Влияние стресса на профессиональную деятельность педагога

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: дать представление педагогам о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления в деятельности учителя.

Форма занятия: презентация

Оборудование:

  • Проектор
  • Экран

Программное обеспечение: Microsoft Office (Microsoft Word, Power Point).

Участники: педагоги, администрация.

Условия поведения: кабинет психолога (комната психологической разгрузки) или класс с большим количеством зелени.

Время проведения: 15- 20 минут.

Ход занятия

1 слайд

Тема занятия: «Влияние стресса на профессиональную деятельность педагога»

2 слайд

Разговор о влиянии стресса на педагогическую деятельность педагога я хотела бы начать с высказывания Виталия Владимировича Рубцова

«Именно учитель в первую очередь отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает (на практике) эту среду благоприятной для обучения школьников».

Для этого учитель должен чувствовать себя комфортно на своем рабочем месте.

3 слайд

В российском обществе, к сожалению, учитель, порою, самое незащищенное звено в материальной, духовной и культурной сферах нашей жизни.

Труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов, что в свою очередь, предъявляет повышенные требования к такой ее характеристике как стрессоустойчивость.

Часто, сопутствующие проблемы, которые решают учителя в своей профессиональной деятельности, становятся причиной такого процесса как эмоциональное выгорание, а это начало профессиональной деформации.

4 слайд

Какие же факторы вызывают эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию у работников образования? Это

  • Фактическое отсутствие «права на ошибку». Известно, что для того, чтобы избежать профессиональных неудач большинство учителей «расширяют» свое рабочее время (берут работу на дом и др.). В результате, они лишают себя полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы.
  • Неудовлетворенность профессиональным статусом.
  • Страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест вследствие снижения уровня рождаемости.
  • Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей и коллег. (Этот фактор наиболее часто наблюдается у молодых специалистов, а также у учителей, которые приходят из других учебных заведений).
  • Отсутствие условий для самовыражения и самореализации.
  • Недостаток положительного стимулирования труда.

Это все является очень большим стрессом для учителя.

5 слайд

Что такое стресс? Дистресс?

Стресс и дистресс легко различаются. Представьте, что вы приехали на море. Жаркое солнце, хочется искупаться. Вы входите в воду, а она холодная. Первичная реакция вашего организма: озноб и мурашки – это стресс. Если вы, несмотря на это входите в воду и плаваете 10 -20минут дальше, организм привыкает к холодной воде, и вы не чувствуете переохлаждения. Если долго плавать, то можно простудиться или заболеть. Так, простуда и серьезная болезнь – это дистресс.

Стресс – это первая реакция организма на переохлаждение.

А дистресс – это перенапряжение адаптационных механизмов.

Когда организм истощается, возникает дистресс.

6 слайд

Длительное пребывание в состоянии стресса приводит к дистрессу.

Сначала возникает

  • тревога, затем привычка
  • стабилизация, но если ничего не менять, наступает
  • истощение, т.е. дистресс

7 – 8 слайд

Стресс – это просто единичная перегрузка учителя

Дистресс – это измождение.

Поэтому, задачами психологической службы являются:

  • помочь учителю преодолеть стресс
  • не допустить возникновения состояний дистресса у любого педагога

9 слайд

Как же преодолеть факторы стресса у педагогов школы?

Нужно начать с личных факторов

  • Хорошо организовать свою работу
  • Правильно распределить рабочее время (тогда вы избавитесь от страха не успеть, не закончить)
  • Реально оценивать уровень социальной компетенции учителя (привлекать психологов для решения конфликтных ситуаций)

10 слайд

Профессиональные факторы

  • Формирование здорового климата в коллективе
  • Повышение конкурентно способности учителя
  • Отсутствие моббинга (психологического давления со стороны руководящих работников)
  • Помощь психолога в установлении дисциплины на уроках
  • Обучение приемам мотивации школьников и усвоению материала

11 слайд

Как создать комфортные условия для работы

Условия работы

  1. иметь оптимальную (для себя) нагрузку
  2. грамотное комплектование классов (страты)

12 слайд

Но если, не смотря на все усилия стресса избежать, не удалось, то можно порекомендовать следующее:

ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССА

  1. Способы релаксации
  2. Физическая активность
  3. Компенсационное проведение свободного времени
  4. Фокусировка на положительных чувствах
  5. Способность быстро решать мелкие проблемы.
  6. Обращение к психологу

13-19слайды

В нашей школе используются различные приемы преодоления стрессов

  • Групповые занятия, тренинги по преодолению стрессов (каждому участнику выдается приложение 1: «Упражнения для снятия стресса» и предлагается выполнить некоторые упражнения из предложенного списка)
  • Совместное проведение праздников
  • Групповые занятия для учителей по аэробике, лечебной физкультуре
  • Коллективные поездки на природу, по городам России
  • Посещение музеев, театров

(Фото слайды с 14-19слайды)

Обратная связь.

Участникам занятия предлагается рассказать о своих мыслях, чувствах, состояниях, закончив предложение:

  • В ходе встречи я понял (а) ...
  • Больше всего мне понравилось ...

20 слайд

Ведущая благодарит всех участников за внимание и участие.

Список литературы

  1. Зеленова И. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов. Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание. – Газета “Школьный психолог” №13, 2005 г.
  2. Родионов В. Учительский стресс. – Газета “Школьный психолог” №4, 2006 г.
  3. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика мета индивидуальности учителя. Пермь, 1992.
  4. Филин С. О синдроме профессионального выгорания и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов в социальной сфере // Школьный психолог . 2003.№43
  5. Форманюк Т.В. Синдром профессионального выгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя// Вопросы психологии. 1994.№6
  6. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990

Приложение 1