правильному поведению.
Взаимодействие воспитателя и родителей в воспитании этикетного поведения.
Воспитание поведенческой культуры предполагает совместную работу воспитателя и родителей. Родители, а также бабушки и дедушки могут принимать участие в занятиях, например по темам “Столовый этикет”, “Посещение театра или кафе”, “Прием гостей” и т.д. Они не только наблюдают за своими детьми, но помогают воспитателю, вооружаются теми правилами, которыми овладевают дети.
Организуя специальные родительские консультации или собрания на этикетные темы, помните, что взрослого человека надо учить осторожно и навязчиво. Цель воспитателя – довести до сознания родителей важность формирования у детей этикетного поведения и необходимость специальных занятий для этого; добиться, чтобы им самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; расширить их знания по содержанию современного этикета. Для освоения взрослыми поведенческого порядка, принятого в обществе, порекомендуйте им специальную литературу. Кроме этого, по желанию родителей, можно организовать “Школу молодой семьи” или “Школу этикета”, занятия которой будут посещать желающие родители. По окончании данной школы родителям можно выдать дипломы или свидетельства, присвоить звание “Самый культурный родитель” и т.д.
На родительских собраниях важно соблюдать уважение к личности ребенка и его родителя. Нежелательно говорить плохо о ребенке, тем более в присутствии посторонних для него людей. На собраниях лучше давать позитивные оценки, создавая общий положительный настрой, а негативы разбирать при индивидуальной беседе.
Данные формы работы с дошкольниками наиболее эффективны в воспитании культуры поведения. Однако, обучение детей правилам современного этикета происходит не только на специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах жизни детского сада. Воспитатель, начиная работу, в группе, совместно с детьми формирует определенный поведенческий порядок: внимательно слушать воспитателя и ребят, не перебивать, не мешать другим, не отвлекаться, отвечать четко и понятно, не смеяться над неудачами других, не бояться ошибаться и т.п.
Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми.