Создание коллажа с помощью Adobe Photoshop. 10-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 10


Тип урока: урок формирования новых умений, закрепления и актуализации приобретенных знаний (комбинированный) – 45 мин.

Цели урока.

Образовательная: закрепление практических навыков работы с инструментами выделения в Adobe Photoshop и копирования фрагментов изображения на новый лист; продолжить формирование навыков работы с инструментами графического редактора Adobe Photoshop, научить учащихся создавать и редактировать сложные изображения.

Воспитательная: продолжить формирование таких личностных качеств как аккуратность, ответственность, трудолюбие, целеустремлённость, творческое отношение к труду; воспитание терпения и усидчивости.

Развивающая: развить навыки использования персонального компьютера и программного обеспечения в области графики; научить создать работу по теме (видеть расположение объектов в пространстве, аккумулировать задачу и искать пути решения), развитие художественного вкуса; развитие памяти, внимания, самостоятельности при работе с программным продуктом.

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие коллаж, раскрыть особенности его создания; сформировать умения по использованию основных инструментов графического редактора, используемых для создания коллажа; сформировать представление о последовательности выполнения действий по созданию коллажа.

Знания, умения, навыки и качества, которыми должны обладать учащиеся: работа со слоями, трансформирование, перемещение, копирование; работа с инструментами выделения (лассо, магнитное лассо, волшебная палочка): перемещать, дублировать, вращать выделенные области; цветокоррекция.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока: понятие о наложении слоев; использование наложения слоев в работе над коллажем; создавать сложные изображения с использованием методов упорядочивания и объединения объектов.

Необходимое оборудование и материалы: компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация “Создание коллажа с помощью Adobe Photoshop” (Приложение 1), технологическая карта создания коллажа (документ Word, Приложение 2), исходные изображения в формате JPEG.

Ход и содержание урока

Организационная часть. Учитель входит в класс, приветствует учащихся, проверяет присутствующих, отсутствующих отмечает в журнале.

Актуализация знаний. Повторение пройденного материала методом фронтального опроса (Приложение 1, слайд 2):

1 Назовите основные инструменты, которые используют для выделения изображений Прямоугольное выделение, выделение овалом, лассо, многоугольное лассо, волшебная палочка.
2 Какой инструмент необходимо применить для перемещения фрагмента изображения? Инструмент "Перемещение" (стрелочка), только для этого данный фрагмент должен быть выделен.
3 Что такое фон изображения? Что такое слой? Их отличия? Фон – исходное изображение. Этот слой всегда самый нижний в палитре слоев. Слой – добавляемое изображение на фон.
4 Можно ли, разместив слои на фоне, редактировать их изображения; как "оставить" на экране только редактируемый слой? Можно. Для этого существует инструмент "глазок" в списке слоев. Оставив его только у того слоя, которым мы занимаемся в данный момент и, выделив сам слой, мы можем редактировать именно его. В понятие редактирования входит и "стирание", и "рисование".
5 Поясните назначение инструмента "размытие". Для того, чтобы края слоев были не резкими, их, при помощи данного инструмента можно "размыть".

Ученики отвечают на вопросы учителя. В случае, если ученики не могут ответить на какой–либо вопрос, учитель дает им подсказку или правильный ответ.

Изложение нового материала. Мотивация учащихся.

Учитель объявляет тему занятия (Приложение 1, слайд 1) и предлагает учащемуся, который готовил сообщение, рассказать о коллаже и его особенностях.

Сообщение учащегося: “Коллаж впервые был создан в Древнем Китае. Когда в картине совмещали происходившие одновременно действия и персонажи размещались дальше, выше, ниже другого объекта. Коллаж в переводе с французского – наклеивание, приём изобразительного искусства, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. Это может быть аппликация, вышивка, лоскутное шитье, а в компьютерной графике это фотомонтаж. Коллаж может быть конкретным и абстрактным. Абстрактному коллажу больше всего соответствует стиль сюрреализма (иногда не понятно, но смотрится красиво и эффектно). Конкретный коллаж – это когда есть тема и желание представить своё видение этой темы с помощью конкретных изображений. Слепить просто несколько объектов вместе иногда бывает недостаточным. При составлении коллажа, приходится задумываться о композиции т. е. о расположение, составлении и объединении отдельных элементов в единое целое. Композиция — это расположение на листе персонажей и предметов в соответствии с сюжетом, задачей, работа над художественным образом и ассоциациями. Помимо самих элементов, в композицию входит и их ракурс, освещение, тональность, контраст, тени. Средствами композиции являются симметрия, равновесие формы, пропорциональность, масштабность, контраст. Все это играет важную роль в составлении коллажа”.

Во время сообщения учащегося на экране демонстрируется терминологический словарь, поясняющий значение новых понятий (Приложение 1, слайд 3):

Объяснение учителя: “Техника исполнения коллажа, как и сам коллаж, может быть разной. Мы сегодня будем рассматривать коллаж как изображение, построенное из кусочков других изображений. Минимум – это 2 изображения. Максимум – ограничения устанавливает только мощность и скорость вашего компьютера и вы сами.

Photoshop может многое, и фотомонтаж — одна из главных сфер применения этой программы. Практически любой пользователь программы Photoshop хотя бы раз в жизни сталкивался с этим — брал несколько фотографий и объединял их в нечто невообразимое. Начинающие обычно ограничивается приклеиванием лица приятеля к чужому телу, профессионалы собираю из множества разрозненных элементов новые изображения, используя для этого множество инструментов и десятки слоев Photoshop. Техника фотомонтажа позволяет изобразить любой сюжет, придав ему любое настроение, – простор для творчества безграничен. Можно собрать из нескольких фотографий фантастический объект или вымышленное существо, можно привнести в работу элемент загадочности или романтики, наконец, при помощи коллажа можно просто оформить любой снимок. Но при создании коллажей есть и свои сложности, главная из которых заключается в том, что эта техника не прощает ошибок. Если цвета хотя бы немного не совпадают или масштаб и перспектива склеенных объектов не подходят друг к другу, ощущение цельности фотомонтажа теряется. То, что недавно казалось совершенно несущественным, тут же приобретает огромную значимость: освещение, тени, недостаточная размытость по краям. Именно поэтому в Photoshop заложено огромное количество инструментов, покрывающих самые разнообразные задачи при создании коллажей. Успех работы зависит от точности трех основных операций: выделение исходного элемента, выравнивание цветов и наложение слоев. Количество технических тонкостей безгранично, ибо нет предела совершенству, и поэтому, какой бы версией Photoshop вы ни пользовались и каким бы уровнем мастерства ни обладали, вы всегда найдете в работе что-то новое для себя. Прежде чем начинать, следует немного подготовиться: определиться с такими вещами, как размер конечного изображения, тема и стиль. Композицию и сюжет прикиньте заранее, можно нарисовать набросок на бумаге, а затем действуйте, поглядывая в эту шпаргалку”.

Теперь перейдем к практической работе. Рассмотрим создание коллажа очень простым способом. Учитель демонстрирует исходные изображения и разбирает технологию создания коллажа (Приложение 1, слайды 4-8). Учащиеся самостоятельно выполняют работу на компьютере, используя технологическую карту создания коллажа (Приложение 2).

А теперь Вам нужно будет создать по аналогии свой коллаж. Учитель демонстрирует различные коллажи, мотивируя учащихся для создания собственного проекта в понравившемся им стиле и технике исполнения (Приложение 1, слайды 9-17). Исходные, заранее подготовленные, изображения предлагается выбрать в папке Учебная. Работа предстоит творческая, вы создадите свой мини проект, предлагаю разбиться на небольшие коллективы из 3-х человек каждый, и выполнить совместную работу. Один из членов вашего коллектива в конце урока представит ваш проект, а члены экспертной комиссии оценят результаты вашей деятельности. В экспертную комиссию войдут по одному представителю от каждой группы и я. Представленный проект будет оцениваться по следующим критериям:

  • правильный выбор инструментов редактора;
  • композиция;
  • цветовое решение;
  • выбор шрифта;
  • стилевое единство коллажа;
  • аккуратность;
  • творческий замысел.

(Приложение 1, слайд 18).

Выполняется практическая групповая работа. По её завершении представители творческих коллективов демонстрируют и “защищают” свои проекты, учитель и экспертная комиссия проверяют работы, анализируют и оценивают.

Рефлексия. Обсуждение работ, анализ характерных ошибок и их причин.

Если возникают дополнительные вопросы, учитель отвечает на них.

Учащиеся слушаю учителя, обсуждают работы, задают вопросы, приводят рабочие места в порядок.

Домашнее задание: создать коллаж. Темы работ: 1) Воронеж начала ХХ века; 2) Воронеж послевоенный; 3) Воронеж литературный; 4) храмы Воронежа: 5) 425 лет Воронежу (Приложение 1, слайд 19).

Проверка и оценивание

Оцениваются:

  1. Ответы учащихся на уроке.
  2. Индивидуальная самостоятельная работа.
  3. Практическая групповая работа по критериям, перечисленным ранее.

Методы проведения занятия: рассказ, объяснение, демонстрация.

Формы организации учащихся: индивидуальная самостоятельная работа, групповая практическая работа учащихся.