Конкурсная программа "Неделя физики" в 8-м классе

Разделы: Физика, Внеклассная работа


1. вступительное слово учителя объявление состава жюри (из старшеклассников школы)

2. конкурсная программа 2-е ведущих

1-й проверка домашнего задания команд: название команды, приветствие командам.

2-й: 1. Прочитайте пословицы и ответьте на вопросы:

1) О каком физическом явлении (понятии, законе) говорится в пословице?

2) Каков ее физический смысл?

3) Верна ли пословица с точки зрения физики?

4) В чем ее житейский смысл?

команды получают задания в конвертах – составить картинку и, прочитав загадки, дать полный ответ, характеризующий данное явление или процесс.

1-ая команда 1. - Зимой греет, весной тлеет,

Летом умирает, осенью оживает. (снег)

2. Рассыпался горох
На семьдесят дорог,
Никто его не подберет:

Ни царь, ни царица, ни красная девица (град)

3. По небу ходит Маляр без кистей
Краской коричневой
Красит людей. (Солнце)

2 –я команда: 1. Вечером наземь слетает,
Ночь на земле пребывает,
Утром опять улетает. (вода, пар)

2. Днем стекло разбито, за ночь вставлено.(лунка во льду)

3. Мы - проворные сестрицы –
быстро бегать мастерицы.
В дождь - лежим, в снег - бежим.
Уж такой у нас режим. (лыжи)

3-я команда: 1. Поутру - в сажень,
В полдень - с ладонь,
К вечеру - через поле хватает. (тень)

2. В круглом домике, в окошке
Ходят сестры по дорожке
Не торопится меньшая,
Но зато спешит старшая. (стрелки часов)

3. Чист и ясен, как алмаз,
дорог не бывает,
он от матери рождён,
сам её рождает. (лёд)

4 –ая команда: 1. Видно нет у ней ума: ест она себя сама.(свеча)

2. Сильнее солнца, слабее ветра,
ног нет, а идёт,
глаз нет, а плачет. (туча)

3. Вырос лес, белый весь.
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (морозный рисунок)

1-й: физический бой. Каждая команда, по очереди, дает ответ на данный вопрос, но при этом балл получает команда, правильно ответившая на него. В случае, если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит команде сопернице.

  1. Лить или не лить?

Вы собрались позавтракать и налили в стакан кофе. Но вас просят отлучиться на несколько минут. Что нужно сделать, чтобы при вашем возвращении кофе был погорячее: налить в него молока перед уходом или сразу после возвращения? (Налив молоко в кофе, т. к. образовавшаяся пленка молока будет препятствовать испарению жидкости, поэтому охлаждение будет протекать медленнее).

  1. Крестьянка и паровоз

    Машинист паровоза задолжал крестьянке за молоко и не хотел платить за него. Молочница долгое время ждала, терпение ее закончилось и она придумала, что делать.

    Однажды, когда паровоз уже собирался тронуться в путь, она стала перед ним и заявила машинисту:

    -Отдавай долг, иначе не пущу поезд!

    Машинист посмеялся над женщиной и хотел пустить в ход машину, но паровоз не двинулся с места. Машина работает, пары разведены, а поезд стоит, словно заколдованный.

    Пришлось машинисту заплатить долг и только тогда, поезд тронулся.

    В чем состоял план молочницы и как потом поезд смог двинуться с места? ( Смазав рельсы маслом, она уменьшила сцепку колес с рельсами).

  1. В парной

Вы пришли в парную. Как определить из какого крана подаётся горячая, а из какого холодная вода?

  1. Тир на пароходе

Стрелок-снайпер, стоя у одного борта парохода, целится в мишень, расположенную у противоположного борта. Пароход движется вперёд с постоянной скоростью. Стрелок целится точно в центр мишени и нажимает курок. Попадёт ли пуля в цель? (Нет, т. к. корабль будет двигаться со своей скоростью, а пуля со своей относительно поверхности земли.)

  1. Нагреть льдом

    Можно ли куском льда нагреть какой-либо предмет? А можно ли охладить куском льда другой кусок льда? (да)

  1. Запах космоса

    Может ли в открытом космосе распространяться звук? А запахи? Почему, если нет?

  1. Потерялся

    Аквалангист под водой потерял ориентацию в пространстве. Как он может определить, где верх, а где низ? (по движению воздушных пузырьков идущих из акваланга).

  1. 10кг стали, 10кг алюминия
  2. Есть две обычные гири, масса каждой - 10 кг, одна гиря сделана из алюминия, другая - из стали. Гири помещаются на чашечные весы. Весы не уравновешиваются в воде. Как такое возможно? (объём алюминиевой гири больше объёма стальной, поэтому выталкивающая сила больше и чаша весов с алюминиевой гирей поднимется вверх, а стальная опустится).

  3. Магнит и железяка
  4. У вас в руках два совершенно одинаковых на вид металлические иглы; одна - магнит, другая - обыкновенное железо. Определить, которая из них магнит, не пользуясь никакими дополнительными средствами и не ломая, не изгибая иголки (они обе очень прочные!).(коснуться иголкой середины другой иглы и если она притянется, то она не намагничена, т. к. у намагниченной иглы центр является нейтральным).

  5. Кастрюля из бумаги
  6. Можно ли вскипятить воду на открытом пламени в бумажной коробке? (можно, т. к. теплопроводность воды больше теплопроводности картона).

  7. Кофе и чай
  8. Вовочка пришёл из школы и показал родителям фокус: он печатными буквами на бумажке написал слова "КОФЕ" и "ЧАЙ", налил в пробирку воды и предложил родителям через пробирку с водой посмотреть на каждое из этих слов. Слово "кофе" не изменилось, а "чай" перевернулся. Почему? (т. к. изображение, полученное с помощью пробирки с водой является перевёрнутым).

    кофе чай

  9. Вентилятор

  10. Вентилятор "гоняет" в жаркой комнате один и тот же горячий воздух, почему же тогда человек чувствует прохладу?

    3. 2-й ведущий. Конкурс капитанов. На экране вопросы. Каждый капитан выбирает свой вопрос и в течении 2-3 минут отвечает на поставленный вопрос.

    1.Кто может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?

    ОТВЕТ (почтовая марка на конверте)

    2. Стаканы на бумаге. На столе на некотором расстоянии друг от друга (15-20см) стоят 2 стакана. Есть лист (А4), который нужно положить на эти 2 стакана и сверху на него поставить третий стакан (между двумя) так, что бы лист не прогнулся до стола).

    ОТВЕТ (нужно лист бумаги сложить гармошкой, и стакан будет стоять, за счёт возрастания силы упругости бумаги)

    3.Почему давно нетопленая печь с трудом растапливается?

    Ответ. Дымоход заполнен холодным воздухом, который не поднимается вверх, - труба “не тянет”. Прогреть его не легко в силу плохой теплопроводности воздуха. В протопленной печи горячий дым, имеющий меньшую плотность, легко поднимается вверх за счёт конвекции.

    4. В сильный мороз из открытой форточки в комнату валит пар. Каково его происхождение?

    Ответ. При резком охлаждении втекающим морозным воздухом конденсируется невидимый ранее пар, находящийся в воздухе комнаты.

    Доп. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?

    ОТВЕТ. Эта задача в компании сразу выявляет физика: физик сразу отвечает, что ей нужно бежать со сверхзвуковой скоростью. Разумеется, собаке достаточно стоять на месте.

    2-е задание: Придумать как можно больше слов из данного слова – количество баллов зависит от количества и качества слов – двусложные слова и имена не учитываются.

    Слово теплопередача

    4. 1-й ведущий во время работы капитанов проводит конкурс с болельщиками, которые зарабатывают очки для своей команды в виде жетонов определённой формы.

    Вопросы для болельщиков

    - Нарезанный лук пахнет и жжет глаза сильнее.(возрастает испарение за счёт увеличения площади поверхности)

    - На мешке с солью и веревка соленая. (за счёт диффузии)

    - Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

    - Где роса, там дождя не жди; где плоды, там цветов уже не будет.

    - Ветер снег съедает. (испарение)

    - Всякое случается, иногда и камень потом обливается. (роса)

    - Чего в избе не видно? (тепла)

    - Белая морковка зимой растет.(сосулька)

    - По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт - тут и пропадёт. (волна)

    - Вокруг носа вьется,

    А в руки не дается. (запах)

    - Лёгкий, круглый, но не мяч, и не прыгает он вскачь, на верёвочке висит, зазеваюсь - улетит. ( воздушный шарик)

    - Вчера было, сегодня есть и завтра будет. (время)

    - Что может в одно и то же время висеть и стоять, стоять и ходить, ходить и лежать, лежать и врать? (часы)

    - Хоть и задрал он к верху нос,

    Но это вовсе не всерьёз.

    Ни перед кем он не гордится,

    Кто пить захочет – убедится. (чайник)

    - Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит. (гром и молния)

    - дорога

Куда бежит—сама не знает
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнется у порога. Что это?

    самолёт

Трещит, а не кузнечик,
летит, а не птица,
везет, а не лошадь.

    Солнце.

По небу ходит Маляр без кистей
Краской коричневой
Красит людей.

5. 2-й ведущий. Просит подойти капитанов команд, которые выбирают задания для представления явления или процесса в форме пантомимы.

1. теплопроводность различных тел: дерево и сталь,

2. конвекция в жидкости и газе,

3. диффузия в различных состояниях вещества,

4. кристаллизация веществ.

Остальные участники других команд должны угадать, КАКОЕ ЯВЛЕНИЕ БЫЛО ПРЕДСТАВЛЕНО? Правильный ответ дает команде 1 балл к имеющимся, а также 1 балл получает команда изображающая процесс.

6. 1-й ведущий предоставляет слово жюри, которое объявляет победителя и награждает команды победивших в различных номинациях:

  • 1. самая дружная команда,
  • 2. самый умный участник,
  • 3. самые артистичные,
  • 4. самый активный болельщик
  • 5.победители программы.

Необходимое оборудование и принадлежности:

  1. Компьютер с презентацией,
  2. 12 стаканов (калориметры),
  3. 3 листа формата А4,
  4. На листе слова “кофе”, “чай” и пробирка, заполненная водой(4 комплекта),
  5. Две иголки одна, из которых наэлектризована,
  6. Коробка из плотной бумаги, спиртовка, пробирка с водой,
  7. 4 файла с разрезанными картинками (одиночные цветы), на обратной стороне которых написаны загадки.
  8. 4-е надписи на разных листах

1. теплопроводность различных тел: дерево и сталь,

2. конвекция в жидкости и газе,

3. диффузия в различных состояниях вещества,

4. кристаллизация веществ.

1. теплопроводность различных тел: дерево и сталь

---------------------------------------------------

2. конвекция в жидкости и газе

----------------------------------------------------------

3. диффузия в различных состояниях вещества

----------------------------------------------------------

4. кристаллизация веществ.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------