Современное общество предъявляет новые требования к подрастающему поколению. В настоящее время учащийся должен не только обладать определенными знаниями и умениями, но и планировать свою деятельность, находить нужную информацию, необходимую для решения поставленной задачи, но и эффективно использовать новые информационно-коммуникативные технологии.
В этой связи актуальными становятся вопросы создания учебной программы непрерывного обучения информатике, начиная с первого класса по одиннадцатый.
Задача обучения информатике в целом – знакомство с новыми передовыми информационными технологиями, их внедрение и использование в учебной и внеурочной деятельности, создание условий для экспериментов, формулировки и проверки гипотез и т.д.
В начальной школе курс информатики будет способствовать:
- формированию различных видов мышления, в том числе операционного, а также сочетать в себе развитие логического и образного;
- приобретению навыков работы с современным программным обеспечением;
- представлению об универсальных возможностях компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения;
- формированию интереса для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике.
Данный курс будет носить пропедевтический характер, так как простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, а уже в среднем звене дети могут сосредоточиться на смысловых аспектах изучаемого материала.
Занятия проводятся для учащихся младшего школьного возраста, носят преимущественно практический характер. Дети смогут овладеть элементами компьютерной грамотности, через умение работать с прикладным программы обеспечением.
Программа курса рассчитана на 2 года. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Общее количество 68 часов. Продолжительность 1 занятия - 40 минут. Количество учащихся в учебной группе в среднем от 10 до 15 человек. Возраст учащихся – 7- 8 лет (1 - 2 классы)
Цель программы: научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи под девизом: “ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ!”, используя возможности персонального компьютера.
Задачи:
- знание возможностей компьютера как инструмента для практической деятельности;
- формирование операционного стиля мышления;
- формирование исследовательских навыков активного творчества с использованием передовых информационных технологий, которые обеспечивает компьютер;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
- развитие у учащихся навыков решения логических задач;
- умение анализировать и синтезировать учебные задачи, выделяя в ней логически самостоятельные части.
Задачи образовательной деятельности:
Образовательные:
- формирование представлений об информатике, знакомство с основами алгоритмизации, развитие математических способностей и логического мышления, расширение технического кругозора;
- знакомство с основами знаний в области компьютерной графики, текстового редактора;
- привитие детям видения красоты окружающего мира на бумажных и электронных носителях.
Развивающие:
- подготовка сознания школьников к системно-информационному восприятию мира, развитие стремления к самообразованию;
- раскрытие творческих способностей, подготовка к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира;
- привитие интереса к полиграфическому искусству, дизайну, оформлению;
- развитие композиционного мышления, художественного вкуса;
- развитие коммуникативных способностей.
Воспитательные:
- формирование информационной культуры обучающихся;
- привитие навыков общения друг с другом, умение организованно заниматься в коллективе, проявлять дружелюбное отношение к товарищам;
- развитие мотивации личности к познанию;
- воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания;
- формирование нравственных качеств личности и культуры поведения в обществе.
Обеспеченность программы средствами обучения:
Построение занятий предполагается на основе современных педагогических технологий с целью активизации деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций, внедрение индивидуальных и групповых способов обучения, разноуровневые и развивающие задания.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся, направленная на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
Особое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, а том числе на соблюдение правил электробезопасности.
Для проведения занятий имеется оборудованный компьютерный класс и необходимое программное обеспечение:
- текстовый редактор;
- графический редактор;
- клавиатурные тренажеры;
- компьютерные среды управления исполнителем;
- серия обучающих игр для детей.
Тематический план:
№ | Тема раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Общее | ||
Введение | 2 | - | 2 | |
Правила техники безопасности в кабинете информатики | 2 | - | 2 | |
Мы в мире информации | 4 | 4 | 8 | |
Мой друг компьютер | 6 | 6 | 12 | |
Компьютер – мой помощник | 5 | 10 | 15 | |
В мире алгоритмов | 7 | 8 | 15 | |
В стране логики | 6 | 6 | 12 | |
Повторение | 2 | - | 2 | |
ИТОГО | 34 | 34 | 68 |
В программе курса “Компьютерный мир” выделяется 8 основных разделов:
1. Введение.
Знакомство с учащимися. Вводная беседа о возможностях компьютера.
2. Правила техники безопасности в кабинете информатики.
Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности в кабинете информатики.
3. Мы в мире информации.
Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация окружающего мира. Формы представления информации. Способы обработки информации. Что можно делать с информацией? Получение, преобразование, передача, хранение информации. Кодирование и декодирование информации.
4. Мой друг компьютер.
Основные устройства компьютера. Функции основных устройств компьютера. Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. Компьютер как вычислительное устройство. Знакомство с клавиатурным тренажером.
5. Компьютер – мой помощник.
Прикладные программы компьютера. Обработка текстовой информации на компьютере. Текстовые редакторы. Обработка графической информации на компьютере. Графические редакторы. Запись и считывание информации с диска.
6. В мире алгоритмов.
Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Свойства алгоритма. Система команд исполнителя. Примеры исполнителей и алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы. Разветвленные алгоритмы. Циклические алгоритмы.
7. В стране логики.
Понятие логика. Упражнения на развития внимания. Логика и конструирование. Симметрия. Решение логических задач.
8. Повторение.
Систематизация и обобщение знаний полученных во время занятий. Защита творческих работ.
Ожидаемые результаты:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате работы по данной программе учащиеся будут:
ЗНАТЬ
- понятие информации, многообразие её видов;
- носители информации;
- информационные процессы (передача, хранение, обработка информации);
- назначение основных компонентов компьютера;
- правила техники безопасности при работе на компьютере;
- применение, роль и возможности компьютера в различных отраслях деятельности человека;
- назначение прикладных программ;
- понятие алгоритма, определение исполнителя;
- понятие программы как последовательности команд;
- основные алгоритмические структуры;
- основные способы записи алгоритмов;
- понятие симметрии.
УМЕТЬ
- приводить примеры информации и информационных процессов;
- приводить примеры носителей информации;
- работать в режиме микрокалькулятора;
- пользоваться клавиатурой компьютера (вводить русские и латинские символы алфавита, строчные и заглавные буквы, вносить в тексты специальные символы);
- исправлять ошибки ввода, используя клавиши удаления символов;
- пользоваться прикладными программами;
- приводить примеры алгоритмов;
- составлять задачи на разные виды алгоритмов;
- находить ошибки в написанных алгоритмах;
- планировать свои действия, работая с программными продуктами;
- уметь решать логические задачи и задачи на внимание.
Используемая литература:
- Авторская мастерская УМК по информатике и ИКТ Матвеевой Н. В. на сайте Методической службы БИНОМ http://www.metodist.lbz.ru/.
- Босова Л. Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы.– М.: Просвещение, 2008.
- Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
- Лекторий Бешенкова С. А. “Содержание школьной информатики” на http://www.metodist.lbz.ru/.
- Матвеева Н. В. Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие и практикум на CD-ROM. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
- Программы общеобразовательных учреждение. Информатика 1-11 классы. – М.: Просвещение, 2008.
- Цветкова М.С. Модели непрерывного информационного образования – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
- Цветкова М.С., Курис Г.Э. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе: Методическое пособие – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
- ЦОР “Клавиатурный тренажер “Руки солиста”” на сайте единой коллекции http://school-collection.edu.ru/.
- ЦОР “Система виртуальных лабораторий по информатике. Задачник 2-6” на сайте единой коллекции http://school-collection.edu.ru/.
- ЦОР по информатике и ИКТ для 2 класса Матвеевой Н. В. на сайте единой коллекции http://school-collection.edu.ru/.
- Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2-х частях. Часть 2. / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и другие. – М.: Просвещение, 2008.