Урок по теме "Расчет массы и объема тела по его плотности"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • конкретизировать и закрепить полученные знания по теме “Плотность вещества”;
  • формировать умение применять полученные знания при решении задач;
  • развивать умение оформлять решение задач;
  • совершенствовать вычислительные навыки и умения применять необходимые формулы;
  • развивать умение делать выводы;
  • развивать интерес к предмету.

Тип урока: урок решения задач.

Оснащение урока: доска, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная приставка Mimio (или интерактивная доска), презентация в текстовом редакторе Блокнот mimio (или компьютерная презентация PowerPoint ) <Приложение 1>, учебник (таблица плотностей), раздаточный материал <Приложение 2>, <Приложение 3> .

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.
  3. Решение качественных задач.
  4. Решение расчетных задач.
  5. Блицопрос
  6. Итоги урока. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

На парты раздаются карточки с задачами <Приложение 2> и карточки с задачами на дом <Приложение 3>. Ученикам сообщается тема урока и цель урока.

II. Повторение.

1. Слабым ученикам дается задание – заполнить таблицу.

Физическая величина

Обозначение

Единицы измерения

Объем
Масса
Плотность

2. У доски ученик записывает формулы, в которых есть плотность.

3. Фронтальный опрос:

  • Какая физическая величина была изучена на прошлом уроке?
  • Дайте определение плотности.
  • В чем заключается физический смысл плотности?

Далее все проверяют формулы, записанные на доске.

III. Решение качественных задач. <Приложение 1>.

  1. Скульптор изваял три фигуры одинаковой массы из мрамора, сухого дуба и льда. Определите, из какого вещества сделана каждая фигура. (Приложение 1, слайд 2).
  2. Сравнить плотность веществ, из которых сделаны кубики. (Приложение 1, слайд 3).
  3. Учитель задает вопрос:

    – Что необходимо знать для сравнения плотностей? (Ученики делают вывод).

  4. Определить в каком сосуде находиться вода, а в каком керосин? (Приложение 1, слайд 4).

IV. Решение расчетных задач. <Приложение 1>.

Ученики начинают работать в тетрадях. Для учеников, которые решают быстро или плохо видят с доски, выданы карточки с такими же задачами, что и на доске. <Приложение 2>.

Ученики записывают в тетради тему урока. (Приложение 1, слайд 5).

Перед решением задач учитель задает вопросы:

– Давайте вспомним, как вы определяли массу тела при выполнении лабораторной работы?

– Как можно определить объем тела правильной и неправильной формы? (На дочке записывается формула V= abc).

– Сейчас, решая задачи, мы с вами рассмотрим еще один способ определения массы и объема тела.

Задача №1. Определите массу цилиндра из алюминия объемом 20 см3. Плотность алюминия 2,7 г/см3. (Приложение 1, слайд 6).

Прочитав условие задачи, в таблицу надо записать обозначение физических величин, о которых говорится в задаче.

– Можно ли, зная объем и плотность найти массу тела?

Записывается формула . Можно решить задачу на доске, можно самостоятельно ученикам. В этом случае образец решения спрятан за картинкой цилиндра.

Задача №2. Брусок из дерева имеет размеры 2?2?4,5 см. Чему равна масса этого бруска. Плотность дерева 0,6 г/см3. (Приложение 1, слайд 7).

Здесь можно вместе найти объем тела, а массу ученики находят самостоятельно. Образец решения спрятан за картинкой бруска.

Задача №3. Найти объем воды в бочке. Масса воды равна 360 кг. Плотность воды равна 1000 кг/м3. (Приложение 1. Слайд 8).

Прочитав условие задачи, в таблицу надо записать обозначение физических величин, о которых говорится в задаче.

Учитель задает вопрос:

– Можно ли, зная массу и плотность найти объем тела?

Записывается формула для нахождение объема тела по плотности. Ученики самостоятельно решают задачу. Образец решения спрятан за картинкой.

Задача №4. Найти массу 5л бензина. Плотность бензина равна 710 кг/м3. (Приложение 1, слайд 9).

Ученики самостоятельно решают задачу. Проверка по готовому решению, спрятанному на слайде за прямоугольником.

Задача №5 . Медная деталь объемом 200 см3 имеет массу 1,6 кг. Сплошная эта деталь или полая? Плотность меди 8,9 г/см3. (Приложение 1, слайд 10).

Задача №6. Прямоугольная металлическая пластина размерами 5?3?0,5 см имеет массу 85 кг. Из какого металла сделана пластина?

(Приложение 1, слайд 11).

Эти задачи решают ученики, работающие быстро.

V. Блицопрос. <Приложение 1, слайд 12>.

  1. Плотность морской воды 1030 кг/м3. Что означает это число?
  2. Чему равна масса 1см3 льда?
  3. Каков объем 800 кг керосина?
  4. Плотность алюминия 2,7 г/см3 . Выразите ее в системе СИ.

VI. Итоги урока. <Приложение 1, слайд 13>.

– Какое понятие мы повторяли и закрепляли на уроке?

– Что можно найти, если известна плотность вещества?

Домашнее задание. <Приложение 3>.

Решить любые три задачи из предложенных на карточке.