Цели:
Образовательные: Упражнять детей в решении арифметических задач и примеров на сложение и вычитание на состав числа в пределах первого десятка; упражнять в умении находить предметы в пространстве по схемам предлогов; совершенствовать умение работать с таблицами и схемами.
Развивающие: развивать слуховое внимание, память, мышление, речь, воображение, представления о пространственных отношениях, количественном счете, общую и тонкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать интерес к новому, дружеское отношение друг к другу.
Оборудование:
демонстрационный: схема-шифровка, мультимедийный экран, мольберт; аудиозапись физминутки и пальчиковой гимнастики, магнитные буквы и цифры, аудиозапись голоса “жителя планеты Цветов”, песочные часы.
раздаточный: наборы логических блоков Дьенеша, д/игра “Геовизор”, карточки-схемы, схемы для конструирования, маркеры, колокольчики, карточки-задачи, фитболы.
Славарь: ракета, ракета, звезда, корабль, звездолёт, чертежник, шифровщик.
Словарь признаков: космический, далекий, полярный, неизвестный.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Организационный момент на внимание:
(Дети стоят полукругом перед мольбертом).
- Ребята, кто из вас вспомнит и расскажет стихи, которые мы учили вчера на занятии?
Дети: Мне бы надо, очень надо,
Космонавтом смелым стать.
Мне бы надо, очень надо,
К двум Медведицам слетать.
Я хочу махнуть в ракете,
К самой северной планете.
Среди звёзд, наверно, главной,
К голубой звезде Полярной.
В корабле, огромном, звёздном,
На Сатурне сесть бы грозном.
Заглянуть бы на Венеру,
Посмотреть там атмосферу.
- О чем все эти стихи? ( О космосе).
- В каждом из этих четверостиший есть мечта. Ребята, ваши мечты сбудутся. Нам пришло письмо от жителей далёкой планеты Цветов.
II. Основная часть.
1. Д/упр “Шифровщики”. (см. приложение 1).
(Педагог обращает внимание детей на мольберт, на котором размещено зашифрованное письмо).
- Ничего не понимаю! Послание зашифровано, решив примеры и поставив буквы на свои места, вы сможете прочитать письмо.
- Жители с планеты Цветов просят нас о помощи. Мы им поможем и узнаем много нового и интересного во время космического путешествия.
- На чём можно полететь к другим планетам? (На космическом корабле).
- Что нужно сделать, прежде чем строить космический корабль? (Нужно начертить чертежи).
2. Д/игра “Чертёжники”. (см. приложение 5).
- Подойдите к мольбертам, я предлагаю вам поиграть в игру “Чертёжники”. Вы будете соединять прямыми линиями точки, которые я назову, в результате чего у вас получится космический корабль. Возьмите маркеры и приготовьтесь внимательно слушать и точно выполнять задание.
- Поставьте точку С-4.
- Соедините точку С-4 с точкой Ф-2 прямой линией.
- Точку Ф-2 соедините с точкой Б-3.
- Точку Б-3 с точкой К-2.
- Точку К-2 с точкой О-4.
- Точку О-4 с точкой О-2.
- Точку О-2 с точкой Ж-1.
- Точку Ж-1 с точкой О-1.
- Точку О-1 с точкой С-1.
- Точку С-1 с точкой Г-1.
- Точку Г-1 с точкой С-2.
- Точку С-2 с точкой С-4
Чертёж готов, теперь можно приступать к конструированию. Но прежде необходимо подготовить наши пальцы. Поможет нам в этом музыкальная игра “Пальчики”.
3. Пальчиковая гимнастика “Пальчики”. (Выполняется в парах. Дети встают напротив друг друга, руки согнуты в локтях, ладони соприкасаются с ладонями стоящего напротив).
Вот этот самый сильный - ладони соприкасаются, большие
Пальчик у меня, пальцы партнеров ударяются
Вместе с ним танцуют друг о друга
Все его друзья.
Этот самый ловкий - движения указательными
Пальчик у меня, пальцами
И когда танцует пальчик,
С ним танцуют все друзья.
Вот этот самый длинный - движения большими
Пальчик у меня, пальцами
Вместе с ним танцуют
Все его друзья.
А вот этот пальчик – - движения безымянными
Лодырь у меня, пальцами
Но когда танцует пальчик,
С ним танцуют все друзья.
Этот пальчик-мальчик - движения мизинцами
Лучший у меня,
Вместе с ним танцуют,
Все его друзья.
Все мои пять пальцев – - сгибание и разгибание
Дружная семья, пальцев рук.
И когда они танцуют,
Танцую с ними я.
4. Д/упр “Конструкторы”. (см. приложение 2)
- Подойдите к столам. Для того, чтобы сконструировать космический корабль, необходимо произвести расчёты, решить несколько примеров. Ответ каждого примера соответствует определённому блоку Дьенеша. Решив примеры и подобрав нужные детали, вы сможете по схеме сконструировать космический корабль. Займите свои рабочие места, вспомните, как нужно сидеть за столом. Песочные часы помогут вам правильно рассчитать своё время и вовремя закончить работу.
- Наш корабль готов! Подойдите к экрану и встаньте полукругом. Космическое путешествие начинается!
(На мультимедийном экране меняются слайды: космическое пространство, планета).
- Первая планета на нашем пути – это планета Пешеходов.
- Как вы думаете, почему она так называется? (На этой планете жители ходят пешком).
- Да, здесь жители очень любят ходить пешком. Но есть у них и очень интересные автобусы. Я предлагаю вам на них прокатиться. Возьмите волшебные сиденья. (Жест рукой на фитболы). Займите свои места.
5. Музыкальная игра “Автобус”.
Вот мы в автобусе сидим - дети сидят на фитболах, руки на
И сидим, и сидим. коленях
И из окошка все глядим - поворот головы вправо, влево
Все глядим.
Глядим назад, глядим вперёд, - поворот вокруг себя, переступая
Вот так вот, вот так вот. ногами
Ну что ж автобус не везёт,
Не везёт. – пожимание плечами
Колёса закрутились, - круговые движения руками,
Вот так вот, вот так вот, согнутыми в локтях
Вперёд мы покатились, - два шага вперёд, два шага
Вот так вот. назад
А щетки по стеклу жужжат, - движения рук из стороны в
Вжик, вжик, вжик (2 раза). сторону
Все капельки смести хотят
Вжик, вжик, вжик.
И мы не просто так сидим, - вытягивание прямых рук вперед,
Биб, биб, биб (2раза) прямую ногу вытягиваем вперёд
Мы громко, громко все гудим
Биб, биб, биб.
Пускай автобус наш трясет -подпрыгивание на мяче, руки на
Вот так вот (2раза). пояс
Мы едем, едем все вперёд
Вот так вот.
- Вам понравилось? Оставим автобусы на планете Пешеходов и летим дальше.
- Подойдите к экрану. (На экране меняются слайды: звёздное небо, планета). Следующая планета на нашем пути – планета кораблей. (Звучит сирена).
6. Д/упр. “Реши задачу”.
- Ребята, что-то случилось на этой планете! Чтобы помочь местным жителям, нужно решить несколько задач.
1 Задача: В каждый звездолёт заправили 6 литров топлива. Каждый из них израсходовал по 6 литров топлива. Сколько литров топлива осталось в звездолетах?
2 Задача: В каждом из звездолётов по два топливных бака. Но все они вмещают разное количество топлива. Сколько топлива можно залить в каждый звездолёт?
- Ответить на этот вопрос вы сможете с помощью карточки. (см. приложение 3).
- Молодцы! Все задачи решили верно. Жители планеты Кораблей теперь могут летать спокойно.
- Далеко нам ещё лететь до планеты Цветов? Ответ на этот вопрос мы получим, решив ещё одну задачу.
Задача: За время своего пути мы увидим 3 планеты. Две планеты мы уже видели. Сколько осталось? (1).
- А вот и планета цветов! Посмотрите, ребята, как на этой планете темно и грустно.
(На экране смена слайдов: космическое пространство, планета. На экране появляется человечек, звучит аудиозапись).
- Я житель планеты Цветов. На нашу планету напали космические пираты. Они украли краски и спрятали музыку. Нам очень грустно. Может быть, вы сможете нам помочь?
- Конечно, поможем.
7. Д /упр “Найди колокольчик”
- Ребята, по схемам “маленьких слов” мы можем найти краски. По карточке-схеме выберете себе колокольчик (см. приложение 4). (Показать жестом).
- Какие у нас колокольчики? (Разноцветные).
- Яркие краски мы вернули жителям планеты цветов, а чтобы вернулась музыка, надо сыграть весёлую мелодию “Два весёлых гуся”. А поможет нам Настя, она сегодня будет дирижером.
(На экране появляется весёлый человечек, который машет рукой, звучит аудиозапись орфовской мелодии на космическую тему).
- Спасибо вам, прилетайте ещё.
III Заключение.
- Нам пора возвращаться домой. (На экране мелькают планеты, звучит аудиозапись орфовской мелодии на космическую тему).
- Вот мы и дома. Вам понравилось путешествие? Что вам понравилось больше всего?