Цель: дать представление педагогам о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления в деятельности учителя.
Форма занятия: презентация
Оборудование:
- Проектор
- Экран
Программное обеспечение: Microsoft Office (Microsoft Word, Power Point).
Участники: педагоги, администрация.
Условия поведения: кабинет психолога (комната психологической разгрузки) или класс с большим количеством зелени.
Время проведения: 15- 20 минут.
Ход занятия
1 слайд
Тема занятия: «Влияние стресса на профессиональную деятельность педагога»
2 слайд
Разговор о влиянии стресса на педагогическую деятельность педагога я хотела бы начать с высказывания Виталия Владимировича Рубцова
«Именно учитель в первую очередь отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает (на практике) эту среду благоприятной для обучения школьников».
Для этого учитель должен чувствовать себя комфортно на своем рабочем месте.
3 слайд
В российском обществе, к сожалению, учитель, порою, самое незащищенное звено в материальной, духовной и культурной сферах нашей жизни.
Труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов, что в свою очередь, предъявляет повышенные требования к такой ее характеристике как стрессоустойчивость.
Часто, сопутствующие проблемы, которые решают учителя в своей профессиональной деятельности, становятся причиной такого процесса как эмоциональное выгорание, а это начало профессиональной деформации.
4 слайд
Какие же факторы вызывают эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию у работников образования? Это
- Фактическое отсутствие «права на ошибку». Известно, что для того, чтобы избежать профессиональных неудач большинство учителей «расширяют» свое рабочее время (берут работу на дом и др.). В результате, они лишают себя полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы.
- Неудовлетворенность профессиональным статусом.
- Страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест вследствие снижения уровня рождаемости.
- Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей и коллег. (Этот фактор наиболее часто наблюдается у молодых специалистов, а также у учителей, которые приходят из других учебных заведений).
- Отсутствие условий для самовыражения и самореализации.
- Недостаток положительного стимулирования труда.
Это все является очень большим стрессом для учителя.
5 слайд
Что такое стресс? Дистресс?
Стресс и дистресс легко различаются. Представьте, что вы приехали на море. Жаркое солнце, хочется искупаться. Вы входите в воду, а она холодная. Первичная реакция вашего организма: озноб и мурашки – это стресс. Если вы, несмотря на это входите в воду и плаваете 10 -20минут дальше, организм привыкает к холодной воде, и вы не чувствуете переохлаждения. Если долго плавать, то можно простудиться или заболеть. Так, простуда и серьезная болезнь – это дистресс.
Стресс – это первая реакция организма на переохлаждение.
А дистресс – это перенапряжение адаптационных механизмов.
Когда организм истощается, возникает дистресс.
6 слайд
Длительное пребывание в состоянии стресса приводит к дистрессу.
Сначала возникает
- тревога, затем привычка
- стабилизация, но если ничего не менять, наступает
- истощение, т.е. дистресс
7 – 8 слайд
Стресс – это просто единичная перегрузка учителя
Дистресс – это измождение.
Поэтому, задачами психологической службы являются:
- помочь учителю преодолеть стресс
- не допустить возникновения состояний дистресса у любого педагога
9 слайд
Как же преодолеть факторы стресса у педагогов школы?
Нужно начать с личных факторов
- Хорошо организовать свою работу
- Правильно распределить рабочее время (тогда вы избавитесь от страха не успеть, не закончить)
- Реально оценивать уровень социальной компетенции учителя (привлекать психологов для решения конфликтных ситуаций)
10 слайд
Профессиональные факторы
- Формирование здорового климата в коллективе
- Повышение конкурентно способности учителя
- Отсутствие моббинга (психологического давления со стороны руководящих работников)
- Помощь психолога в установлении дисциплины на уроках
- Обучение приемам мотивации школьников и усвоению материала
11 слайд
Как создать комфортные условия для работы
Условия работы
- иметь оптимальную (для себя) нагрузку
- грамотное комплектование классов (страты)
12 слайд
Но если, не смотря на все усилия стресса избежать, не удалось, то можно порекомендовать следующее:
ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССА
- Способы релаксации
- Физическая активность
- Компенсационное проведение свободного времени
- Фокусировка на положительных чувствах
- Способность быстро решать мелкие проблемы.
- Обращение к психологу
13-19слайды
В нашей школе используются различные приемы преодоления стрессов
- Групповые занятия, тренинги по преодолению стрессов (каждому участнику выдается приложение 1: «Упражнения для снятия стресса» и предлагается выполнить некоторые упражнения из предложенного списка)
- Совместное проведение праздников
- Групповые занятия для учителей по аэробике, лечебной физкультуре
- Коллективные поездки на природу, по городам России
- Посещение музеев, театров
(Фото слайды с 14-19слайды)
Обратная связь.
Участникам занятия предлагается рассказать о своих мыслях, чувствах, состояниях, закончив предложение:
- В ходе встречи я понял (а) ...
- Больше всего мне понравилось ...
20 слайд
Ведущая благодарит всех участников за внимание и участие.
Список литературы
- Зеленова И. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов. Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание. – Газета “Школьный психолог” №13, 2005 г.
- Родионов В. Учительский стресс. – Газета “Школьный психолог” №4, 2006 г.
- Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика мета индивидуальности учителя. Пермь, 1992.
- Филин С. О синдроме профессионального выгорания и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов в социальной сфере // Школьный психолог . 2003.№43
- Форманюк Т.В. Синдром профессионального выгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя// Вопросы психологии. 1994.№6
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990