Урок географии в коррекционном классе по теме: "Животный мир Австралии"

Разделы: География


Цели:

  • Обучающая: познакомить учащихся с особенностями внешнего вида и образа жизни типичных представителей животного мира Австралии.
  • Коррекционная: создать условия для коррекции и развития зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, умения устанавливать простейшие взаимосвязи между представителями животного мира изучаемого материка;
  • Воспитательная: создать условия для повышения мотивации к обучению, для понимания необходимости охранять природу Австралии.

Тип урока: комбинированный

Ведущие методы: объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа.

Средства обучения: физическая карта Австралии, компьютер, мультимедийное оборудование, экран, презентация с изображением животных Австралии, учебник, приложение к учебнику, индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент Приветствие учащихся, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку.

2. Организация учебной деятельности

А) “Мозговая гимнастика” (выполняются упражнения для мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения)

  • “Качание головой: сидя, руки на поясе - поворот головы направо, поворот головы налево, плавно наклонить голову назад, голову наклонить вперед. Темп медленный” (упражнение стимулирует мыслительные процессы, улучшает мозговое кровообращение). Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
  • “Зоркие глазки” (профилактика нарушения зрения). Проделать три круга
    глазами по часовой стрелке, три круга против часовой.

Б) Задания на развитие внимания и памяти:

  • Запиши слово по первым буквам:

Еж, лето, окно, чудо, кино, арбуз (елочка)

  • По последним буквам:

Сюрприз, рукав, солнце, мороз, завод, елка (звезда)

3. Проверка домашнего задания

  1. Ответить на вопросы после текста учебника (стр. 77)
  2. Выполнить индивидуальные задания на карточках.

Карточка № 1

Задание: Установи соответствие. Соедини стрелками начало и конец предложения

Символ Австралии Скреб
Невысокие растения с темным стволом и пучком травы наверху Казуарины
Заросли сухого кустарника Мангровые леса
Заросли вечнозеленых деревьев и кустарников, корни которых находятся на поверхности и впитывают влагу из воздуха Травяные деревья
"Рождественские" или "железные деревья" Эвкалипты

4. Повторение ранее изученного материала

Покажи на физической карте географические объекты: Тихий океан, Индийский океан, о. Тасмания, о. Новая Гвинея, Большой Водораздельный хребет, г. Косцюшко, р. Мурей, экватор, начальный меридиан.

Проверка правильности выполнения задания производится после его выполнения.

5. Подготовка к восприятию нового материала Сегодня мы продолжим изучать своеобразную природу материка Австралии. Откройте тетрадь и запишите тему урока: Животный мир Австралии. На уроке мы познакомимся уникальным животным миром материка Австралия, выясним особенности внешнего вида и образа жизни, животных Австралии, побеседуем о необходимости охраны растений и животных материка.

6. Изучение новых знаний

Объяснение материала учителем:

Животный мир Австралии еще более интересен и своеобразен, чем растительный. Здесь сохранились животные, которых нет ни на одном материке. Только в Австралии сохранились сумчатые животные. Как вы думаете, почему эти животные так называются? Сумчатые животные - это животные, которые вынашивают детенышей в сумке на животе. Их в Австралии более 100 видов. Найдите в тексте учебника на стр.78 названия сумчатых животных, прочтите их вслух (текст написан курсивом).

Наиболее известные из них кенгуру. (Демонстрация слайда животного). Кенгуру передвигаются высокими прыжками, мощный хвост помогает сохранять равновесие при прыжках и останавливаться при беге, служит рулем при поворотах. Семейство кенгуру очень разнообразно, гигантские серые кенгуру достигают 3 метров, а карликовые кенгуру до 30 см. Передние ноги животного короче задних. Он может только двигаться вперед, назад не может пятиться. Детенышей вынашивает в сумке (специальной складке на животе). Детенышей вскармливает молоком.

Одно из любимейших животных Австралии - сумчатый медведь коала. (Демонстрация слайда животного) Что означает это слово? На стр. 204 учебника найдите значение слова и запишите его в тетрадь. Рассмотрите животное, как выглядит коала? Слово "коала" на языке местных жителей означает (Не пить). Коала никогда не пьет воду (Питается листьями эвкалипта, которые содержат достаточный запас воды). Мишка имеет густой, длинный мех, живет на деревьях, редко спускается на Землю. Детенышей вынашивает в сумке, потом на спине.

Как вы думаете, почему медвежатам коала так нравятся листья эвкалиптов? Вероятно потому, что им нравится, как пахнут листья эвкалипта. Я предлагаю вам понюхать масло эвкалипта, оно обладает противовоспалительным действием. Это масло сделано из листьев эвкалипта. Отваром листьев хорошо полоскать горло при ангине.

Помимо сумчатых животных в Австралии есть и другие необычные животные - яйцекладущие. Эти животные выводят детенышей из яиц, как птицы, а вскармливают их молоком. К ним относят утконоса и ехидну. (Демонстрация слайда утконоса). Длина тела 45см, хвост 15 см. голова оканчивается клювом. Ноги короткие, между пальцами перепонки.

Как вы думаете, для чего они нужны? Утконосы хорошо плавают и ныряют, живут в подземных норах около рек.

(Демонстрация слайда ехидны). Ехидна похожа на ежа, длина =60 см., у нее сильные когти, для чего нужны? Они необходимы для рытья нор. У ехидны длинный клюв. Из него она выпускает длинный, тонкий язык, ловит им насекомых. Охотится ночью. Мясо ехидны съедобно, местные жители употребляют его в пищу.

В Австралии обитает единственный хищник дикая собака динго (Демонстрация слайда собаки Динго). Внешне она похожа на овчарку, но мех у нее бледно-желтого цвета. Ведет ночной образ жизни. Наносит большой вред овцеводству. Динго это одичавшая собака, которая была завезена с Тихого океана.

В пустынях животный мир так же своеобразен. По карте природных зон в условных знаках найдите, каким цветом обозначена зона пустынь, покажите эту зону на карте. На стр. 78 в тексте учебника найдите абзац и зачитайте описание животных пустыни. Значение слова "варан" выпишите в тетрадь (учитель записывает на доске). (Демонстрация слайда варана).

В зоне саванн много насекомых - термитов, они похожи на тараканов. Строят постройки высотой в несколько метров. Иногда они распространяются так густо, что местность становится труднодоступной. (Демонстрация слайда термитников).

Богат и разнообразен мир птиц. Много попугаев, разных размеров, страус эму, птица - казуар. Найдите в словаре и выпишите в тетрадь значение слова "казуар". В лесах обитает лирохвост. Ее хвост похож на музыкальный инструмент лиру. Она никогда не поет своим голосом, а подражает чужим. На материке обитают райские птицы, они имеют яркое оперение, живут птицы - шалашники, которые строят шалаши, а перед входом раскидывают яркие предметы (ягоды, цветы, перья).

7. Физминутка

А сейчас отложили ручки, сели удобно, закрыли глаза. Отдыхаете 10 секунд. Открыли глаза, Быстро поморгали глазами, закрыли их. Представили лес, можно светлый эвкалиптовый, ощутили запах листьев. Открыли глаза.

Упражнение для снятия утомления мышц туловища: (встать, ноги врозь, руки положите за голову, резко повернитесь направо, потом налево.) Повторить 2 раза.

Итак, мы выяснили, что животный мир Австралии уникален. В Австралии проживают животные и растения, которых нет ни на одном материке – это эндемики. Я предлагаю вам поиграть в игру "Фотоохотники". Я вам на протяжении 50 секунд показываю слайд с названиями животных, вы должны успеть сфотографировать (запомнить) названия животных. Затем слайд убирается, и вы записываете в тетрадь названия животных, которые вы запомнили.

Вы совершили охоту на животных Австралии в игровой форме, а на самом деле в Австралии разработан ряд законов, которые запрещают вывоз редчайших животных, содержание их в неволе, охоту на многие виды. Австралийцы проявляют трогательную заботу о своем растительном и животном богатстве. В каждом крупном городе находятся национальные парки. Австралийцы любят животных, заботятся об их сохранении. Внимание к животному миру проявляется в том, что некоторые представители изображены на монетах: ехидна - на монете достоинством 5 центов, птица-лирохвост - 10 центов, утконос - 20 центов. Страус эму и кенгуру изображены на государственном гербе Австралии.

8. Закрепление

Задания: Использование программированных заданий

  1. Продолжи ряд животных Австралии: утконос, ехидна,
  2. Исключи лишнее: попугай, шалашник, райская птичка, воробей.
  3. Классификация: раздели животных на яйцекладущих и сумчатых: кенгуру, утконос, ехидна, коала

4. Алгоритмическая матрица. Дополни четвертый квадрат животным, проживающим в Австралии из 5 названий животных: слон, жираф, носорог, страус эму, зебра.

Собака “Динго”

термиты

варан

?

9. Подведение итогов Оценка деятельности учащихся, комментирование оценок.

10. Домашнее задание

Дома нарисовать любое животное, обитающее в Австралии.

Вопросы стр. 80 (1, 3,4,5,6 устно) вопрос № 2 по желанию.