Цель: осмысление педагогами школы задач образования на современном этапе и личной готовности к изменениям, связанным с реализацией этих задач.
План проведения семинара
1. Представление темы семинара
2. Организационная часть
Содержание работы
2.1.Определение целей:
- что хотели бы получить от семинара?
- что может помочь?
- что может помешать?
2.2.Пожелания ведущему: на что больше обратить внимание.
Ход работы
Вначале каждый участник обдумывает ответы на поставленные вопросы.
Затем результаты обсуждаются в группах по 3-4 человека
Один человек из каждой группы озвучивает общее мнение.
3. Теоретический блок
3.1. Задачи образования на современном этапе
Что потребуется от учителя в связи с происходящими переменами?
- перестройка мотивационной структуры личности учителя с предметной направленности на гуманизацию деятельности;
- повышение культуры эмоциональной жизни учителя, что проявляется в умении вызывать положительные эмоции, контролировать отрицательные, т.е. проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество;
- повышение профессиональной компетентности, которая включает в себя владение знаниями, умениями, навыками, а так же способами применять их в деятельности, общении, самореализации личности.
3.2. Стили общения учителя с классом
В своей профессиональной деятельности учитель реализует авторитарный, демократический или либеральный стиль взаимодействия с обучающимися.
Авторитарный стиль руководства (общения) (позиция "сверху") предполагает приказную или командную форму распоряжений, единоличные решения, пресечение чужой инициативы. Он не способствует созданию творческой атмосферы в классе, точнее – обычно ее исключает. Потребности и особенности личности учеников не учитываются. Если учитель строит отношения с классом исключительно на формальной ролевой основе, он не становится для учеников референтным или авторитетным лицом.
Демократический стиль общения с классом (позиция "рядом, вместе") предполагает учет мнения учеников, их потребностей и интересов, совместные поиски решения возникающих задач и, в то же время, меры, принимаемые для поддержания дисциплины в классе. При демократическом стиле ролевые отношения (учитель как руководитель, ученик как подчиненный), разумеется, сохраняются, но не остаются главными. Оказываются важными собственно межличностные отношения – уважение, принятие, сотрудничество и т. д.
При либеральном стиле общения со школьниками (позиция "снизу") учитель полностью ориентирован на их потребности и проблемы, его требования и контроль недостаточны, в результате чего страдает дисциплина. Последнее обстоятельство привело к тому, что либеральный стиль называют анархическим или попустительским.
Анализ работ в области педагогической психологии показал, что одна из главных причин склонности педагога к авторитарному стилю взаимодействия в обесцененном отношении к самому себе.
3.3. Гуманизация деятельности учителя
Образовательное учреждение, находясь на территории исправительной колонии, призвано работать в пенитенциарном режиме, т.е. выполнять не только образовательные функции, но и способствовать нравственному возрождению личности. Особенность школы закрытого социума заключается в том, что ученики существуют как бы в двух пластах: осужденные исправительного учреждения и учащиеся вечерней школы. Задача обоих учреждений едина: “...формирование у них (осужденных) уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам, традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения” (УИК РФ ст.9 ч.1)В условиях специальной школы воспитательные функции, безусловно, превалируют над общеобразовательными. Таким образом, перед школой стоит задача воспитания или, точнее, социальной реабилитации личности. Необходимо обеспечить смену мировоззрения учащихся. Решая данную задачу педагогический коллектив акцентирует внимание осужденных учащихся на том, что их пребывание в колонии – явление временное, которое надо использовать разумно. Следует подготовиться к достойной жизни после освобождения. Для этого надо узнать себя и свои возможности, приобрести определенные знания в школе, необходимые для выбора профессии, навыки в общении с людьми, научиться владеть собой. На процесс социализации влияет целостный образовательный процесс. Наши учащиеся имеют негативный социальный опыт: большую роль играет та среда, в которую они попадают после школы – это злостные нарушители режима, неустойчивые из числа осужденных, члены малых отрицательных групп, приспособленцы.
Воспитание предполагает предотвращение возможного негативного влияния среды. В данном случае необходимо говорить о корректировочной функции воспитания, направленной на обеспечение нравственной устойчивости личности к влиянию негативных факторов среды. Школа может влиять только тогда, когда задачи организации воспитательной деятельности решаются всеми средствами, всеми субъектами образовательного процесса, всем стилем деятельности образовательного учреждения. Мысль Достоевского, что каждый человек самоценен положена в основу деятельности пенитенциарной школы.[4]
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоническое развитие личности воспитуемого и предполагает гуманный характер взаимоотношений "учитель-ученик" как субъектов педагогического процесса. Поэтому сегодня основным принципом педагогической деятельности становится "личностно-ориентированный подход", предполагающий глубокое изучение и знание педагогом всех сторон личности воспитанника, его возможностей, особенностей, его идеалов, потребностей, мотивов деятельности, а главное - создание гуманистической образовательно-воспитательной среды, условий, обеспечивающих это гармоническое развитие.
Существует определенная взаимосвязь самоотношения учителя, характера и содержания педагогического взаимодействия в системах "учитель-ученик" и "учитель-учитель". Позитивное самоотношение учителя гармонизирует эмоциональный фон отношений, повышает взаимопонимание и принятие друг друга, активизирует совместные действия. Важную роль в оптимизации деятельности учителя играют взаимоотношения в педагогическом коллективе. Развитие позитивного отношения учителя к себе способствует изменению в системе отношений “учитель-ученик”. Поиску возможностей оптимизации стиля взаимодействия между людьми, в том числе и в педагогических коллективах, посвящено исследование В.Н.Горяниной [2]. Автор считает, что неконструктивные социальные установки, насыщенные интенсивным переживанием негативных эмоций, страха, раздражения, вины, обиды, стыда, затрудняют адекватное восприятие партнера и ситуации взаимодействия, выделяют в них преимущественно отрицательные аспекты и усиливают внутренние и межличностные конфликты. При этом блокируется осознание реальных конструктивных путей достижения целей, ответственности за свои собственные действия. Переживая страх быть непризнанным, человек теряет способность адекватно воспринимать действительность, видеть позитивные стороны ситуации и своих партнеров. Он стремится к самоутверждению, поэтому использует подавляющую и избегательную стратегии контакта, которые являются неконструктивными. В этой ситуации человек предъявляет неадекватные требования к окружающим, обвиняет их в безответственности, склонен к осуждению, жалобам, зависти, обвинениям, оскорблениям и т. д.
Важнейшим условием выбора оптимального стиля общения учителя с учениками является навык рефлексии.
“Рефлексия”
- Размышление, полное сомнений, противоречий.
- Анализ собственного психического состояния.
- Механизм взаимопонимания - осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра по общению. [1]
В ходе данного семинара учителя совершенствуются в навыках рефлексии.
4. Обсуждение в группах
Вопросы для обсуждения:
- что значит повышение педагогической компетентности в наших условиях, для каждого из нас лично?
- значение эмоциональной составляющей в труде учителя.
После обсуждения в группах озвучивается общее мнение.
5. Самотестирование
Тест
“Методика изучения качественных эмоциональных характеристик”
Эмоция-это бессознательный механизм психики, которым она реагирует на внешний мир. Эмоция может быть положительной или отрицательной. Она способствует формированию отношения к миру [3]
6. Обсуждение результатов теста в группах
Что значат высокие показатели? Низкие?
Что в результатах теста показалось “хорошим”, что - “плохим”?
Как к этому относиться?
Пример
Оптимизм 29 баллов; страх 16 баллов; гнев 8 баллов
(средний показатель – 24 балла)
Показатели | Какой в этом плюс | Какой в этом минус |
Оптимизм 29 баллов (выше среднего) |
Радостное восприятие жизни. Оптимизм помогает справляться с жизненными сложностями |
Могу идеализировать людей или ситуации. Нарушается адекватность в их оценке, что приводит к ошибкам, разочарованиям. |
Страх 16 баллов (ниже среднего) |
Смелость и решительность в
принятии решений. Не боюсь нового, иду на риск. В общении могу проявлять инициативу. |
На самом деле у меня много
страхов и даже есть склонность к панике. Видимо,
эти качества я в себе не принимаю, “как будто
этого нет”. В результате, порой, “смелые
поступки” совершаю со страху. Излишне доверчива. Это иногда не очень полезно для меня. Так однажды мило беседовала поздним вечером со случайным попутчиком, а он оказался грабителем. |
Гнев 8 баллов (ниже среднего) |
Я неконфликтная, умею ладить с людьми. Если возникли разногласия, спокойно к этому отношусь и нахожу компромисс. | Возможно в некоторых ситуациях не отдаю себе отчёта в том, что испытываю раздражение. В результате негативные эмоции накапливаются и выходят в неконтролируемых формах. Например, могу допустить язвительную реплику и даже злую шутку. |
7. Участники делятся впечатлениями от теста и от всего семинара;
отвечают на вопросы:
- что нового узнали в ходе семинара?
- достигли ли поставленной в начале семинара цели?
- что помогало и что мешало достижению этой цели?
- пожелания ведущему.
Использованная литература
1. .Мещеряков Б.Н., Зинченко В.И. Большой психологический словарь/ Б.Н.Мещеряков , В.И.Зинченко. - М: АСТ,2009.
2. Горянина В.Н. Самоотношение учителя и личностно-ориентированное взаимодействие в педагогическом процессе/В.Н.Горянина - диссертация,2011.
3. Козлова Г.Н., Дмитриченко Г.Ю. Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики (методические и диагоностические материалы в помощь педагогам)/ Г.Н.Козлова, Г.Ю.Дмитриченко - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
4. Абрамова А. А., Бреусова Л. Г. , Деменкова Н. В., Клочкова Е. К. Особенности организации воспитательной работы в условиях школы закрытого типа / А. А.Абрамова, Л. Г.Бреусова , Н. В. Деменкова, Е. К.Клочкова - Газета "1 сентября", 2011.