Авторская программа по предмету "Слушание музыки для первого класса ДМШ и ДШИ"

Разделы: Музыка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы по дисциплине “Слушание музыки” для ДМШ и ДШИ О.А. Давиденко, Т.Г. Симоновой.

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры обучающихся и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста.

Основные задачи:

  • Создать предпосылки для дальнейшего музыкального, личностного развития, последующего освоения и приобщения обучающихся к музыкальному искусству;
  • Формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;
  • Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений и стилей;
  • Расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия;
  • Развивать музыкальное мышление, творческих способностей и воображения обучающихся;
  • Способствовать развитию интереса детей к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью;
  • Воспитывать желание слушать и исполнять музыку;
  • Поддерживать проявления оценочного отношения к музыке, ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса.
  • Развивать способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его.

Кроме традиционных форм работы, над реализацией вышеизложенных задач, используются следующие формы и методы:

формы работы: беседа с учащимися, слушание музыкальных произведений (фрагментов), анализ отдельных выразительных средств; определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета (например “Гном” Мусоргского из сюиты “Картинки с выставки” — “испуганный”, “трагический”); объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором; сочинение дома стихов, рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке;

методы работы: словесный; наглядный; практический; метод активизации зрительного и слухового восприятия; метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений; метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий).

Отличительные особенности программы:

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания. Для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки.

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на 1 года обучения, для детей в возрасте с 6-7 лет.

В соответствии с учебным планом, на предмет “Слушание музыки” отводится 36 часов в год, из расчета – 1 час в неделю.

Принцип построения программы – тематический.

Музыкальный материал подобран по возможности яркий, образный, доступный детскому восприятию.

Предмет “Слушание музыки” является неотъемлемой частью музыкальных дисциплин и занимает важнейшее место в учебно-воспитательном процессе музыкальных школ.

Специфика курса Слушание музыки состоит в том, что главным в нем является живое восприятие и осмысление музыки. Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства формирует основы музыкальной культуры обучающихся, как части их духовной культуры.

Примерные формы проведения уроков и домашних заданий:

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:

  • Интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание музыки + хор).
  • Урок – сказка (может иметь различные формы: и собственно “сказка” – прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке – ролевые задания).
  • Комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального).
  • Открытые уроки с присутствием родителей.
  • Урок – путешествие в прошлое, настоящее и будущее.
  • Урок – состязание.
  • Урок – игра на закрепление пройденного материала.
  • Конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки.

Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.

Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности: сочинение небольших историй, рассказов по пройденной теме и прослушанным произведениям; подбор загадок, картинок, стихов к прослушанным произведениям; создание звуковых эскизов (изображение на инструменте образов музыкальных произведений); нарисовать рисунок к прослушанному произведению.

Примерные условия реализации данной программы:

наличие учебных групп (не менее 3 человек); наличие фоно – и аудиотеки; осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и хоровому классу, музыкальной литературе; соблюдение межпредметных связей; активный поиск новых форм и методов преподавания слушания музыки, самообразование педагогов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Предмет “Слушание музыки” ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, чем на заучивании ими определенных понятий и терминов. Курс “Слушание музыки” даёт возможность приобщить детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения в школе. В тесной связи с другими предметами – эта дисциплина способствует формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширению общего кругозора обучающегося, накоплению музыкального багажа знаний, а также развитию музыкально – литературного лексикона обучающихся.

По окончании первого года обучения обучающийся должен определять общий характер и образный строй произведения; выявлять выразительные средства музыки; узнавать тембры музыкальных инструментов.

Чтобы проверить степень освоения материала без лишнего нажима и назидания, дается ряд творческих заданий. Они помогут выявить знания, умения и навыки учеников, а также станут не столько критерием оценки, сколько любимой формой работы на уроке.

Механизм оценки: фронтальный опрос; беглый текущий опрос; музыкальная викторина; систематическая проверка домашнего задания; самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам; контрольные уроки в конце каждой четверти.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем

кол-во часов

 

1-я четверть

 

1.

Роль музыки в нашей жизни

1

2.

Содержание музыкальных произведений: 1) События исторического прошлого. 2) Образы природы в музыке. 3) Сказочные образы в музыке.

3

3

Средства музыкальной выразительности.

4

  Контрольный урок приложение 1

1

 

2-я четверть

 

4.

В мире музыкальных инструментов.

6

5.

Повторение. Контрольный урок приложение 2

3

 

3-я четверть

 

6.

Беседа о жанрах. Знакомство с жанрами в литературе, живописи, музыке.

1

7.

Вокальная музыка.

4

8.

Инструментальная музыка. Марши.

2

9.

Повторение. Контрольный урок приложение 3

3

 

4-я четверть

 

10.

Инструментальная музыка. Танцы.

4

11.

Повторение. Контрольный урок приложение 4

2

12.

Повторение материала первого года обучения.

2

  Итого

36 часов

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Роль музыки в нашей жизни

Музыка вокруг нас. Авторы и исполнители.

Музыкальные примеры:

1. И. Дунаевский. “Марш веселых ребят”, слова Лебедева-Кумача.
2. В. Агапкин. “Прощание Славянки”.
3. Л. Бетховен. “Лунная соната”, 1 часть.

Тема 2. Содержание музыкальных произведений

События исторического прошлого в музыке.

Музыкальные примеры:

1. С. Прокофьев. Кантата “Александр Невский”, V ч., “Ледовое побоище” (фрагмент).
2. М. Глинка. Хор “Славься” из эпилога оперы “Иван Сусанин”.
3. А. Бородин. Ария Игоря из 2 д. оперы “Князь Игорь”.

Картины природы в музыке.

Музыкальные примеры:

1. Э. Григ. “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”.
2. П. Чайковский. “Времена года”: “Песнь жаворонка”, “На тройке”, “Осенняя песнь”.

Мир сказки в музыке.

Музыкальные примеры:

1. М. Глинка. Марш Черномора из оперы “Руслан и Людмила”.
2. П. Чайковский. “Шоколад (испанский танец), “Чай” (китайский час), танец феи Драже из балета “Щелкунчик”.
3. М. Мусоргский. “Избушка на курьих ножках” из фортепианного цикла “Картинки с выставки”.
4. Н. Римский-Корсаков. “Белка” из оперы “Сказка о царе Салтане”.

Тема 3. Выразительные средства музыки

Ритм. Темп. Основные музыкальные темпы: Largo, Adagio, Andante, Moderato, Allegro, Presto.

Музыкальные примеры:

1. Л. Бетховен. “Мотив судьбы” из 5 симфонии.
2. М. Равель. “Болеро” (фрагмент).
3. А. Хачатурян. “Танец юношей” (лезгинка) из балета “Гаянэ”.
4. Н. Римский-Корсаков. “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане”.
5. Э. Григ. “Смерть Озе” из сюиты “Пер Гюнт”.
6. П. Чайковский. “Марш деревянных солдатиков”, “Похороны куклы”, “Новая кукла” из “Детского альбома”.

Регистры. Лады. Главные лады европейской музыки – мажор, минор.

Музыкальные примеры:

1. Н. Римский-Корсаков. “Белка” и “Тридцать три богатыря” из оперы “Сказка о царе Салтане”.
2. Э. Григ. “В пещере горного короля” из сюиты “Пер Гюнт”.
3. П. Чайковский. “Песня жаворонка”,“Болезнь куклы”,“Сладкая греза” из “Детского альбома”.

Музыкальные тембры.

Знакомство с тембрами различных инструментов на примере симфонической сказки С. Прокофьева “Петя и Волк”.

Мелодия как основа музыкального произведения. Мелодия как самостоятельное художественное произведение (народная песня). Типы мелодий: песенная, речитативная, инструментальная. Аккомпанемент.

Музыкальные примеры:

1. “Ай, во поле липонька” – русская народная песня.
2. Речитатив и ария Сусанина из 4 д. оперы М. Глинки “Иван Сусанин”.
3. Ф. Шопен. Ноктюрн Es dur/
4. К. Глюк. Мелодия из оперы “Орфей и Эвридика”
5. П. Чайковский. “Болезнь куклы” из “Детского альбома”.

Тема 4. В мире музыкальных инструментов

Клавишные: клавикорд, клавесин, фортепиано, рояль.

Музыкальные примеры:

1. И. Бах Французская сюита №5. Сарабанда и Жига (клавесин)
2. Ф. Куперен. Пьесы для клавесина “Барабанщики”, “Пряхи”.
3. И. Бах. ХТК. Прелюдия и фуга C dur, Прелюдия и фуга c moll из 1 тома (клавесин).

Струнно-смычковые: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Скрипичные мастера: Амати, Гварнери, Страдивари.

Музыкальные примеры:

1. А. Вивальди. Концерт для двух скрипок, виолончели и клавесина ор. 3. № 11 d moll (фрагмент).
2. И. Бах. Сюита № 5 с moll для виолончели. “ 1 Прелюдия. № 5 Гаворт (фрагменты).
3. Г. Венявский. Мазурка для скрипки и фортепиано a moll.

Струнно-щипковые: арфа, лютия, мандолина, гитара, домра, балалайка, гусли.

Музыкальные примеры:

1. П. Чайковский. Вальс цветов из балета “Щелкунчик”. Вступление (арфа).
2. Цыганская венгерка (гитары).
3. “Коробейники” (балалайка, гитара).
4. “Я с комариком плясала” (балалайка).
5. “Светит месяц, светит ясный” (звончатые гусли, баян).
6. Сибирская полечка (балалайка и русский народный оркестр им. Андреева).
7. С. Прокофьев. “Ромео и Джульетта”, 3 д. 3 к. “Утренняя серенада” (мандалины).
8. Д. Шостакович. Сцена на ярмарке из к/ф “Овод” (домра, ансамбль народных инструментов).

Баян. Аккордеон.

Музыкальные примеры:

“Сибирская проходочка”, “Светит месяц”,“Осенний сон”, “Память цветов”.

Деревянно-духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот. Ранние предшественники духовных инструментов.

1. П. Чайковский. Китайский танец “Чай” из балета “Щелкунчик” (флейта, фагот).
2. П. Чайковский. “Танец пастушков” из балета “Щелкунчик” (флейта).
3. А. Вивальди. Концерт для гобоя, струнных и клавесина C dur. Соч. 8 № 12 (фрагмент).
4. П. Чайковский. Симфония № 1, 2 ч., основная тема (гобой).
5. С. Прокофьев. “Золушка”. “Урок танца” (фагот).
6. Н. Римский-Корсаков. Опера “Снегурочка”, 3 д. Песня Леля (соло кларнета).

Медно-духовые: труба, валторна, тромбон, туба.

Музыкальные примеры:

1. П. Чайковский. “Щелкунчик” Испанский танец (труба).
2. С. Прокофьев. “Золушка”. “Принц и сапожники” (туба, труба с сурдиной).
3. П. Чайковский. “Щелкунчик”. Танец пастушков (средняя часть – трубы).
4. А. Бородин. Симфония № 2, 3 ч., главная тема (валторна).
5. П. Чайковский. Симфония №5, 2 ч. (валторна).
6. Л. Бетховен. “Три Eguale” для 4-х тромбонов (фрагмент).

Тема 5. Повторение

Закрепление темы Музыкальные инструменты. Определение на слух инструментальных тембров в музыкальных примерах.

Тема 6. Жанры

Жанр – вид искусства. Жанры в литературе, живописи. Музыкальные жанры:

1. Вокальные (песня, ария, романс);
2. Инструментальные (марш, вальс, полька, мазурка);
3. Музыкально-театральные (опера, балет).

Музыкальные примеры:

1. В. Шаинский. “Вместе весело шагать”.
2. “Я встретил Вас” – старинный русский романс.
3. С. Прокофьев. Марш из сборника “Детская музыка”.
4. П. Чайковский. Мазурка, полька из “Детского альбома”.

Тема 7. Вокальная музыка

Понятие вокальной музыки. Пение a capella. Характеристика певческих голосов.

Музыкальные примеры:

1. Ария Руслана “О поле, поле…” из оперы М. Глинки “Руслан и Людмила” (бас).
2. Ария Ленского “Что день…” из оперы П. Чайковского “Евгений Онегин” (тенор).
3. Ария Людмилы из 4 д. оперы М. Глинки “Руслан и Людмила” (сопрано).
4. Песня Марфы из оперы М. Мусоргского “Хованщина” (меццо-сопрано)
5. Ария Ольги из I к. оперы Чайковского “Евгений Онегин” (контральто).

Песенные жанры. Русские революционные песни – яркий художественный памятник героического прошлого нашего народа.

Музыкальные примеры:

1. “Смело, друзья, не теряйте” Н. Песков, сл. М. Михайлова.
2. Л. Радин. “Смело, товарищи, в ногу”.
3. “Варшавянка” (русский текст Г. Кржижановского) и другие революционные песни.

Советские массовые песни.

Музыкальные примеры:

1. И. Дунаевский, сл. В. Лебедева-Кумача. “Марш веселых ребят”.
2. А. Островский, сл. Л. Ошанина. “Пусть всегда будет солнце”.
3. Дм. И Дан. Покрасс, сл. В. Лебедева-Кумача. “Москва майская”.
4. Д. Шостакович, сл. Е. Долматовского. “Родина слышит” и другие песни.

Знакомство с другими вокальными жанрами: ария, романс, вокальный дуэт, вокальное трио, хоровая миниатюра.

Музыкальные примеры:

1. “Ночь светла” – старинный русский романс.
2. П. Булахов. “Не пробуждай воспоминаний” – романс.
3. Дуэт Татьяны и Ольги из опера П. Чайковского “Евгений Онегин”.
4. Дуэт Лизы и Полины из оперы П. Чайковского “Пиковая дама”.
5. В. Власов. “Фонтан у бахчисарайского дворца” (вокальное трио).
6. В. Мурадели. “Сны-недотроги” (вокальный ансамбль преподавателей).

Тема 8. Инструментальная музыка

Марши. Особенности жанра. Виды маршей: детские, сказочно-фантастические, торжественные, военно-строевые, свадебные, траурные.

Музыкальные примеры:

1. Д. Верди. Марш из оперы “Аида”.
2. П. Чайковский. Марш из балеты “Щелкунчик”.
3. С. Прокофьев. Марш из сборника “Детская музыка”.
4. Ф. Мендельсон. “Песни без слов” (траурный марш).
5. П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков из “Детского альбома”.
6. М. Глинка. Марш Черномора из оперы “Руслан и Людмила”.
7. В. Агапкин. “Прощание славянки”.
8. С. Прокофьев. Марш из оперы “Любовь к трем апельсинам”.
9. Ф. Мендельсон. Свадебный марш.

Песни – марши.

Музыкальные примеры:

1. И. Дунаевский, сл. Лебедева-Кумача. “Марш веселых ребят”.
2. Ю. Хайт, сл. П. Германа. “Авиамарш”.
3. В. Соловьев-Седой, сл. Глейзарова. “Марш нахимовцев”.

Тема 9. Повтрение

Повторение тем: “Жанры”, “Вокальная и инструментальная музыка”.

Тема 10. Инструментальная музыка. Танцы

Танец. Народные танцы.

Музыкальные примеры:

1. “Камаринская”.
2. “Трепак” из балета П. Чайковского “Щелкунчик”.
3. Гопак – украинский народный танец.
4. Бульба – белорусский народный танец.
5. Жок – молдавский народный танец.
6. Лезгинка – дагестанский народный танец.
7. Э. Григ. Норвежский танец № 2 (A dur).
8. И. Брамс. Венгерский танец № 5 (fis moll).

Вальс. Полька.

Музыкальные примеры:

1. П. Чайковский. Вальс из “Детского альбома”.
2. Д. Шостакович. Вальс-шутка из балетной сюиты № 1.
3. Ф. Шуберт. Вальс h moll.
4. Ф. Шопен. Вальс cis moll.
5. П. Чайковский. Вальс цветов из балета “Щелкунчик”.
6. М. Глинка. “Полька”.
7. П. Чайковский. Полька из “Детского альбома”.
8. С. Рахманинов. Итальянская полька.
9. Д. Шостакович. Полька из балета сюиты № 1.

Мазурка. Полонез.

Музыкальные примеры:

1. Ф. Шопен. Мазурка C dur (ор.56 № 2), Полонез A dur (ор.40 № 1).
3. П. Чайковский. Мазурка из “Детского альбома”.
4. М. Глинка. Мазурка и Полонез из 2 д. оперы “Иван Сусанин”.
5. П. Чайковский. Полонез из 6 к. оперы “Евгений Онегин”.

Тема 11. Повторение

Закрепление темы: “Танцевальная музыка”.

Тема 12. Повторение материала первого года обучения

Закрепление новых терминов и понятий. Музыкальная викторина, конкурс творческих работ учащихся.