Цели мероприятия:
- способствовать повышению эффективности обучения в образовательном процессе по изучению народных промыслов России при изготовлении ажурных изделий на «вилке».
- обобщить знания о технологии изготовления изделий;
- углубить знания в технике вязания на «вилке»;
- ознакомить с изготовлением ажурных изделий;
- развивать понимание того, что знания, получаемые на уроках технологии, способствует приобретению важных жизненных умений и навыков;
- ознакомить учащихся с теоретическим материалом с помощью ИКТ.
Техническое обеспечение: мультимедийная установка в технологии.
Материальное обеспечение:
- презентация;
- инструменты и материалы для практической работы.
Программное обеспечение:
- Microsoft Power Point,
- Microsoft Word.
Ход занятия
Когда переплетения и узоры
Ласкают и пленяют наши взоры,
Когда в плену у тусклой суеты
Так не хватает яркой красоты,
Так представляешь,
Как прекрасны руки,
Которые всегда не знают скуки,
Вяжут произведение свое.
Нам этим украшая бытие.
Декоративно-прикладное искусство – создание художественных изделий имеющих практическое назначение во всех сферах жизнедеятельности человека. Прикладное искусство – изготовления руками предметов применяемых в быту.
В последние годы уделяется большое внимание изучению и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства. Вязание является одним из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, он существует более трех тысяч лет. Сегодня возрождается большой интерес к вязанию: издаётся множество соответствующей литературы, журналов. В XXI веке этот вид рукоделия переживает настоящий пик популярности: в моде вязаные вещи. Существует множество способов техники вязания.
Секрет популярности данной техники (слайд №2):
- во-первых, научиться вязать на вилке очень просто, особенно если уже знаком с техникой вязания крючком;
- во-вторых, сейчас торговые предприятия предлагают очень большой выбор ниток - любой цены и просто огромной цветовой гаммы;
- в-третьих, очень экономное расходование материалов.
- в-четвертых, нет проблем и с крючками - в каждой семье найдётся старенький бабушкин крючок с пластмассовой ручкой, а если возникнет необходимость, то и крючок любого размера несложно купить, а вилку можно купить или изготовить самостоятельно из электрода № 3-4 для сварки, эта толщина металла больше всего подходит к образцу стандартной «вилки».
Знакомство с данной техникой начинали уже в 7 классе, и выполняли не сложные изделия – шарфы и закрепляли практические навыки в разделе «Вязание крючком». С большим желанием вы выполняли подарки своим родственникам.
Сегодня мы познакомимся с более сложными изделиями – ажурными шалями в этой технике. Чтоб перейти к теме, мы должны вспомнить данную технику и используя эти знания научиться выполнять ажурные шали.
Этот вид рукоделия по используемому инструменту «вилка», который применяется вместе с крючком. Вилка представляет собой изогнутый металлический стержень, по форме напоминающей обычную шпильку для волос. Кстати, сама шпилька тоже может использоваться для вязания тонких кружевных полос, т. к. эта техника ранее использовалась для этого назначения. Эти полосы соединяются между собой при выполнении шарфов, шалей, палантинов, воротников, салфеток и других изделий.
Применяемые инструменты и материалы.
Необходимые инструменты: крючок и «вилка» (сайд №3). Для выполнения различных изделий используют «вилки» от 1,5 до 8-10 см. Размер «вилки» определяется между ее концами, расстояние 5 см., то №5. «Вилку» и крючок подбирают соответственно толщине пряжи. Пряжу можно использовать любую. Единственное требование к пряже – она должна быть хорошего качества и новой. Бывшая в употреблении, к сожалению, дает плохой результат (слайд №4)
Технология выполнения ажурных полос.
I. Начало работы.
Для начала работы конец нитки завяжем узлом так, чтобы образовалась петля, равная половине расстояния между концами «вилки». «Вилку» держим левой рукой концами вверх. Петлю надеваем на ее левый конец и рабочую нитку завяжем за правый конец спереди назад (слайд №5 , рис 1). Правой рукой введем в петлю крючок, подхватим рабочую нитку, лежащую на указательном пальце левой руки, и протягиваем ее через петлю к себе (слайд № 5, рис 2). Затем снова накинем рабочую нитку на крючок и протянем образовавшуюся петлю. Таким образом, получится столбик без накида (слайд №5 , рис 3).
Не вынимая крючок из петли, поверните его вертикально бороздкой вниз и заведите за правый конец «вилки», поворачивая при этом «вилку», справа налево. В результате рабочая нитка окажется на указательном пальце левой руки за «вилкой», крючок в рабочем положении перед ней, а правый конец «вилки» обвит ниткой (слайд №5, рис 4). Снова вводим крючок в петлю на левый конец «вилки», подводя его под переднюю, часть петли, захватывая нитку и вытягивая петельку. Накидываем нитку на крючок и провязываем две петли на крючке (слайд №5, рис 5).
Так поворачивая «вилку», вяжем полосу из длинных полос, сдвигая петли вниз на «вилке». Для удобства счета каждую сотню или полусотню длинных петель отмечаем вспомогательной ниткой. Если связанные петли уже заполнили «вилку», а вязание полосы требуется продолжить, петли аккуратно снимаются, чтобы не перекрутить середину полосы, нужно свернуть и сколоть булавкой. Последние 3-4 петли вновь надевают на конец «вилки» и продолжают работу.
Можно выполнить полосу с петлями разной длины (по одну сторону от плотной части – длиннее, по другую короче). Для этого первоначальную петлю нужно сделать меньше половины расстояния между концами «вилки», и все закрепительные столбики будут в процессе вязания располагаться ближе к одному концу «вилки», чем к другому».
II. Способы выполнения ажурных полос.
Соединение длинных петель в полосу можно выполнить несколькими способами, получая при этом различное строение плотной части полосы (слайд № 6).
Первый способ: (самый распространенный) под переднюю нить провязываем столбик без накида (рис. №1).
Второй способ: под переднюю нить, левой петли связать 1 столбик без накида, 1 столбик с накидом, 1 столбик без накида (рис. №2).
Третий способ: под переднюю нить, левой петли связать 2 столбика без накида (рис. №3)
Четвертый способ: под переднюю нить, левой петли длинной петли связать 1 столбик без накида, 3 воздушные петли, 1 столбик без накида (рис. №4).
Пятый способ: под переднюю нить, левой петли длинной петли связать 1 столбик без накида, 2 незаконченных столбика с накидом (рис. №5).
Шестой способ: под переднюю нить, левой петли длинной петли связать 1 столбик без накида, и под 2 нити левой длинной петли 2 незаконченных столбика с накидом (рис. №6).
Седьмой способ: под 2 нити левой длинной петли связать 1 столбик без накида (рис. №7).
Я познакомила с основными разработанными способами выполнения полос, но можно выполнить и свои варианты. Творчеству нет границ!
III. Способы соединения ажурных полос.
Следующий этап - это соединение полос между собой, по форме изделия, которое выполняется.
Выполненные ажурные полосы соединяют между собой или сначала обвязывают, затем соединяют разными способами с помощью крючка.
При соединении или обвязывании полос крючок вводят в прямую (открытую) или перекрученную длинную петлю. Для того, чтобы петля перекрутилась, крючок вводят с изнанки к себе. Иногда крючок вводят сразу в несколько петель. Петли при этом должны быть все прямые или все перекрученные. Соединение полос, выполненное на «вилке» может быть плотным и ажурным.
Варианты ажурного соединения полос (слайд № 7).
Первый способ: подхватываем 3 петли нижней тесьмы так, чтобы петли были перекручены, 1 столбик без накида, 2 воздушные петли, подхватываем три петли верхней тесьмы, 1 столбик без накида, 2 воздушные петли (рис. №1).
Второй способ: подхватываем 3 петли нижней тесьмы, 3 столбика без накида, 1 воздушную петлю, подхватываем 3 петли верхней тесьмы, 3 столбика без накида, 1 воздушная петля (рис. №2).
Варианты плотного соединения полос (слайд № 7).
Первый способ: соединение с протягиванием длинных петель друг в друга поочередно от двух соседних петель. Для этого крючок вводят в середину одной петли левой полосы, а затем в середину одной петли правой полосы и протягивают через петлю левой полосы. Далее вводится крючок в середину следующей петли левой полосы и протягивается через петлю на крючке. Так соединяют полосы по всей длине. Можно для соединения полос подхватывать крючком группы из 2-х, 3-х и более петель из каждой полосы (рис. №3).
Второй способ: соединение «петля в петлю» выполняется обычным крючком и рабочей ниткой (или отделочной ниткой). Две полосы положить рядом, ввести крючок одновременно в одну петлю 1- й полосы и в одну петлю 2-полосы, подхватываем рабочую нить, идущую от клубка и провязываем соединительный столбик (рис. №4).
Варианты соединения могут быть и другие. Для обвязки полос и соединения можно использовать различные схемы. В этой технике можно получить и другие формы мотивов: круглый, квадратный, полукруглый «Ракушка» (слайд №8).
Круглый мотив.
Для круглова мотива связать полоску по 40 петель с каждой стороны. Далее вяжем аналогично квадрату, только не делаем 5-ти в.п. для углов, а после каждой петли выполняем 2 в. п.
Квадратный мотив.
Вяжем полосу по 32 п. с каждой стороны (число п. полосы должно делиться на 4). Вытягиваем последнюю петлю на крючке на половину ширины вилки. Все петли одной стороны связанной полоски надеваем на крючок, стягиваем вместе и провязываем 1 в.п. Вытягивая петлю на крючке, поднимаемся до средней линии полосы и соединительным ст. соединяем начало и конец полосы. Опять вытягиваем длинную п. и поднимаемся до верха открытых петель и начинаем обвязывать внешний край полосы, вводя крючок в перекрученные петли и выполняя на петлях 1 ст. б/н. Между петлями вяжем 2 в.п., на углах квадрата (после каждой 8-й п.) вяжем 5 в. п.
Мотив «Ракушка».
Свяжем полоску по 14 -28 п. с каждой стороны. Вяжем ст. б/н в середине полосы, 10 в. п., стянем все петли с одной стороны полоски одним ст. б/н, 10 в.п., 1 ст. б/н в середину полоски, 8 в.п., ввести крючок в 2 перекрученные петли, 1 ст. б/н, 2 в.п., повторять до конца полосы. В конце вяжем 8 в.п. и прикрепимся к середине полосы соединительным столбиком. При вязании 2-й «ракушки» присоединяем ее к первой. Из таких мотивов можно связать шаль.
Мотив «Волны».
Свяжем полосы нужной длины. Подхватываем 1 петлю нижней тесьмы так, чтобы петля была перекручена, 2 воздушные петли, подхватываем 10 петель в пучок и провязываем, выполняя простой столбик, 2 воздушные петли и. т. д. Другую сторону выполняем так: там , где был пучок, то вяжем 10 петель по одной, а над 10 петлями выполняем пучок из 10 петель.
Этот вид рукоделия не имеет границ в творчестве, создании своих идей и изделий. Часто в Интернет-сайтах можно увидеть работы в данной технике. Мои учащиеся знакомятся с данными сайтами и дополняют свои идеи. Изделия, выполненные учащимися очень разносторонние, но больше всего учащиеся любят выполнять шарфы, шали и палантины в данной технике. Поэтому в данном мастер-классе я использую проектные изделия моих учащихся.
Предлагаю для знакомства технологию изготовления палантина «Цветочный мотив» (слайд 9,10) и шали «Ракушка» (слайд 11-12).
Практическая работа.
Выполнить образец по инструкционной карте, согласно схеме. Познакомившись с новыми возможностями в технике вязания на «вилке», умение работать со схемами, не должно вызвать затруднения. Успехов в работе!
Домашняя работа.
Познакомиться с информацией с Интернет-сайтов по данной теме. Разработать схему образца проектного изделия «Ажурной шали».
ИСПОЛЬЗУЕМОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- «Рукоделие» популярная энциклопедия /Москва, Издательство «Большая Россия» энциклопедия 2003.
- Шуриков Е. А. «Чудесные мгновения», вязание крючком / Москва, Издательство «Астра» 2002.
- «Волшебный клубок» энциклопедия/ Москва, Издательство ВНЕШСИГМА АСТ 2000.
- Симоненко В.Д. «Технология» 7 кл. / Москва Издательский центр «Вента- Граф»2008.
- М. Н. Байяр «Вяжем крючком»/ТД «Издательство Мир книги» 2008.
- Интернет-сайты:
- http://yandex.ru/yandsearch?text=http%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fyandsearch+%2F%D0%92%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BD%D0%B0+%C2%AB%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B5%C2%BB&lr=57 /Вязание на «вилке»;
- http://crochet.korabel.net/uzori/vilka / Вязание на «вилке»
- Фото из личного архива. Фотографии несовершеннолетних размешены с согласия родителей.
Занятие выполнено на материалах проектной деятельности учащихся.