Цель урока: сформировать представление обучающихся об историческом развитии и особенностях школьного образования в различные исторические эпохи, в различных странах.
Ожидаемые учебные результаты:
Обучающиеся должны:
– называть функции школы в обществе в разные
исторические времена;
– объяснять сущность методов обучения,
высказывать собственную точку зрения на
использование разных методов;
– характеризовать роль школы в развитии
общества;
– понимать, что школа – преемник родителей в
эстафете воспитания;
– свободно оперировать терминами и понятиями
урока.
Основные используемые понятия:
Школа, обучение, функции школьного обучения, риторика, письменность.
Основные виды деятельности обучающихся:
- Беседа;
- Инсценировка фрагмента комедии Д.И. Фонвизина;
- Работа в группах.
Оборудование:
- Учебник А.И. Кравченко “Обществознание” 5класс.
- Презентация “История школьного обучения”.
- Фрагмент комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”.
- Текст для проверки усвоения нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
План.
- Возникновение школы, ее функции в обществе.
- Школа в разные исторические времена, ее роль и методы обучения:
– Древний Египет;
– Древняя Греция;
– Рим;
– монастырские школы;
– как учились на Руси;
– современная школа.
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы приступаем к изучению последней главы нашего учебника “Ребенок в школе”. Эта глава посвящена именно вам – школьникам. Школа перенимает эстафету воспитания у родителей, помогает научить ребенка всем знаниям, которые нужны в современном обществе.
Начать наш урок мне хотелось бы с фрагмента комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”. Небольшая справка для учеников 5 класса об авторе и литературном произведении.
Пока вы будете слушать, подумайте над таким вопросом: “Правы ли герои комедии?” (слайд№2)
Мотивация.
Инсценировка фрагмента комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”. Действующие лица: Митрофан, Простакова, Стародум.
Стародум: Любопытен я бы послушать, чему его выучили.
Простакова: Всему, батюшка, всем наукам.
Митрофан: Вот, грамматике.
Стародум: Что ж вы в ней знаете?
Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…
Стародум: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Стародум: Котора дверь! Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Стародум: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит, еще не навешана: так та мест существительна.
Стародум: Так поэтому это у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: Именно так.
Простакова: Что, каково, мой батюшка?
Стародум: Нельзя лучше. В грамматике он силен, я думаю не меньше, чем в истории.
Простакова: То, мой батюшка, он еще сызмальства к историям охотник. Ему истории скотница Хавронья рассказывает.
Стародум: Да не у неё ли вы оба учились и географии?
Простакова (тихо Митрофану): Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери): Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Простакова: Да ты скажи Митрофанушке, батюшка, что за наука география, к чему бы она служила, он ее и расскажет.
Стародум: Описание земли. А сгодилось бы на первый случай и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Простакова: Ах, мой батюшка! Да извозчик-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не господская. Господин только скажи: повези меня туда – свезут, куда изволишь. Без наук люди живут и жили.
Митрофан: Не надобны они.
Учитель: Как вы думаете, правы ли Простакова и Митрофан, рассуждая о науках?
Учитель выслушивает мнение учащихся (эмоциональная поддержка высказавших своё мнение учеников).
Как вы думаете, о чем же мы будем говорить на уроке? Какова его тема?
Запись темы: “История школьного обучения” (слайд№3)
Учитель: Главный вопрос нашего урока:
Зачем нужна школа? (слайд№4)
(Вопрос записывается на доске или высвечивается на слайде).
Беседа по вопросам: (слайд№4)
Зачем люди учатся?
Как вы думаете, как возникла школа?
Могло бы человечество обойтись без школы? Почему?
Сегодня мы побываем с вами в разных исторических эпохах и узнаем, как же учились в школе в разные времена.
Работа в группах. Класс делится на 6 групп. Каждая, используя учебник и знания, полученные в курсе истории, готовит небольшое сообщение об образовании в определенный исторический период в разных государствах (Древнем Египте, Древней Греции, Риме, в монастырских школах, на Руси, на современном этапе) (слайд №5).
Выступления групп с сообщениями (до 3 минут).
Выступление I группы: сообщение “Как учились в Древнем Египте”;
Выступление II группы: сообщение “Как учились в Древней Греции”;
Выступление III группы: сообщение “Как учились в Древнем Риме”;
Выступление IV группы: сообщение “Как учились в монастырских школах”;
Выступление V группы: сообщение “ Как учились на Руси ”;
Выступление VI команды: сообщение “Современная школа”.
(Во время выступления каждой группы учитель делает акцент на наиболее значимых фактах, изложенных в выступлении)
После выступления группы – обсуждение с классом услышанного.
Вопросы для обсуждения: (слайд№6,7)
I группа: Почему египтяне хотели, чтобы их дети обязательно учились?
II группа: Какие слова пришедшие из Древней Греции связанны с нашим современным образованием?
III группа: В чем заслуга римской системы образования для последующих эпох?
IV группа: Какую роль в обществе выполняли монастырские школы?
V группа: В чём особенности образования на Руси?
VI группа: Чем отличается современная система образования?
(Качественная и эмоциональная оценка выступлений групп и ответов учащихся)
Учитель: Вернемся к главному вопросу нашего урока и сделаем вывод: (слайд№8)
Зачем нужна школа?
Учащиеся предлагают вывод урока, который после доработки записывается в тетради:
Вывод урока:
Школа необходима для передачи знаний, умений, которыми владеют взрослые, детям, а также для подготовки детей к взрослой жизни.
Закрепление изученного.
Текст (слайд №9).
В Древнем Египте существовали школы для обучения мальчиков. Учили письму и счёту. Из за дороговизны (1)-----------– на нём писали лишь старшие ученики, младшие для письма использовали глиняные черепки.
Профессия (2)---------– в Египте считалась одной из величайших.
(3)------------– в переводе с греческого это слово означает “сопровождающий ребенка”.
Прообразом европейской системы образования стала(4)-------– школа.
В европейские языки слово школа пришло из(5)---------.
Проверьте, правильно ли выполнили задание (слайд№10). Учитель выясняет, как справились с заданием обучающиеся, и дает советы, на что нужно обратить внимание.
Ответы: 1 – папирус; 2 – писец; 3 – педагог; 4 – римская; 5 – Греция.
Проблемное задание (слайд №11).
Учитель: Древняя китайская мудрость гласит:
– Если вы заглядываете на год вперёд, сажайте
рис.
– Если вы заглядываете на десять лет вперёд,
сажайте деревья.
– Если вы заглядываете вперёд на всю жизнь,
обучите человека.
Вопросы: (слайд№11)
- Как вы считаете, почему древние китайцы считали, что обучить человека важнее, чем вырастить рис или посадить дерево? Согласны ли вы с ним?
- Кому могли быть адресованы эти слова сегодня?
Подведение итогов: (слайд №12)
- Что мы узнали нового сегодня на уроке?
- Зачем люди учатся?
- Могло бы человеческое общество обойтись без школы?
Выставление отметок за урок и их комментарий.
Д/З: параграф 18, ответить на вопросы стр.89 № 1-4 устно, №5 письменно.