Образовательная программа по внеурочной деятельности "Компьютерный мир"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Современное общество предъявляет новые требования к подрастающему поколению. В настоящее время учащийся должен не только обладать определенными знаниями и умениями, но и планировать свою деятельность, находить нужную информацию, необходимую для решения поставленной задачи, но и эффективно использовать новые информационно-коммуникативные технологии.

В этой связи актуальными становятся вопросы создания учебной программы непрерывного обучения информатике, начиная с первого класса по одиннадцатый.

Задача обучения информатике в целом – знакомство с новыми передовыми информационными технологиями, их внедрение и использование в учебной и внеурочной деятельности, создание условий для экспериментов, формулировки и проверки гипотез и т.д.

В начальной школе курс информатики будет способствовать:

  • формированию различных видов мышления, в том числе операционного, а также сочетать в себе развитие логического и образного;
  • приобретению навыков работы с современным программным обеспечением;
  • представлению об универсальных возможностях компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения;
  • формированию интереса для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике.

Данный курс будет носить пропедевтический характер, так как простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, а уже в среднем звене дети могут сосредоточиться на смысловых аспектах изучаемого материала.

Занятия проводятся для учащихся младшего школьного возраста, носят преимущественно практический характер. Дети смогут овладеть элементами компьютерной грамотности, через умение работать с прикладным программы обеспечением.

Программа курса рассчитана на 2 года. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Общее количество 68 часов. Продолжительность 1 занятия - 40 минут. Количество учащихся в учебной группе в среднем от 10 до 15 человек. Возраст учащихся – 7- 8 лет (1 - 2 классы)

Цель программы: научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи под девизом: “ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ!”, используя возможности персонального компьютера.

Задачи:

  • знание возможностей компьютера как инструмента для практической деятельности;
  • формирование операционного стиля мышления;
  • формирование исследовательских навыков активного творчества с использованием передовых информационных технологий, которые обеспечивает компьютер;
  • расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
  • развитие у учащихся навыков решения логических задач;
  • умение анализировать и синтезировать учебные задачи, выделяя в ней логически самостоятельные части.

Задачи образовательной деятельности:

Образовательные:

  • формирование представлений об информатике, знакомство с основами алгоритмизации, развитие математических способностей и логического мышления, расширение технического кругозора;
  • знакомство с основами знаний в области компьютерной графики, текстового редактора;
  • привитие детям видения красоты окружающего мира на бумажных и электронных носителях.

Развивающие:

  • подготовка сознания школьников к системно-информационному восприятию мира, развитие стремления к самообразованию;
  • раскрытие творческих способностей, подготовка к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира;
  • привитие интереса к полиграфическому искусству, дизайну, оформлению;
  • развитие композиционного мышления, художественного вкуса;
  • развитие коммуникативных способностей.

Воспитательные:

  • формирование информационной культуры обучающихся;
  • привитие навыков общения друг с другом, умение организованно заниматься в коллективе, проявлять дружелюбное отношение к товарищам;
  • развитие мотивации личности к познанию;
  • воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания;
  • формирование нравственных качеств личности и культуры поведения в обществе.

Обеспеченность программы средствами обучения:

Построение занятий предполагается на основе современных педагогических технологий с целью активизации деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций, внедрение индивидуальных и групповых способов обучения, разноуровневые и развивающие задания.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся, направленная на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

Особое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, а том числе на соблюдение правил электробезопасности.

Для проведения занятий имеется оборудованный компьютерный класс и необходимое программное обеспечение:

  • текстовый редактор;
  • графический редактор;
  • клавиатурные тренажеры;
  • компьютерные среды управления исполнителем;
  • серия обучающих игр для детей.

Тематический план:

Тема раздела Количество часов
Теория Практика Общее
  Введение 2 - 2
  Правила техники безопасности в кабинете информатики 2 - 2
  Мы в мире информации 4 4 8
  Мой друг компьютер 6 6 12
  Компьютер – мой помощник 5 10 15
  В мире алгоритмов 7 8 15
  В стране логики 6 6 12
  Повторение 2 - 2
ИТОГО 34 34 68

В программе курса “Компьютерный мир” выделяется 8 основных разделов:

1. Введение.

Знакомство с учащимися. Вводная беседа о возможностях компьютера.

2. Правила техники безопасности в кабинете информатики.

Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности в кабинете информатики.

3. Мы в мире информации.

Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация окружающего мира. Формы представления информации. Способы обработки информации. Что можно делать с информацией? Получение, преобразование, передача, хранение информации. Кодирование и декодирование информации.

4. Мой друг компьютер.

Основные устройства компьютера. Функции основных устройств компьютера. Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. Компьютер как вычислительное устройство. Знакомство с клавиатурным тренажером.

5. Компьютер – мой помощник.

Прикладные программы компьютера. Обработка текстовой информации на компьютере. Текстовые редакторы. Обработка графической информации на компьютере. Графические редакторы. Запись и считывание информации с диска.

6. В мире алгоритмов.

Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Свойства алгоритма. Система команд исполнителя. Примеры исполнителей и алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы. Разветвленные алгоритмы. Циклические алгоритмы.

7. В стране логики.

Понятие логика. Упражнения на развития внимания. Логика и конструирование. Симметрия. Решение логических задач.

8. Повторение.

Систематизация и обобщение знаний полученных во время занятий. Защита творческих работ.

Ожидаемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате работы по данной программе учащиеся будут:

ЗНАТЬ

  • понятие информации, многообразие её видов;
  • носители информации;
  • информационные процессы (передача, хранение, обработка информации);
  • назначение основных компонентов компьютера;
  • правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • применение, роль и возможности компьютера в различных отраслях деятельности человека;
  • назначение прикладных программ;
  • понятие алгоритма, определение исполнителя;
  • понятие программы как последовательности команд;
  • основные алгоритмические структуры;
  • основные способы записи алгоритмов;
  • понятие симметрии.

УМЕТЬ

  • приводить примеры информации и информационных процессов;
  • приводить примеры носителей информации;
  • работать в режиме микрокалькулятора;
  • пользоваться клавиатурой компьютера (вводить русские и латинские символы алфавита, строчные и заглавные буквы, вносить в тексты специальные символы);
  • исправлять ошибки ввода, используя клавиши удаления символов;
  • пользоваться прикладными программами;
  • приводить примеры алгоритмов;
  • составлять задачи на разные виды алгоритмов;
  • находить ошибки в написанных алгоритмах;
  • планировать свои действия, работая с программными продуктами;
  • уметь решать логические задачи и задачи на внимание.

Используемая литература:

  1. Авторская мастерская УМК по информатике и ИКТ Матвеевой Н. В. на сайте Методической службы БИНОМ http://www.metodist.lbz.ru/.
  2. Босова Л. Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы.– М.: Просвещение, 2008.
  3. Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
  4. Лекторий Бешенкова С. А. “Содержание школьной информатики” на http://www.metodist.lbz.ru/.
  5. Матвеева Н. В. Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие и практикум на CD-ROM. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
  6. Программы общеобразовательных учреждение. Информатика 1-11 классы. – М.: Просвещение, 2008.
  7. Цветкова М.С. Модели непрерывного информационного образования – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
  8. Цветкова М.С., Курис Г.Э. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе: Методическое пособие – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
  9. ЦОР “Клавиатурный тренажер “Руки солиста”” на сайте единой коллекции http://school-collection.edu.ru/.
  10. ЦОР “Система виртуальных лабораторий по информатике. Задачник 2-6” на сайте единой коллекции http://school-collection.edu.ru/.
  11. ЦОР по информатике и ИКТ для 2 класса Матвеевой Н. В. на сайте единой коллекции http://school-collection.edu.ru/.
  12. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2-х частях. Часть 2. / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и другие. – М.: Просвещение, 2008.