Программные задачи:
- Снимать эмоциональное напряжение.
- Развивать эмпатию, внимание и интерес к партнеру.
- Развивать умение пользоваться невербальными средствами общения.
- Упражнять в употреблении простых и сложноподчиненных предложений.
- Развивать творческое воображение, эстетический вкус, мелкую моторику рук.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Картинки с изображением цветов (колокольчик, василек, мак, ромашка, роза, одуванчик); карточки с изображением разных эмоциональных состояний (грусть, радость, удивление, испуг); ваза, морская соль, сухая веточка от дерева, ленточки, “крабики” и другие нетрадиционные средства для украшения букета.
Ход занятия
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель загадывает загадку:
– Нарядные сестрички весь день гостей встречают, медом угощают. (Цветы).
– А где растут цветы? (На лугу в лесу, в поле, в саду).
– А сейчас сядьте поудобнее и представьте, что вы оказались на цветочной поляне, светит солнышко, летают бабочки. Слушайте внимательно музыку и подумайте, что там еще происходит?
Звучит музыкальная пьеса “Ромашки” композитора М.Парцхаладзе.
– Что вы увидели на этой полянке? (Дети называют цветы.)
Воспитатель читает стихотворение:
Рыжие макушки
Белые рубашки
По лесной опушке
Разбрелись (ромашки).
– Вот мы с вами и отгадали, о каком цветке хотел рассказать композитор.
А теперь послушайте новую пьесу.
Звучит музыкальная пьеса “Колокольчики” композитора М.Парцхаладзе.
– Почему вы увидели колокольчики? Какая была музыка? (Веселая, звонкая.)
– Эта пьеса так и называется: “Колокольчики”.
– А вот как написал поэт:
Потихоньку возле ели колокольчики запели,
А потом запела речка возле нашего крылечка
Шире круг, шире круг, вся земля поет вокруг!
– Скажите дети, почему поэт сказал “Земля поёт”? (Земля поет, потому что она радуется.)
– Какие чувства вызвала у вас эта музыка? (Захотелось петь, танцевать, смеяться.)
– Ребята, а давайте мы с вами побудем немного цветочками.
Проводится физкультминутка:
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания – руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягиваются – руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускаются лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Воспитатель приглашает детей сесть на свои места.
– Ребята, вспомните, какой у вас любимый цветок. Назовите его. А теперь посмотрите на своего соседа. Как вам кажется, с каким цветком можно его сравнить? Почему?
(Проводится беседа с детьми.)
– Вот как много у нас получилось разных цветов. Целая поляна! Давайте поиграем. (Воспитатель приглашает встать в круг. Играет легкая музыка.)
Мини-этюд “Цветы”.
– Дети, представьте себе, что наступило лето, расцвело множество цветов. Они такие красивые, яркие, разноцветные! Хотите быть красивым цветком? Каким цветком хочет быть Лена, Саша?...
Солнышко еще не взошло, цветочки спят. Глазки у них закрыты, бутончики обхватили лепестками. Дышат глубоко, ровно, спокойно.
Но вот: “Дзынь”, – выглянул первый лучик солнышка. Погладил по головке цветочек – Лену, цветочек – Катю… (гладит).
Цветочки открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели глазками вниз, влево, вправо, вверх. Зажмурились от яркого солнышка.
Открыли глаза широко и улыбнулись.
Как рады цветочки солнышку!
Зазвенели колокольчики: “Динь-динь-динь”.
Им ответили ромашки: “Тик-так, тик-так”… Стали цветочки умываться росой: щечки, глазки, плечики, грудку.
Вот какие чистые и свежие!
Посмотрели друг на друга и все вместе сказали: “Здравствуй, утро! Как хорошо жить!”
Воспитатель приглашает детей подойти к мольберту.
– Посмотрите, у меня в корзинке картинки с изображением цветов.
(Выставляет на мольберт по одной картинке.)
– Как вы думаете, какое настроение у этого цветка?
– У всех цветов разное настроение: грустное и веселое, сердитое и радостное. А что нужно сделать, чтобы у цветов всегда было хорошее настроение, чтобы они чувствовали себя хорошо? (Ухаживать, заботиться, любить их.)
– Да, ребята, цветы растут хорошо, когда их любят.
– А у вас сейчас какое настроение?
– Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Отчего же оно портится?
– Что вам нужно для хорошего настроения? (Забота, внимание, любовь.)
– Кто вас любит? (Мама, папа, бабушка, друзья.)
– Как вы узнаете, что вас любят?
Как можно показать любовь? (Нужно улыбнуться, посмотреть в глаза, ласково прикоснуться, сказать хорошие слова, обнять друг друга.)
Воспитатель предлагает детям взять друг друга за руки.
– Покажите, что вы любите друг друга.
(Дети встают в круг, мимикой и жестами показывают.)
– Что вы сейчас чувствуете?
Ребенок рассказывает стихотворение:
У друга мягкая и теплая ладошка,
Погладим друг друга по руке немножко,
Нам хорошо, когда мы вместе, рядом,
Ни ссориться, ни драться нам не надо.
– Я вижу, что у вас хорошее настроение. В такой момент хочется радовать окружающих.
Давайте подарим нашим гостям “Букет хорошего настроения”.
(Дети украшают веточку ленточками и другими нетрадиционными средствами)
Список используемой литературы:
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2004.– 384 с.
- Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников/ Сост.: О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 168 с.
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера , 2003. – 96 с.