Занятие для детей подготовительной группы по программе "Радуга" "Черное золото Татарстана"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель урока: формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Программные задачи:

Образовательные:

расширять системные знания детей о продуктах нефтепереработки, познакомить с профессией химика, продолжать знакомить детей со знаками безопасности, образцами безопасного поведения в быту.

Развивающие:

  • активизировать логическое мышление, развивать внимание, память;

  • закреплять умение устанавливать системные связи, работать по инструкции,
    развивать умение читать, в том числе символы, схемы, использовать эксперимент;

  • совершенствовать речевые навыки детей, расширять детский лексикон.

Воспитательные:

  • прививать детям потребность и желание воспринимать книгу, как источник новых знаний; устойчивый интерес к профессиям, воспитывать патриотические чувства.

Активизация словаря:

  • активный словарь: “нефть”, “нефтяник”, “насос”, “нефть – богатство земли”, “порошок”, “химик”, фотопленка, “пластмасса”, “резина”; пассивный словарь: “скважина”, “нефтепровод”, “нефтеперерабатывающий”, “цистерна”, “огнеопасно”, “газообразный”, “фабрика”.

Предварительная работа педагога:

– третий год работы по программе Т.Н.Дороновой “Радуга”;
– консультация с медработниками и учителями химии СОШ № 53;
– с детьми – решение проблемных игровых ситуаций, дидактические игры, игры ТРИЗ-РТВ в режимных моментах и на занятиях познавательного цикла, логические упражнения;
– с родителями – подготовка мини-сообщений по теме занятия.

Материалы:

дидактическая картина “Откуда нефть берется”, кубики Зайцева, слова “нефть”, “нефтяник”, “нефтеперерабатывающий”, “химик”, “огнеопасно”, схемы ММЧ, “Волшебный круг” (ТРИЗ-РТВ), рисунки знаков “Огнеопасно”, “Опасно для жизни”, два магнитных стенда, картинные изображения: “скважина”, “вышка”, “завод” маркер, карандаши и индивидуальные карточки “Поиск закономерностей”, образец “нефти”, сундук, кукла, свитер (яркий), стиральный порошок “Биолан”, CD-диск, фотопленка, упаковка от колготок, резиновый мяч, упаковка от лекарства, книга “Химия” из серии “Все обо всем”; для каждого ребенка – раствор лимонного сока или кислоты, пищевая сода, пластиковая посуда (стакан прозрачный, стакан белый, мерная ложка, тарелка).

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель и дети входят в группу.

Воспитатель: “Мы собрались здесь для того, чтобы узнать что-то новое о привычных нам вещах. Но к этому нужно подготовиться. Как мы это сделаем?”

Дети: “Мы одеваем “Умные перчатки”” (пальчиковая гимнастика).

Воспитатель: “Зачем она нам нужна?”

Дети: “Чтобы поумнеть..., чтобы быть... “внимательными”.

Воспитатель (обобщает): “Так мы разбудим волшебные точки памяти и внимания”.

Сенсорная загадка.

Воспитатель: “Что нового появилось у нас в группе сегодня?”

Дети обращают внимание на яркий платок, под которым угадываются очертания коробки.

Воспитатель: “Как вы думаете, что у меня здесь лежит?” (ответы детей)

Воспитатель: “Здесь у меня живут особенные загадки, душистые. Хотите попробовать их разгадать?”

Воспитатель обязательно показывает безопасный образец “пробы запаха”.

Воспитатель: “Аромат кофе вы угадали,…и запах апельсина узнали, молодцы”! Предлагает образец с запахом бензина:

Воспитатель: “Почему на этой баночке такой рисунок? О чем он нам говорит? Верно, это – предупреждение об опасности. Как мы будем обращаться с такими веществами? Достойные ответы! А вы помните, из чего делают бензин?”

Подходят к дидактической картине “Откуда нефть берется?”

Воспитатель: “Как вы думаете, о чём напоминает эта картина?”

Дети: “О том, как мы нефть искали!”

Воспитатель: “Что же мы о нефти знаем?”

Дети: “Она лежит под землей”.

Дети: “Нефть жидкая и черная, и в ней газ”.

Воспитатель: “А где используют этот природный газ? Машинам нужно много бензина или мало? Значит, и нефти добыть надо…”?

Наш Максим вместе с папой узнали еще что-то о нефти, давайте послушаем. Недалеко то Альметьевска находится крупнейшее в Татарстане (второе в России) и одно из крупнейших в мире месторождении нефти, Ромашкинское месторождение.

На карте мира мальчик флажками отмечает крупнейшие месторождения нефти, говорит о том, что в нашей республике тоже есть такое и совсем близко от нас.

Воспитатель: “Посмотрите на карту, богатых нефтью стран так мало! А про нашу родину, Татарстан, говорят, что наша земля нефтью богата! Как понимать эти слова?” (ответы детей)

Дети: “Еще нефть насосом достают, такой насос ставят нефтяники” (изображают насосы).

Воспитатель прикрепляет к картине “скважину” и “вышку”.

Выход из проблемной ситуации.

Воспитатель: “Хорошо. Вот мы и достали из-под земли газ и нефть. А где нефть становится бензином?”

Дети: “Ее куда-то отправить нужно… Да на завод ей надо!

Воспитатель: “Такой завод или фабрику называют нефтеперерабатывающим (выкладывает из кубиков, просит прочитать). Вот какое это слово (хором скандируем вместе). Такие заводы построены в нашей республике в городе Казани, Менделеевске, Альметьевске (предлагает выложить из кубиков названия городов) и в Нижнекамске”.

Воспитатель: “А как мы отправим нефть на этот завод?”

Дети: “На машине”.

Воспитатель: “ А нефти у нас в Татарстане много”...

Дети: “Тогда нужно много машин”...

Воспитатель: ““Лада” подойдет?”

Дети (смеются): “Нет, надо грузовую.. .Как же она называется.”..

Воспитатель: “Может быть, это цистерна – большая бочка с крышкой? (выкладывает из кубиков, просит прочитать). Вот какое это слово (хором скандируем вместе). На ней обычно пишут (просит прочитать)”

Дети: “Точно! А можно еще и к поезду цистерну прицепить”.

Воспитатель: “ Хорошее решение... А можно нефть по длинной трубе отправить, тогда эта труба называется – нефтепровод (рисует маркером). Посмотрите, сколько слов о нефти мы собрали: нефтяник, нефть, нефтепровод, нефтеперерабатывающий”... Выставляет слова на стенде, просит прочитать.

Воспитатель: “Вы сказали – из нефти получают бензин... А что ещё делают?”

Дети: Мы не знаем.

Воспитатель: “ А ведь эти вещи рядом с вами”!

Дидактическая игра: “Волшебный сундук”

Воспитатель: “Тогда нам поможет волшебный сундук. Я знаю, что в нем как раз и спрятались те вещи, что из нефти делают. Только вот открыть его непросто – шифр нужно разгадать! А на столах у вас – части этого шифра. Сможете разгадать?”

Дети: “Да...” (садятся, карандашом выполняют индивидуальные задания

“Поиск закономерности”; выкладывают шифр на крышке).

Воспитатель открывает сундук, вынимает шину от игрушечной машины, резиновый мяч, куклу, фотопленку, стиральный порошок, чехол из искусственной кожи, яркий свитер, упаковку от лекарства и от колготок, CD-диск, свечку.

Воспитатель: “Что же это...? Какой это предмет...? Из чего он сделан...? Эти яркие краски тоже сделаны из нефти. Вот сколько вещей сделано из нефти! Нефть так полезна, что ее называют “черным золотом”:

Черным золотом меня называют,
Глубоко под землей я лежу,
Много пользы вам приношу...
Такую загадку сложили о нефти люди.
Какие предметы мы нашли здесь?”

Дети: “Твердые”.

Воспитатель: “А почему одни твердые, а другие – нет? Пора заглянуть кое к кому в гости”.

(Переходят на ковер к стенду №2 со схемами по ММЧ (ТРИЗ – РТВ)

Воспитатель: “К кому же мы попали?”

Дети: “К очень маленьким человечкам...”

Дети: “Из них все сделано на свете...”

Воспитатель: “Верное замечание. А почему здесь сразу три схемы? Что говорят эти знаки?”

Дети: “Это потому, что маленькие человечки разные... Вот это газообразные..., здесь твердые... А здесь жидкие человечки. Вот жидкие в твердых, а тут газообразные и жидкие в твердых. Этот знак говорит: “Опасно для жизни”! А этот знак предупреждает: “Легко загорается!”

Воспитатель: “Какие жидкие вещества вы знаете? Приведите пример к этой схеме”.

(Ответы детей).

Воспитатель: “Какие твердые вещества вам знакомы”? (ответы детей)

Воспитатель: “Где же схема нашего образца нефти? Как вы догадались? Вспомните какое-нибудь газообразное вещество”.

Дети: “Газ на кухне, воздух”.

Воспитатель: “Молодцы. Слышите, нас зовет к себе поляна превращений”.

Динамическая пауза – игра по ММЧ.

Превращаемся в конфету, газированную воду, цистерну с бензином, в кипящий чайник с водой, в апельсин.

Воспитатель: “Как вы думаете, есть ли на свете такая профессия – превращать одно вещество в другое?”

Дети: “Наверное, есть” (возможна словесная игра “Кто что делает”)

Воспитатель: “Вы правы, это профессия – химик. Именно они знают и умеют получать из нефти такие полезные вещи и вещества” (показ книги из серии “Всё обо всём. Химия.”) Эта книга расскажет вам о работе химика; а жить она будет на нашей полочке “Умных книг”.

Хотите сами попробовать превратить одно вещество в другое?”

Дети: “Да!”

Воспитатель: “Добро пожаловать в нашу лабораторию!” (произносится клятва химика).

Экспериментирование.

Дети готовят столы, слушая инструкцию воспитателя. Слова воспитателя сопровождаются показом, затем дети выполняют действия самостоятельно.

Воспитатель: “Это порошок соды, какой он?”

Дети: “Он твёрдый, белый”.

Воспитатель: “Это обычная вода, какая она?”

Дети: “Жидкая, прозрачная”.

Воспитатель: “В белом стакане у нас лимонный сок. Какой он?”

Дети: “Жидкий, наверное, кислый”.

Воспитатель: “Возьмите мерной ложкой соду, положите её в воду и размешайте. Что происходит? (ответы детей). А теперь туда добавим лимонный сок. Что происходит в наших стаканах?”

Дети: “Зашипело..., пошли пузырьки”.

Воспитатель: “А что шипит?”

Дети: “Какой-то газ”.

Воспитатель: “Верно, этот газ вы встречаете и в лимонаде тоже. Вот так мы из твёрдого вещества – соды – получили газ. А в стаканчике остался остаток. Какой он? Можно ли его пробовать на вкус?”.

Дети: “Нет, это может быть опасно”.

Воспитатель: “Вам понравилось быть химиками и экспериментировать?”

Воспитатель: “Подумайте, кто же главный химик у вас дома? Это ваша мама! Вы сможете увидеть такие превращения и дома, если будете помогать маме готовить, убирать и стирать.

Анализ занятия: “Сядем рядком, поговорим ладком”.

Дети переходят на “Ковёр совета”, садятся.

Воспитатель:

– Что нового вы узнали?

– Что было интересного на занятии?

– О чем вы расскажете дома сегодня?

– Что вызывало трудности?

– Какие новые слова вы запомнили? Давайте выложим их из кубиков и прочитаем.

Дидактическая игра “Волшебный круг” (ТРИЗ-РТВ).

(Воспитатель показывает схему и предлагает детям назвать то, что делают из нефти).

Воспитатель: “Молодцы, сегодня мы многое узнали о нефти. Дети, если вас спросят, вы сможете теперь ответить: “Что называют черным золотом Татарстана?” Я очень порадовалась тому, как вы сегодня занимались, играли, экспериментировали, отвечали на вопросы”.

Организационный момент. Длительность занятия 30 минут.