Цели урока:
- конкретизировать и закрепить полученные знания по теме “Плотность вещества”;
- формировать умение применять полученные знания при решении задач;
- развивать умение оформлять решение задач;
- совершенствовать вычислительные навыки и умения применять необходимые формулы;
- развивать умение делать выводы;
- развивать интерес к предмету.
Тип урока:
урок решения задач.Оснащение урока:
доска, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная приставка Mimio (или интерактивная доска), презентация в текстовом редакторе Блокнот mimio (или компьютерная презентация PowerPoint ) <Приложение 1>, учебник (таблица плотностей), раздаточный материал <Приложение 2>, <Приложение 3> .План урока
- Организационный момент.
- Повторение.
- Решение качественных задач.
- Решение расчетных задач.
- Блицопрос
- Итоги урока. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
На парты раздаются карточки с задачами <Приложение 2> и карточки с задачами на дом <Приложение 3>. Ученикам сообщается тема урока и цель урока.
II. Повторение.
1. Слабым ученикам дается задание – заполнить таблицу.
Физическая величина |
Обозначение |
Единицы измерения |
Объем | ||
Масса | ||
Плотность |
2. У доски ученик записывает формулы, в которых есть плотность.
3. Фронтальный опрос:
- Какая физическая величина была изучена на прошлом уроке?
- Дайте определение плотности.
- В чем заключается физический смысл плотности?
- Перевести в систему СИ: …;…; …; …. (приложение 1, слайд 1)
Далее все проверяют формулы, записанные на доске.
III. Решение качественных задач. <Приложение 1>.
- Скульптор изваял три фигуры одинаковой массы из мрамора, сухого дуба и льда. Определите, из какого вещества сделана каждая фигура. (Приложение 1, слайд 2).
- Сравнить плотность веществ, из которых сделаны кубики. (Приложение 1, слайд 3).
- Определить в каком сосуде находиться вода, а в каком керосин? (Приложение 1, слайд 4).
Учитель задает вопрос:
– Что необходимо знать для сравнения плотностей? (Ученики делают вывод).
IV. Решение расчетных задач. <Приложение 1>.
Ученики начинают работать в тетрадях. Для учеников, которые решают быстро или плохо видят с доски, выданы карточки с такими же задачами, что и на доске. <Приложение 2>.
Ученики записывают в тетради тему урока. (Приложение 1, слайд 5).
Перед решением задач учитель задает вопросы:
– Давайте вспомним, как вы определяли массу тела при выполнении лабораторной работы?
– Как можно определить объем тела правильной и неправильной формы? (На дочке записывается формула V= abc).
– Сейчас, решая задачи, мы с вами рассмотрим еще один способ определения массы и объема тела.
Задача №1. Определите массу цилиндра из алюминия объемом 20 см3. Плотность алюминия 2,7 г/см3. (Приложение 1, слайд 6).
Прочитав условие задачи, в таблицу надо записать обозначение физических величин, о которых говорится в задаче.
– Можно ли, зная объем и плотность найти массу тела?
Записывается формула . Можно решить задачу на доске, можно самостоятельно ученикам. В этом случае образец решения спрятан за картинкой цилиндра.
Задача №2. Брусок из дерева имеет размеры 2?2?4,5 см. Чему равна масса этого бруска. Плотность дерева 0,6 г/см3. (Приложение 1, слайд 7).
Здесь можно вместе найти объем тела, а массу ученики находят самостоятельно. Образец решения спрятан за картинкой бруска.
Задача №3. Найти объем воды в бочке. Масса воды равна 360 кг. Плотность воды равна 1000 кг/м3. (Приложение 1. Слайд 8).
Прочитав условие задачи, в таблицу надо записать обозначение физических величин, о которых говорится в задаче.
Учитель задает вопрос:
– Можно ли, зная массу и плотность найти объем тела?
Записывается формула для нахождение объема тела по плотности. Ученики самостоятельно решают задачу. Образец решения спрятан за картинкой.
Задача №4. Найти массу 5л бензина. Плотность бензина равна 710 кг/м3. (Приложение 1, слайд 9).
Ученики самостоятельно решают задачу. Проверка по готовому решению, спрятанному на слайде за прямоугольником.
Задача №5 . Медная деталь объемом 200 см3 имеет массу 1,6 кг. Сплошная эта деталь или полая? Плотность меди 8,9 г/см3. (Приложение 1, слайд 10).
Задача №6. Прямоугольная металлическая пластина размерами 5?3?0,5 см имеет массу 85 кг. Из какого металла сделана пластина?
(Приложение 1, слайд 11).
Эти задачи решают ученики, работающие быстро.
V. Блицопрос. <Приложение 1, слайд 12>.
- Плотность морской воды 1030 кг/м3. Что означает это число?
- Чему равна масса 1см3 льда?
- Каков объем 800 кг керосина?
- Плотность алюминия 2,7 г/см3 . Выразите ее в системе СИ.
VI. Итоги урока. <Приложение 1, слайд 13>.
– Какое понятие мы повторяли и закрепляли на уроке?
– Что можно найти, если известна плотность вещества?
Домашнее задание. <Приложение 3>.
Решить любые три задачи из предложенных на карточке.