Цель: знакомство с историческими песнями башкирского и русского народов в национально-историческом контексте.
Задачи:
- Знакомством обучающихся с историческими песнями башкирского и русского народов. Закрепление понятий: опера, увертюра, баит, мунажат;
- Развитие эмоционального восприятия музыки, активизация развития музыкальных способностей, способствование развитию хорового пения под движение;
- Формирование уважения к музыке своего народа, а так же к музыкальному наследию других народов.
Оборудование: фортепиано, CD-проигрыватель, видеомагнитофон, телевизор; аудиозаписи – б.н.п. «Любезники-Любизар», р.н.п. на сл. М.Лермонтова «Бородино»; видеоматериал – б.н.п. «Кахым туря»; репродукции - литографии «Башкирские всадники», иллюстрация из книги «Башкирские сказки и легенды»; таблицы; портрет З.Исмагилова.
Ход урока
«Тот батыр, кто на врага без страха
На горячем скакуне летит.
От его воинственного клича
В ужасе солдат-француз дрожит.
Меч булатный в воздухе сверкает,
А в колчане стрелы шелестят.
Коль батыр навстречу битве скачет,
Все французы в ужасе дрожат».
Вход – башкирская народная песня “Любезники-Любизар” /слайд № 1/.
Исполнение музыкального приветствия /слайд № 2/.
Ребята, вам понравилась песня, прозвучавшая при входе? /Да./
Какие качества музыки вы услышали в музыке? /В этой песне есть качества песенность и танцевальность./
Как вы думаете, о ком эта песня? /Эта песня посвящена мужественным людям. В ней поется о солдатах./
Вы правы. Действительно, эта песня посвящена воинам /слайд № 3/.
Ребята, внимательно посмотрите на эту картину. Кто изображен на ней? / Всадник на коне./
Во что он одет? /Он одет в меховую шапку, длинный кафтан/.
Чем он вооружен? /У него есть лук, колчан со стрелами. В правой руке всадник держит саблю/.
Как вы думаете, к какому народу он принадлежит? /Нам кажется, что это башкирский всадник/.
Ребята, как вы думаете, этот всадник готовится защищать или нападать? /Скорее, всего, он защитник. Он призывает своих товарищей на битву./
Когда воины защищают свою Родину? /Когда на Родину нападают враги/ /слайд № 4/.
Да, ребята, на этой иллюстрации изображен башкирский воин. Так одевались и вооружались башкирские воины двести лет тому назад. Такими их увидели во многих странах Европы. В далеком 1812 г. на Россию напала Франция во главе с Наполеоном, и началась Отечественная война 1812 года. Вся страна встала на защиту Родины /слайд №5/. С самых первых дней войны башкиры собрали двадцать восемь полков, которые храбро сражались в боях против наполеоновской армии. Очень многие воины сложили свои головы в этих сражениях. Но двенадцать полков башкирских всадников дошли до ворот Парижа, показав всему миру свое мужество и смелость. Европейцы были удивлены мужественным видом башкирских воинов и назвали их «Северными амурами».
Песня, которую вы услышали в начале урока, имеет очень интересную историю создания /слайд № 6/. Великий русский полководец М.И.Кутузов высоко оценил подвиги башкирских воинов. М.И.Кутузов вызвал к себе с докладом одного башкирского командира. Выслушав его, Кутузов сказал: «Любезные вы мои башкиры, хорошо деретесь, молодцы!» Командир рассказал своим воинам, что Кутузов похвалил их и повторил слова Кутузова: «Любезные вы мои башкиры, молодцы, молодцы!» Эти слова запали в душу башкирских воинов, что они почти сразу же сочинили песню со словами М.И.Кутузова, только башкиры пропели русские слова с акцентом:
Любезники, любизар,
Молодец, молодец!
А сейчас мы еще раз прослушаем эту песню, и вы ответите на мой вопрос: «Какой характер у этой песни?»
Слушание башкирской народной песни «Любезники-любизар» /слайд № 7/.
Ребята, какой характер у этой песни? /Характер этой песни радостный, веселый, задорный./
Почему вы так думаете? /В этой песне Кутузов похвалил башкир за смелость, мужество, отвагу, которую они проявили в боях с наполеоновской армией; за то, что они помогли русской армии победить Наполеон/ /слайд №8/.
Как вы думаете, в этой песне рассказывается о настоящих исторических событиях или это просто легенда? /О настоящем событии/.
Ребята, как можно назвать одним словом песни которые, посвящены героям? /Такие песни можно назвать героическими, мужественными, историческими/.
Да, вы правы. Песни, которые рассказывают о подвигах героев, об исторических событиях называются историческими. В таких песнях описываются конкретные герои, события. Исторические песни слагались по горячим следам реальных событий, которые взволновали людей.
Мы с вами прослушали эту песни в исполнении фольклорно-эстрадной группы «Караван-сарай»/слайд № 9/ . Музыканты изменили темп песни и добавили современные инструменты. Назовите инструменты, которые вы узнали по тембру. /Курай, барабаны, флейты, синтезаторы, гитары /.
Ребята, как вы думаете, что делали женщины, оставшиеся дома? /Они пасли скот, воспитывали детей, ждали своих сынов и мужей с войны./
Правильно, а что они делали вечером? /Ткали, вязали, кушать готовили./
Конечно. Но еще они пели песни, ведь музыка помогает и в радости и в горе /слайд № 10/. Давайте и мы вспомним башкирскую народную песню «Киндер тукмау», а точнее танцевальные движения, которые мы исполняли под эту музыку. Запись башкирской народной песни «Киндер тукмау».
Молодцы! Все движения вы исполнили легко и красиво.
А мы продолжаем наш урок. Сейчас мы послушаем еще одну песню, посвященную народному герою Отечественной войны 1812г. Касиму Мурзашеву /слайд № 11/.
В народе его имя сохранилось как Кахым туря. Послушайте стихи, которые звучат в этой песне:
«Он был уральским беркутом рожден:
Как беркут был он смел, горяч, как пламя.
Когда он в бой летел на скакуне,
Из-под копыт летели в небо камни…
Когда Кахым туря давал приказ,
Все верили приказу без оглядки".
Вы внимательно прослушайте башкирскую народную песню «Кахым туря», по окончании которой вы должны будете ответить на мой вопрос: «Это песня историческая?»
Слушание башкирской народной песни «Кахым туря» .
Эта песня историческая? /Да, эта песня историческая./
Почему вы так думаете? /Потому, что в этой песне поется о герое, который жил на самом деле./
Какие чувства возникли у вас? /Грусть, печаль, сразу понятно, что случилось горе. Герой умер, а его друзья плачут над могилой./
В основу песни о Кахым туря положены события, связанные с его гибелью. Кахым туря родился в богатой семье, которая проживала в селе Аюсы (современный Стерлитамакский район). Родители постарались дать ему блестящее образование. Кахым туря владел несколькими языками, прошел воинскую подготовку. С начала Отечественной войны 1812 года он встал во главе одного из башкирских полков и вместе со всеми всадниками прошел с боями практически всю Европу, побывал в Париже. В народной песне ведется рассказ о его подвигах, о его смелых и мудрых приказах, о его ненависти к врагу во время войны. Но у Кахыма туря были завистники, которым не давала покоя мысль о том, что Кахым туря очень удачливый полководец, что он имеет большое влияние на башкир, они боялись, что он станет большим начальником на родной земле. Поэтому завистники отравили напиток, который был приготовлен для Кахыма туря. Герой умер на Владимирской земле, по пути домой. Потрясенные этой смертью, «пятьсот человек стояли безмолвно, от скорби не в силах рыть могилу» /слайд № 12/.
Великим человеком был Кахым туря. История его жизни не оставила равнодушной еще одного великого сына башкирского народа композитора Загира Исмагилова.
Портрет З.Исмагилова /слайд № 13/.
Больше десяти лет З.Исмагилов писал большое произведение, посвященное Кахым туря. Это произведение - опера с одноименным названием «Кахым туря».
Ребята, что такое опера? /Опера – это музыкальный спектакль, в котором выступают артисты хора и солист/ /слайд № 14/.
С чего начинается опера? /Опера начинается с увертюры/.
Что такое увертюра? /Увертюра – это оркестровое вступление/.
Ребята, я хочу вам сказать, что опера З.Исмагилова имеет несколько особенностей. Во-первых, у этой оперы нет классической увертюры, во-вторых, вместо оркестрового вступления звучит народная песня «Кахым туря» а капелла в исполнении солиста оперы. Послушайте отрывок из оперы З.Исмагилова «Кахым туря», и ответьте, что такое а капелла.
Что такое а капелла? /А капелла – это пение без музыкального сопровождения/.
Какие вы знаете башкирские народные жанры, которые исполняются а капелла? /Мунажаты, баиты/.
Молодцы! /слайд № 15/ . Хочу вам сказать, что опера «Кахым туря» была последним крупным произведением З.Исмагилова. В 2002 г. состоялась премьера в концертном исполнении. В октябре 2003 г. успешно прошло выступление артистов башкирского театра оперы и балета в Москве. В апреле 2004 г. опера «Кахым туря» завоевала «Золотую маску» в самом престижном театральном конкурсе России / слайд №16/.
Народы Башкортостана и России на протяжении более чем четырех сотен лет плечом к плечу защищали свою Родину. Песни, которые слагаются в честь героев, и у русского и у башкирского народа называются историческими. Мы с вами познакомились только с двумя башкирскими историческими песнями, но их гораздо больше. Русский народ так же слагал исторические песни о своих героях /слайд № 17/.
Сейчас мы послушаем еще одну песню. И вы ответите на мой вопрос: «О воинах, какого народа поется в этой песне?» Слушание песни «Бородино» (музыка народная, слова М.Лермонтова).
О воинах, какого народа эта песня? /В этой песне поется о русских воинах/ /слайд № 18/.
Какое настроение у вас возникло после прослушивания? /Задумчивое, серьезное и т.д./
Какие чувства вызывает эта песня? /Эта песня о смелых людях, не пожалевших свою жизнь в борьбе с захватчиками/.
Как вы считаете, эту песню можно петь маршируя? /Да/.
Почему? /Потому что в этой песне четкий ритм/.
Какими музыкальными качествами обладает это произведение? /Песенность и маршевость/.
Слова сочинил русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. А музыку сочинил русский народ. Песня посвящена самому кровопролитному сражению под Бородино, в котором решалась судьба России /слайд № 19/.
Разучивание песни «Бородино». /слайды № 20, 21, 22/. Исполнение песни с музыкально-ритмическими движениями.
Ребята, вы знаете, что в этом году будет отмечаться 200-летие победы над французскими войсками /слайд № 23/?
Молодцы! Ребята, с какими песнями мы с вами познакомились сегодня? /Мы познакомились с историческими песнями/.
Скажите, чем отличаются исторические песни от других видов песен? /Эти песни об истории народа. Исторические песни сочиняются о тех событиях, которые взволновали людей./
Как называются песни, которые вы сегодня послушали? / «Любезники-любизар», «Кахым туря», «Бородино»/ /слайд № 24, 25, 26/.
Кто сегодня молодец, кто работал хорошо и старался ответить на все вопросы учителя? /Дети сами решают/.
Ваше домашнее задание /слайд № 27/:
- Рассказать дома о песнях, которые вы сегодня послушали на уроке;
- Повторить слова новой песни;
- Найти другие исторические песни башкирского и русского народов.
/слайд № 28/