1. вступительное слово учителя объявление состава жюри (из старшеклассников школы)
2. конкурсная программа 2-е ведущих
1-й проверка домашнего задания команд: название команды, приветствие командам.
2-й: 1. Прочитайте пословицы и ответьте на вопросы:
1) О каком физическом явлении (понятии, законе) говорится в пословице?
2) Каков ее физический смысл?
3) Верна ли пословица с точки зрения физики?
4) В чем ее житейский смысл?
команды получают задания в конвертах – составить картинку и, прочитав загадки, дать полный ответ, характеризующий данное явление или процесс.
1-ая команда 1. - Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает. (снег)
2. Рассыпался горох
На семьдесят дорог,
Никто его не подберет:
Ни царь, ни царица, ни красная девица (град)
3. По небу ходит Маляр без кистей
Краской коричневой
Красит людей. (Солнце)
2 –я команда: 1. Вечером наземь слетает,
Ночь на земле пребывает,
Утром опять улетает. (вода, пар)
2. Днем стекло разбито, за ночь вставлено.(лунка во льду)
3. Мы - проворные сестрицы –
быстро бегать мастерицы.
В дождь - лежим, в снег - бежим.
Уж такой у нас режим. (лыжи)
3-я команда: 1. Поутру - в сажень,
В полдень - с ладонь,
К вечеру - через поле хватает. (тень)
2. В круглом домике, в окошке
Ходят сестры по дорожке
Не торопится меньшая,
Но зато спешит старшая. (стрелки часов)
3. Чист и ясен, как алмаз,
дорог не бывает,
он от матери рождён,
сам её рождает. (лёд)
4 –ая команда: 1. Видно нет у ней ума: ест она себя сама.(свеча)
2. Сильнее солнца, слабее ветра,
ног нет, а идёт,
глаз нет, а плачет. (туча)
3. Вырос лес, белый весь.
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (морозный рисунок)
1-й: физический бой. Каждая команда, по очереди, дает ответ на данный вопрос, но при этом балл получает команда, правильно ответившая на него. В случае, если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит команде сопернице.
Вы собрались позавтракать и налили в стакан кофе. Но вас просят отлучиться на несколько минут. Что нужно сделать, чтобы при вашем возвращении кофе был погорячее: налить в него молока перед уходом или сразу после возвращения? (Налив молоко в кофе, т. к. образовавшаяся пленка молока будет препятствовать испарению жидкости, поэтому охлаждение будет протекать медленнее).
- Крестьянка и паровоз
Машинист паровоза задолжал крестьянке за молоко и не хотел платить за него. Молочница долгое время ждала, терпение ее закончилось и она придумала, что делать.
Однажды, когда паровоз уже собирался тронуться в путь, она стала перед ним и заявила машинисту:
-Отдавай долг, иначе не пущу поезд!
Машинист посмеялся над женщиной и хотел пустить в ход машину, но паровоз не двинулся с места. Машина работает, пары разведены, а поезд стоит, словно заколдованный.
Пришлось машинисту заплатить долг и только тогда, поезд тронулся.
В чем состоял план молочницы и как потом поезд смог двинуться с места? ( Смазав рельсы маслом, она уменьшила сцепку колес с рельсами).
- В парной
Вы пришли в парную. Как определить из какого крана подаётся горячая, а из какого холодная вода?
Стрелок-снайпер, стоя у одного борта парохода, целится в мишень, расположенную у противоположного борта. Пароход движется вперёд с постоянной скоростью. Стрелок целится точно в центр мишени и нажимает курок. Попадёт ли пуля в цель? (Нет, т. к. корабль будет двигаться со своей скоростью, а пуля со своей относительно поверхности земли.)
- Нагреть льдом
Можно ли куском льда нагреть какой-либо предмет? А можно ли охладить куском льда другой кусок льда? (да)
Может ли в открытом космосе распространяться звук? А запахи? Почему, если нет?
- 10кг стали, 10кг алюминия
- Магнит и железяка
- Кастрюля из бумаги
- Кофе и чай
Аквалангист под водой потерял ориентацию в пространстве. Как он может определить, где верх, а где низ? (по движению воздушных пузырьков идущих из акваланга).
Есть две обычные гири, масса каждой - 10 кг, одна гиря сделана из алюминия, другая - из стали. Гири помещаются на чашечные весы. Весы не уравновешиваются в воде. Как такое возможно? (объём алюминиевой гири больше объёма стальной, поэтому выталкивающая сила больше и чаша весов с алюминиевой гирей поднимется вверх, а стальная опустится).
У вас в руках два совершенно одинаковых на вид металлические иглы; одна - магнит, другая - обыкновенное железо. Определить, которая из них магнит, не пользуясь никакими дополнительными средствами и не ломая, не изгибая иголки (они обе очень прочные!).(коснуться иголкой середины другой иглы и если она притянется, то она не намагничена, т. к. у намагниченной иглы центр является нейтральным).
Можно ли вскипятить воду на открытом пламени в бумажной коробке? (можно, т. к. теплопроводность воды больше теплопроводности картона).
Вовочка пришёл из школы и показал родителям фокус: он печатными буквами на бумажке написал слова "КОФЕ" и "ЧАЙ", налил в пробирку воды и предложил родителям через пробирку с водой посмотреть на каждое из этих слов. Слово "кофе" не изменилось, а "чай" перевернулся. Почему? (т. к. изображение, полученное с помощью пробирки с водой является перевёрнутым).
кофе чай
Вентилятор "гоняет" в жаркой комнате один и тот же горячий воздух, почему же тогда человек чувствует прохладу?
3. 2-й ведущий. Конкурс капитанов. На экране вопросы. Каждый капитан выбирает свой вопрос и в течении 2-3 минут отвечает на поставленный вопрос.
1.Кто может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?
ОТВЕТ (почтовая марка на конверте)
2. Стаканы на бумаге. На столе на некотором расстоянии друг от друга (15-20см) стоят 2 стакана. Есть лист (А4), который нужно положить на эти 2 стакана и сверху на него поставить третий стакан (между двумя) так, что бы лист не прогнулся до стола).
ОТВЕТ (нужно лист бумаги сложить гармошкой, и стакан будет стоять, за счёт возрастания силы упругости бумаги)
3.Почему давно нетопленая печь с трудом растапливается?
Ответ. Дымоход заполнен холодным воздухом, который не поднимается вверх, - труба “не тянет”. Прогреть его не легко в силу плохой теплопроводности воздуха. В протопленной печи горячий дым, имеющий меньшую плотность, легко поднимается вверх за счёт конвекции.
4. В сильный мороз из открытой форточки в комнату валит пар. Каково его происхождение?
Ответ. При резком охлаждении втекающим морозным воздухом конденсируется невидимый ранее пар, находящийся в воздухе комнаты.
Доп. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?
ОТВЕТ. Эта задача в компании сразу выявляет физика: физик сразу отвечает, что ей нужно бежать со сверхзвуковой скоростью. Разумеется, собаке достаточно стоять на месте.
2-е задание: Придумать как можно больше слов из данного слова – количество баллов зависит от количества и качества слов – двусложные слова и имена не учитываются.
Слово теплопередача
4. 1-й ведущий во время работы капитанов проводит конкурс с болельщиками, которые зарабатывают очки для своей команды в виде жетонов определённой формы.
Вопросы для болельщиков
- Нарезанный лук пахнет и жжет глаза сильнее.(возрастает испарение за счёт увеличения площади поверхности)
- На мешке с солью и веревка соленая. (за счёт диффузии)
- Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
- Где роса, там дождя не жди; где плоды, там цветов уже не будет.
- Ветер снег съедает. (испарение)
- Всякое случается, иногда и камень потом обливается. (роса)
- Чего в избе не видно? (тепла)
- Белая морковка зимой растет.(сосулька)
- По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт - тут и пропадёт. (волна)
- Вокруг носа вьется,
А в руки не дается. (запах)
- Лёгкий, круглый, но не мяч, и не прыгает он вскачь, на верёвочке висит, зазеваюсь - улетит. ( воздушный шарик)
- Вчера было, сегодня есть и завтра будет. (время)
- Что может в одно и то же время висеть и стоять, стоять и ходить, ходить и лежать, лежать и врать? (часы)
- Хоть и задрал он к верху нос,
Но это вовсе не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится. (чайник)
- Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит. (гром и молния)
- дорога
Куда бежит—сама не знает
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнется у порога. Что это?
самолёт
Трещит, а не кузнечик,
летит, а не птица,
везет, а не лошадь.
Солнце.
По небу ходит Маляр без кистей
Краской коричневой
Красит людей.
5. 2-й ведущий. Просит подойти капитанов команд, которые выбирают задания для представления явления или процесса в форме пантомимы.
1. теплопроводность различных тел: дерево и сталь,
2. конвекция в жидкости и газе,
3. диффузия в различных состояниях вещества,
4. кристаллизация веществ.
Остальные участники других команд должны угадать, КАКОЕ ЯВЛЕНИЕ БЫЛО ПРЕДСТАВЛЕНО? Правильный ответ дает команде 1 балл к имеющимся, а также 1 балл получает команда изображающая процесс.
6. 1-й ведущий предоставляет слово жюри, которое объявляет победителя и награждает команды победивших в различных номинациях:
- 1. самая дружная команда,
- 2. самый умный участник,
- 3. самые артистичные,
- 4. самый активный болельщик
- 5.победители программы.
Необходимое оборудование и принадлежности:
- Компьютер с презентацией,
- 12 стаканов (калориметры),
- 3 листа формата А4,
- На листе слова “кофе”, “чай” и пробирка, заполненная водой(4 комплекта),
- Две иголки одна, из которых наэлектризована,
- Коробка из плотной бумаги, спиртовка, пробирка с водой,
- 4 файла с разрезанными картинками (одиночные цветы), на обратной стороне которых написаны загадки.
- 4-е надписи на разных листах
1. теплопроводность различных тел: дерево и сталь,
2. конвекция в жидкости и газе,
3. диффузия в различных состояниях вещества,
4. кристаллизация веществ.
1. теплопроводность различных тел: дерево и сталь
---------------------------------------------------
2. конвекция в жидкости и газе
----------------------------------------------------------
3. диффузия в различных состояниях вещества
----------------------------------------------------------
4. кристаллизация веществ.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------