Учебно-тематический план
№ | Название темы | Всего часов |
1 | Вводное занятие. Знакомство. | 30 минут |
2 | “О себе хочу все знать” | 6 часов 30 минут |
3 | “Я здоровье берегу” | 4 часа 30 минут |
4 | “Безопасность – мой девиз” | 1 час |
5 | “Я и моя семья” | 2 часа |
6 | заключительное | 30 минут |
ИТОГО: | 15 часов |
1. Основная часть.
Вводное занятие.
Знакомство с учащимися. Ознакомление учащихся с программой.
Тема 1. “О себе хочу все знать”.
Занятие 1. “Это Я”.
- Меня зовут.
- Мой день рождения.
- Рисунок “Это Я”.
- Мне нравится, когда меня называют.
Дома с родителями:
- Мои именины.
- Мое имя обозначает.
- Визитка.
Занятие 2. “Какой Я.”
- Кого называют веселым, сообразительным,
доброжелательным, внимательным, аккуратным, с
хорошей памятью?
- Я какой?
Дома с родителями:
Нарисовать себя веселым – грустным; добрым – злым; аккуратным – неряшливым.
Занятие 3. “Я люблю – Я не люблю”.
- Что значит “Я люблю – Я не люблю”.
- Мой любимый цветок, мой любимый цвет, моё
любимое время года, моя любимая сказка, моя
любимая игра, мой любимый друг, моё любимое
животное.
- Дома с родителями: Написать “Мое самое большое
желание”
Занятие 4. Уроки, которые мне нравятся и, которые мне не нравятся.
- Разговор о любимых и нелюбимых занятиях.
- Нарисовать: атрибуты любимых уроков светлым
цветом, не любимых – темным.
Занятие 5. “Моё настроение”.
- Что такое настроение?
- Какое оно может быть?
- Отчего оно меняется?
- “Лист моего настроения в школе”.
Дома с родителями: “Лист моего настроения дома”.
Занятие 6. “Мои способности”.
- Что такое способности?
- “Сад моих способностей” – рисунок-схема.
Занятие 7. “Я взрослею, Я расту”.
- Рисунок “Когда Я был маленький - Я сейчас – Я
когда вырасту”.
- Коллективное обсуждение рисунков.
Дома с родителями: Мой рост. Мой вес.
Занятие 8. То, что мешает.
Чтение и обсуждение сказки “Медвежонок и Старый гриб” или “Котенок Маша” (терапевтические сказки).
Дома с родителями: обсудить сказку и нарисовать картинку к сказке
Занятие 9. “Моё воображение”.
- Что такое воображение, зачем оно нужно?
- Нарисуй кошку, лицо, дождик и клоуна, используя
фигуры.
Если рисунок содержит все заданные фигуры – 4 б., если 3 фигуры – 3б., если 2 – 2б., 1 – 1б.
Дома: предложи родителям угадать что нарисовано.
Занятие 10 . “Моя память”.
- Что такое память, зачем она нужна?
- Мой банк памяти (зрительная, слуховая память).
Дома с родителями: поиграй с родителями в игру “Чего не хватает”. Запиши свои результаты.
Занятие 11. “Внимание”.
- Что такое внимание, зачем оно нужно?
- Мое внимание.
- Упражнения на внимание (“мой одноклассник”;
“мой класс”)
Занятие 12. Порядок. Правила.
- Чтение сказки “Часы” (сборник
терапевтических сказок).
- Обсуждение сказки.
Дома с родителями: обсуждение сказки, рисунок к сказке.
Занятие 13. “Я сегодня и Я завтра”.
- Чему Я научился и чему хочу научиться?
- Рисунок “Я завтра”
Тема 2. “Я здоровье берегу”.
Занятие 14. Мое здоровье.
- Кто может называться здоровым человеком?
- От кого зависит мое здоровье?
- Рисунок “здоровый человек – больной человек”.
Дома с родителями: Что нужно делать, чтобы быть здоровым.
Занятие 15. “Как я устроен”.
- Как устроен человек?
- “Моя подруга – осанка”.
- Рисунок “Человек без костей выглядел бы так”
Дома с родителями проверить осанку: Встать к стене спиной так, чтобы пятки, ягодицы и спина плотно прилегали к ней. Попроси родителей измерить прогиб позвоночника в области шеи и поясницы. Если глубина этих прогибов примерно по 4см поставь себе 5 баллов, если по 3см – 4 б., по 2-3б., по 1 – 2б.
Занятие 16. “Как я устроен”.
- Мои зубы и мое здоровье.
- Мои глазаи мое здоровье.
- Мои уши и мое здоровье.
Дома с родителями:
С помощью зеркала посмотри на свои зубы и нарисуй здоровые зубы синим цветом, а больные или запломбированные красным.
Узнай чувствительность своего слуха: с закрытыми глазами медленно подноси к уху часы пока не станет слышно тиканье; замерь расстояние и запиши. То же проделай в обратном порядке: медленно отводи часы от уха пока не перестанешь слышать тиканье. Замерь расстояние и запиши.
Занятие 17. “Сохраню здоровье сам”.
Заполнение таблицы
Всегда | Часто | Иногда | Никогда | |
Умываюсь | ||||
Чищу зубы 2 раза в день | ||||
Одеваюсь по погоде | ||||
Делаю зарядку | ||||
Слежу за чистотой рук | ||||
Ежедневно принимаю душ | ||||
Вовремя лечу зубы | ||||
Соблюдаю правила дорожного движения | ||||
Занимаюсь физкультурой | ||||
Стараюсь не ссориться | ||||
Вовремя ложусь спать | ||||
Слежу за чистотой в доме | ||||
Правильно сижу за столом | ||||
Соблюдаю режим дня |
Обсуждение заполненной таблицы.
Занятие 18. Мой режим дня.
- Зачем нужен режим дня?
- Что от него зависит?
Дома с родителями: составить или записать режим дня.
Занятие 19. Мое поведение и мое здоровье. 1ч.
- Какая связь между нашим поведением и
здоровьем?
- Что нам помогает хорошо себя вести?
- Упражнения на дыхание (элементы аутотренинга)
Дома с родителями: обсудить связь поведения человека и его здоровья.
Занятие 20. Мое поведение и мое здоровье. 2ч.
- Чтение сказки “Сказка о двух братьях и сильной воле” (сборник терапевтических сказок) Обсуждение.
Дома с родителями: обсуждение сказки, рисунок к сказке.
Занятие 21. Спорт и здоровье.
- Есть ли связь между здоровьем и занятием
спортом?
- Если есть, то в чем она заключается?
- Как влияет занятие спортом на мое здоровье?
- Нарисуй свой любимый вид спорта (заяц –
футболист, белка-гимнастка и т.п.)
Дома с родителями: заполнить.
Мои спортивные достижения:
- Я могу прыгнуть на одной ножке _____раз.
- Я могу отжаться от пола _________раз.
- Я могу сделать _______приседаний.
- Я прыгаю с места на _________см.
Занятие 22. Моя антиреклама.
- “Я могу, я умею”.
- Что мешает мне добиваться новых успехов?
- Рисунок “Моя реклама” и “Моя антиреклама”
Дома: с родителями “Что нужно сделать, чтобы на первом рисунке прибавлялось, а на втором становилось все меньше нарисовано?”
Занятие 23. Мои советы тем, кто хочет быть здоров.
- Что значит быть здоровым человеком?
- Что необходимо делать, чтобы быть здоровым
человеком?
- Составление листа советов тем, кто хочет быть
здоров.
Дома: Обсуждение с родителями составленного листа советов.
Тема 3. “Безопасность – мой девиз”.
Занятие 24. Что такое безопасность. 1ч.
- Что такое опасность и что такое безопасность.
- Как себя вести, к кому обратиться за помощью
Дома с родителями: составить список телефонов, которые могут пригодиться в трудной ситуации:
- Мой домашний.
- Мамина работа.
- Папина работа.
- Бабушка.
- Дедушка.
- Друзья.
Служба спасения
- Моя поликлиника.
- Моё отделение милиции.
- Детский телефон доверия.
- Пожарная помощь.
- Милиция.
- “Скорая помощь”.
Занятие 25. Что такое безопасность. 2ч.
- Мои помощники.
- Мой путь в школу.
Дома: с родителями нарисовать схему маршрута в школу
Тема 4. “Я и моя семья”.
Занятие 26. Моя семья 1ч.
- Что такое “семья”?
- Зачем нужна семья?
- Ррисунок “Моя семья”
Занятие 27. Моя семья 2ч.
- Моя семья и Я.
- История моего рождения.
Дома: с родителями “Генеалогическое древо семьи”
Занятие 28.
- История моей семьи.
Дома с родителями: герб моей семьи
Занятие 29.
- Что мы любим.
Дома: с родителями продолжить работу по теме занятия.
Занятие 30. Заключительное.
- Экскурс по темам года.
Выставка рисунков по темам занятий
- Подведение итогов.
(Привлечение родителей к участию в итоговом занятии).
Литература, использованная при подготовке программы:
- Бирелл Вейсен Р., Оли. Дж. Эванс, В. Ли. Дж. Спрунгер, Б, Пелаускс, Д. Обучение жизненно важным навыкам в школе. - М.: Вита-Пресс, 1996.
- Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие.-М.:Ось-89,2002
- Гин, С.И. Первые дни в школе: пособие для учителей первых классов. – 3-е изд./С.И.Гин, И.Е.Прокопенко.-М.:-Вита-Пресс,2002
- Лабиринт души: Терапевтические сказки/под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е..- Академический Проект: Гаудеамус, 2003.
- Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе:кн. для учителя.-2-е изд./В.С.Мухина.-М.:Просвещение,1990
- Нечаева Н.В.Организация и содержание периода адаптации к школе первоклассников//Начальная школа.-2003