Программа "Азбука сочинительства". Внеурочная деятельность учащихся 7–10 лет

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Но в то же время современные дети ограничены в общении со сверстниками, не участвуют в деятельности детских общественных организаций, что препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.

Курс русского языка предполагает формирование эмоционально-ценностного отношения к языку, стремление к его грамотному использованию, что станет основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Ученики должны получить возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении. У выпускников начальной школы должно быть сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека.

С.В. Иванов пишет: “Формирование грамотного письма и развитие речи – элементы общей культуры человека, следовательно, задача учителя в данном случае – сформировать этот элемент, подготовить ученика к самостоятельной жизни, в которой окружающие будут оценивать его как культурного человека” (С.В. Иванов Для чего мы и как изучаем родной язык. Комплект Начальная школа XXI века. Курс Русский язык. Журнал Начальная школа. 2004. № 5).

Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения предполагают, что в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные (мотивация к учению, интерес к новому учебному материалу, развитие этических чувств, чувство прекрасного и др.), регулятивные (овладение универсальными учебными действиями в практической деятельности), познавательные (поиск необходимой информации, умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить логическое рассуждение и др.) и коммуникативные (учитывать разные мнения, договариваться, использовать речь для регуляции своего действия) универсальные учебные умения.

В Стандартах отмечается необходимость развития “информационной грамотности” учащихся, которая формируется на уроках по предметам, на факультативах и кружках.

Цель программы: создание условий для развития устной и письменной речи учащихся через речевые упражнения, освоение приёмов творческого воображения и сочинительства.

Задачи:

1 класс – обеспечение сознательного и грамотного использования языка в таких видах речевой деятельности как слушание и говорение.

2 класс – способствовать развитию творческого воображения, оригинального и самостоятельного мышления, фантазии в процессе составления рассказов.

3 класс – обогащение словарного запаса учащихся в процессе работы над “словесными зарисовками”.

4 класс – развитие творческих способностей учащихся через практическую деятельность (“Проба пера”).

Возрастное обоснование

Программа рассчитана на учащихся 7 – 10 лет. Учащиеся данного возраста осознают себя в системе общественных отношений, в них растёт потребность в признании, появляется новая социальная позиция. Формируется навык в саморегуляции, появляются притязания на определённое положение в системе деловых и личностных взаимоотношений. Самооценка корректируется, снижается под влиянием взрослых, переоцениваются отношения с людьми. Учащиеся готовы к преобразованию, способны выйти за рамки детского образа жизни, способны делать осознанный выбор.

Учащиеся данного возраста могут выполнять смысловую регуляцию вниманием. Умеют выделять и объединять существенные признаки, отвлекаться от второстепенных признаков. Память регулирует процесс запоминания, вспоминания, могут запоминать схемами, управлять памятью. Восприятие анализирующее - обобщающее, в форме дифференцированного организованного наблюдения. В области мышления появляется умение обосновывать, доказывать. Воображение освобождается от непосредственных впечатлений о предмете, Появляется первое творчество. Воображение идёт от себя к будущему, оно богато эмоциональными отношениями. В этом возрасте воображение является доминирующим познавательным процессом.

Работа по программе направлена на достижение следующих результатов

Первый год обучения

  • уметь связно рассказывать об увиденном и услышанном;

  • правильно отражать в речи воспринятое;

  • рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы;

  • рассказывать не торопясь;

  • уметь находить нужные слова, выражения, использовать точные названия предметов, действий, качеств;

  • уметь рассказывать живо, выразительно, образно;

  • знать композицию рассказа: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Второй год обучения

  • уметь строить рассказ от завязки до развязки;

  • уметь фантазировать, используя приёмы творческого воображения, придумывать новые и необычные сюжеты;

  • придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль;

  • уметь мыслить творчески, оригинально, логично;

  • уметь выступать перед классом.

Третий год обучения

  • уметь подбирать точное, меткое, образное слово в процессе высказывания какой-либо мысли;

  • уметь чувствовать ритм стиха, подбирать к слову рифму, сочинять небольшие рифмованные строки;

  • уметь подбирать к словам синонимы и антонимы, знать значение некоторых фразеологизмов, иногда использовать их в своей речи;

  • уметь делать словесные зарисовки на заданные темы, подбирать необходимый круг опорных слов;

  • знать основные художественные средства: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, находить их в тексте;

  • уметь рассказывать интересно, проявлять коммуникативные способности, уметь общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

Четвёртый год обучения

  • знать виды текстов, уметь композиционно правильно составлять текст;

  • уметь различать стили речи: художественный, деловой, научный, разговорный;

  • знать, как создаются художественные образы, уметь видеть их в произведениях мастеров слова, создавать образы, используя художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения;

  • знать особенности жанров художественного стиля: пословицы, загадки, стихотворения, сказки, письма, поздравительной открытки, заметки, рассказа; - уметь написать сочинение-миниатюру, соблюдая особенности выбранного жанра, проявляя творчество;

  • выполнять письменную работу, соблюдая правила грамотного письма.

Программа может быть использована в общеобразовательных учреждениях на факультативах и в кружках, в учреждениях дополнительного образования,

Методы, используемые для достижения поставленных задач

а) по источнику передачи знаний

  • словесный (беседа, объяснение, диалог);

  • наглядный (иллюстрации, схемы);

  • практический (упражнения);

б) по характеру управления учебной работой

  • под руководством учителя;

  • самостоятельная работа (творческая);

в) методы стимулирование интереса к учению

  • игровые ситуации;

  • создание журнала детских творческих работ;

  • занимательность;

  • неожиданность;

  • ситуации новизны и успеха;

  • поощрение;

  • праздники, творческие конкурсы.

Категория слушателей: учащиеся 1 класса

Срок обучения: 34 часа

Режим обучения: одно занятие в неделю (1 час)

п/п

Название разделов

Первый год обучения

Всего часов

Теория

Прак

тика

Формула

контроля

 

Рассказывание на основе восприятия

4

1

3

 

1

О чём хочется послушать рассказ?

1

0,25

0,75

наблюд

2

Кто дополнит рассказ?

1

0,25

0,75

анализ

3

Из чего это сделано?

1

0,25

0,75

анализ

4

Кто пришёл в гости?

1

0,25

0,75

анализ

 

Рассказывание по картине

4

1

3

 

5

“Новенькая”

1

0,25

0,75

наблюд

6

“Летом в парке”

1

0,25

0,75

наблюд

7

“ В школу”

1

0,25

0,75

наблюд

8

“ Зимние забавы”

1

0,25

0,75

наблюд

 

Пересказ

4

1

3

 

9

Сказа “Лиса и козёл”

1

0,25

0,75

наблюд

10

К.Д. Ушинский “Четыре желания”

1

0,25

0,75

наблюд

11

В. Бианки “Купание медвежат”

1

0,25

0,75

наблюд

12

Е. Пермяк “Первая рыбка”

1

0,25

0,75

наблюд

 

Рассказывание на темы из личного опыта

4

1

3

 

13

Хороший поступок твоего товарища

1

0,25

0,75

наблюд

14

Забота о домашнем питомце

1

0,25

0,75

наблюд

15

Наша экскурсия

1

0,25

0,75

наблюд

16

Мой путь от дома да школы

1

0,25

0,75

наблюд

  Использование этикетных форм речи

4

1

3

 

17

Правила поведения дома

1

0,25

0,75

в парах

18

Правила поведения в школе

1

0,25

0,75

в парах

19

Правила поведения в общественных учреждениях

1

0,25

0,75

в парах

20

Правила поведения в общественном транспорте

1

0,25

0,75

в парах

  Рассказывание по предложенным сюжетам

8

2

6

 

21

Поход в лес

1

0,25

0,75

наблюд

22

Как Серёжа помог Наташе

1

0,25

0,75

наблюд

23

Спасибо, я никогда этого не забуду

1

0,25

0,75

в парах

24

Весенние чудеса

1

0,25

0,75

наблюд

25

В столовой

1

0,25

0,75

наблюд

26

Придумывание сказки “Ёж и Заяц”

1

0,25

0,75

в парах

27

Придумывание рассказа со словами с противоположным значением

1

0,25

0,75

в парах

28

Составление рассказа по началу и концовке

1

0,25

0,75

конкурс

  Повторение в конце года

6

1.5

4.5

 

29

Составление описательного рассказа (коллективная работа)

1

0,25

0,75

в группах

30

Составление описательного рассказа (коллективная работа)

1

0,25

0,75

в группах

31

Игра – инсценировка “Учимся вежливости”

1

0,25

0,75

в группах

32

Игра – инсценировка “Учимся вежливости”

1

0,25

0,75

в группах

33

Рассказывание по картине “Ежи”

1

0,25

0,75

наблюд

34

Составление рассказа “Мой друг”

1

0,25

0,75

в парах

  Итого

34

8.5

25.5

 

Категория слушателей: учащиеся 2 класса

Срок обучения: 36 часов

Режим обучения: одно занятие в неделю (1 час)

п/п

Название разделов

Второй год обучения

Всего часов

Теория

Прати

ка

Формула

контроля

 

Вводные занятия

4

1

3

 

1

Понятие “фантазия”.

1

0,25

0,75

наблюд

2

“Новизна – что-то новое в чём-нибудь”

1

0,25

0,75

наблюд

3

“Убедительность”

1

0,25

0,75

наблюд

4

“Личная оценка”

1

0,25

0,75

наблюд

 

Приёмы фантазирования

28

7

21

 

5

Приём “Оживление”

1

0,25

0,75

наблюд

6

Приём “Оживление”

1

0,25

0,75

анализ

7

Приём “Наоборот”

1

0,25

0,75

наблюд

8

Приём “Наоборот”

1

0,25

0,75

анализ

9

Приём “Увеличение – уменьшение”

1

0,25

0,75

наблюд

10

Приём “Увеличение – уменьшение”

1

0,25

0,75

анализ

11

Приём “Хорошо – плохо”

1

0,25

0,75

наблюд

12

Приём “Хорошо – плохо”

1

0,25

0,75

анализ

13

Приём “Символическая аналогия”

1

0,25

0,75

наблюд

14

Приём “Символическая аналогия”

1

0,25

0,75

анализ

15

“Приём “Что в круге?”

1

0,25

0,75

наблюд

16

“Приём “Что в круге?”

1

0,25

0,75

анализ

17

Приём “Личная аналогия”

1

0,25

0,75

наблюд

18

Приём “Личная аналогия”

1

0,25

0,75

анализ

19

Приём “Три слова”

1

0,25

0,75

наблюд

20

Приём “Три слова”

1

0,25

0,75

анализ

21

Приём “Два предмета”

1

0,25

0,75

наблюд

22

Приём “Два предмета”

1

0,25

0,75

анализ

23

Приём “Волшебная приставка”

1

0,25

0,75

наблюд

24

Приём “Волшебная приставка”

1

0,25

0,75

анализ

25

Приём “Снежный ком”

1

0,25

0,75

наблюд

26

Приём “Снежный ком”

1

0,25

0,75

анализ

27

Приём “Золотая рыбка”

1

0,25

0,75

наблюд

28

Приём “Золотая рыбка”

1

0,25

0,75

анализ

29

Приём “Матрёшка”

1

0,25

0,75

наблюд

30

Приём “Матрёшка”

1

0,25

0,75

анализ

31

Приём “Идеально конечный результат”

1

0,25

0,75

наблюд

32

Приём “Идеально конечный результат”

1

0,25

0,75

анализ

 

Повторение в конце года

4

1

3

 

33

Сочинение рассказов на основе изученных приёмов фантазирования

1

0,25

0,75

в парах

34

Сочинение рассказов на основе изученных приёмов фантазирования

1

0,25

0,75

в парах

35

Сочинение рассказов на основе изученных приёмов фантазирования

1

0,25

0,75

в парах

36

Сочинение рассказов на основе изученных приёмов фантазирования

1

0,25

0,75

конкурс

 

Итого

36

9

27

 

Категория слушателей: учащиеся 3 класса

Срок обучения: 36 часов

Режим обучения: одно занятие в неделю (1 час)

п/п

Название разделов

Третий год обучения

Всего часов

Теория

Прак

тика

Формул

контроля

 

Словотворчество

16

4

12

 

1

Звукоподражательные слова

1

0,25

0,75

наблюд

2

Сочинение чистоговорок

1

0,25

0,75

наблюд

3

Слово и предложение

1

0,25

0,75

наблюд

4

“Сорок слов из простокваши”

1

0,25

0,75

наблюд

5

Имена птиц

1

0,25

0,75

анализ

6

“Кляксование”

1

0,25

0,75

анализ

7

“Близкие”

1

0,25

0,75

анализ

8

“Нооборот”

1

0,25

0,75

анализ

9

Поиграем в слова

1

0,25

0,75

в парах

10

Редактирование высказывания

1

0,25

0,75

анализ

11

Почему мы так говорим?

1

0,25

0,75

анализ

12

Любимая книжка

1

0,25

0,75

наблюд

13

Вместе с поэтом

1

0,25

0,75

наблюд

14

“Находки”

1

0,25

0,75

наблюд

15

Сочиняем считалки

1

0,25

0,75

в группах

16

Игра “Буриме”

1

0,25

0,75

в группах

 

Твой словарь

11

2,75

8,25

 

17

“Вежливые слова”

1

0,25

0,75

наблюд

18

“Летние слова”

1

0,25

0,75

наблюд

19

“Летние слова”

1

0,25

0,75

наблюд

20

“Осенние слова”

1

0,25

0,75

наблюд

21

“Осенние слова”

1

0,25

0,75

наблюд

22

“Зимние слова”

1

0,25

0,75

наблюд

23

“Зимние слова”

1

0,25

0,75

наблюд

24

“Весенние слова”

1

0,25

0,75

наблюд

25

“Весенние слова”

1

0,25

0,75

наблюд

26

Свободные стихи или верлибры

1

0,25

0,75

в группах

27

Свободные стихи или верлибры

1

0,25

0,75

в группах

 

Художественные средства

9

2,25

6,75

 

28

Олицетворение

1

0,25

0,75

наблюд

29

Олицетворение

1

0,25

0,75

наблюд

30

Эпитеты

1

0,25

0,75

наблюд

31

Эпитеты

1

0,25

0,75

наблюд

32

Сравнение

1

0,25

0,75

наблюд

33

Сравнение

1

0,25

0,75

наблюд

34

Метафора

1

0,25

0,75

наблюд

35

Метафора

1

0,25

0,75

наблюд

36

Обобщающий урок

1

0,25

0,75

конкурс
 

Итого

36

9

27

 

Категория слушателей: учащиеся 4 класса

Срок обучения: 36 часов

Режим обучения: одно занятие в неделю (1 час)

п/п

Название разделов

Четвёртый год обучения

Всего часов

Теория

Практика

Формула

контроля

 

Виды текстов

4

1

3

 

1

Текст

1

0,25

0,75

наблюд

2

“Об одном и том же по-разному”

1

0,25

0,75

анализ

3

“Об одном и том же по-разному”

1

0,25

0,75

анализ

4

“Об одном и том же по-разному”

1

0,25

0,75

анализ

 

Художественный образ

3

0,75

2,25

 

5

Художественный образ

1

0,25

0,75

наблюд

6

Художественный образ

1

0,25

0,75

анализ

7

Художественный образ

1

0,25

0,75

анализ

 

Жанры художественного стиля

28

7

21

 

8

Жанры художественного стиля

1

0,25

0,75

наблюд

9

Пословица

1

0,25

0,75

наблюд

10

Загадка

1

0,25

0,75

наблюд

11

Стихотворение

1

0,25

0,75

наблюд

12

Стихотворение

1

0,25

0,75

наблюд

13

Стихотворение

1

0,25

0,75

наблюд

14

Стихотворение

1

0,25

0,75

наблюд

15

Стихотворение

1

0,25

0,75

наблюд

16

Стихотворение

1

0,25

0,75

конкурс

17

Сказка

1

0,25

0,75

наблюд

18

Сказка

1

0,25

0,75

наблюд

19

Сказка

1

0,25

0,75

наблюд

20

Сказка в стихотворной форме

1

0,25

0,75

конкурс

21

Письмо

1

0,25

0,75

наблюд

22

Заметка в газету

1

0,25

0,75

в группах

23

Поздравительная открытка

1

0,25

0,75

в парах

24

Рассказ-повествование

1

0,25

0,75

анализ

25

Рассказ-рассуждение

1

0,25

0,75

анализ

26

Рассказ-описание

1

0,25

0,75

анализ

27

Юмористический рассказ

1

0,25

0,75

наблюд

28

Аннотация

1

0,25

0,75

в парах

29

“Вредные советы”

1

0,25

0,75

в группах

30

“Невредные советы”

1

0,25

0,75

в группах

31

“Проба пера” Творческий опыт

1

0,25

0,75

наблюд

32

“Проба пера” Творческий опыт

1

0,25

0,75

наблюд

33

“Проба пера” Творческий опыт

1

0,25

0,75

наблюд

34

“Проба пера” Творческий опыт

1

0,25

0,75

наблюд

35

“Проба пера” Творческий опыт

1

0,25

0,75

конкурс

36

Мониторинг результата.

1

0,25

0,75

диагност

 

Итого

36

9

27

 

См. приложение.