Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми – переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для организации борьбы с ними, познакомить с мерами борьбы с ними.
Оборудование: коллекции мух, микропрепарат “Ротовой аппарат комара”, микроскопы, презентация на данную тему со слайдами, проектор, экран, компьютер.
Ход урока
Проверочная работа по отрядам насекомых:
1 вариант | 2 вариант |
1. Траурница | 1.Саранча |
2. Навозник | 2. Крапивница |
3. Медведка | 3. Клоп-водомерка |
4. Бронзовка | 4. Долгоносик |
5. Лесной клоп | 5. Рыжий муравей |
6. Медяница | 6. Бычий слепень |
7. Кузнечик | 7. Тля |
8. Медоносная пчела | 8.Жук-олень |
9. Непарный шелкопряд | 9. Комнатная муха |
10. Комар-пискун | 10. Оса |
“Любил бы лето я, когда б… не комары да мухи…” А.С.Пушкин
Выступления учащихся с заранее подготовленными сообщениями.
Насекомые – переносчики возбудителей заболеваний человека.
Комнатная муха. Комнатная муха относится к отряду двукрылых. Взрослая муха питается той же пищей, что и человек. Каждые 2-4 дня самка комнатной мухи откладывает 150 яиц. Через 13 дней из яйца вылупляется личинка. Личинки мух развиваются в разного рода гниющих отбросах. Личинки мух белые безголовые и безногие. Через 10 дней личинка превращается в куколку. Через 3 дня из куколки выходит взрослая муха. На себе и в себе (в кишечнике) муха носит до 30 миллионов бактерий, в том числе возбудителей дизентерии, брюшного тифа.
Демонстрирует коллекции “Отряд двукрылые. Мухи”
Медицинский работник: Брюшной тиф – инфекционное заболевание, вызываемое брюшнотифозной палочкой.
Симптомы: повышение температуры тела, слабость, недомогание, головная боль, увеличение печени и селезенки, иногда наблюдается заторможенность, галлюцинации, бред, потеря сознания. Могут быть осложнения -кишечные кровотечения, перфорация кишечника. Для того, чтобы не заразиться этой болезнью необходимо бороться с мухами: применять сетки на окна и форточки, уничтожать мух , применять реппеленты. Реппеленты – это средства, отпугивающие насекомых.
Малярийный комар. Комары из рода Anopheles переносят возбудителя тяжелой болезни – малярии. Малярийный комар, как и все комары, имеет развитие с полным превращением. Личинки комара развиваются в воде. Если малярийный комар укусит человека, больного малярией, то комар становится переносчиком заболевания. Возбудитель малярии имеет сложный цикл развития: первый (половой) происходит в организме комара, второй (бесполый) в организме человека, там они паразитируют в клетках крови человека. Малярия распространена в странах с жарким и влажным климатом.
Предложить учащимся рассмотреть микропрепарат “Ротовой аппарат комара”. Вопросы классу после изучения строения хоботка под микроскопом: “Что вам напоминает хоботок комара? Почему этот орган называют колюще-сосущим?”. Пояснить, что хоботок комара – это приспособление к кровососанию.
Вши. Вши – паразиты высших млекопитающих: коров, слонов, свиней, обезьян и человека. Вши – это бескрылые и безглазые насекомые. У них колюще-сосущий ротовой аппарат и желудок, действующий как насос, когда вши сосут кровь. Эти признаки свидетельствуют о приспособлении вшей к паразитическому образу жизни. На человеке паразитируют лобковая и головная вши. Лобковая вошь поселяется на волосах генитальной области, в подмышках, на бороде, никогда на волосах на голове. Головная вошь может быть переносчиком возбудителей сыпного и возвратного тифов.
Медицинский работник: Сыпной тиф – это острое инфекционное заболевание. Возбудителем заболевания являются бактерии, которые поражают стенки кровеносных сосудов. Симптомы: повышение температуры тела, ломота в теле, сильная головная боль, бессонница, сыпь на теле. Вспышки сыпного тифа возникают во время войн, голода, стихийных бедствий из-за ухудшения санитарно-гигиенических условий. Паразитирование на человеке головной вши называется педикулезом. Борьба с педикулезом – соблюдение правил личной гигиены, при заражении – применение мазей и шампуней с инсектицидами. Инсектициды – средства, убивающие насекомых.
Насекомые – паразиты сельскохозяйственных животных.
Слепни. Слепни – представители отряда двукрылых. Длина тела – 2 см. У слепней ярко-зеленые глаза. Самки слепней больно кусают теплокровных животных: коров, лошадей, лосей, оленей, птиц, человека. Самцы питаются нектаром цветов. Самкам кровь необходима для развития яиц. Укусы слепней докучают сельскохозяйственным насекомым, из-за их укусов могут снизиться удои молока у коров.
Оводы (рассказ учителя): Оводы – опасные паразиты. Взрослые оводы не питаются, у них недоразвиты ротовые органы. Личинки оводов развиваются внутри организма теплокровных животных: в желудке, в кишечнике и даже в полостях головы. Хозяевами личинок оводов могут стать коровы, лошади, свиньи, овцы, ослы. Самка желудочного овода откладывает яйца на кожу животного. При чесании кожи животным яйца попадают в желудок, где развиваются. Готовые к окукливанию, они выходят наружу вместе с пометом и на земле превращаются в куколок. Носоглоточные оводы – живородящие насекомые. Их самки вбрызгивают личинок в ноздри животным. Из ноздрей личинки переползают в рот или другие полости головы. У овец они проникают в лобные пазухи. Овца заболевает “ложной вертячкой”, кружится, кружится и вскоре погибает.
Закрепление знаний.
1. Найти соответствие:
1 Комнатная муха | А Брюшной тиф |
2 Головная вошь | Б Малярия |
3 Малярийный комар | В Сыпной тиф |
Г Дизентерия | |
Д Возвратный тиф |
2. Найти соответствие:
1. Развитие с полным превращением | А. Комнатная муха |
2. Развитие с неполным превращением | Б. Малярийный комар |
В. Головная вошь | |
Г. Бычий цепень | |
Д. Желудочный овод | |
Г. Лобковая вошь |
3. Найти соответствие:
1. Комнатная муха | А. колюще-сосущий ротовой аппарат |
2. Малярийный комар | Б. лижущий ротовой аппарат |
3. Головная вошь | В. грызущий ротовой аппарат |
4. Олений слепень | Г. сосущий ротовой аппарат |
5. Взрослый желудочный овод | Д. ротовой аппарат недоразвит |