Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.
Тип проекта: среднесрочный, групповой, творческо-познавательный.
Проблема: Как попасть на ярмарку?
Актуальность проекта: Фольклор — устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки и т.д. — это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, понимая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Д.С. Лихачев отмечал: «Фольклор создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, — единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы».
Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения.
Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он, помимо воспитательной функции, несет еще познавательную и речевую.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
В детском саду проводится ярмарка «Дары осени». В младшей группе с детьми проходят беседы: что такое ярмарка, что продают на ярмарке, как наряжаются на ярмарку. Рассматривают фотографии с предыдущих ярмарок. У детей появляется желание побывать на ярмарке, поиграть, потанцевать, на других посмотреть и себя показать.
Цель проекта: Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народным сюжетом.
Задачи проектной деятельности
- Знакомить детей с элементами русского народного быта, совершенствовать уровень накопленных знаний в области русской народной культуры.
- Обогащать словарный запас воспитанников (познакомить со словами горница, горшок, самовар, ухват, рушник, деревянные ложки).
- Побуждать детей к использованию полученных практических навыков в самостоятельной игровой деятельности.
- Развивать эмоциональный отклик на любимые фольклорные произведения.
- Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность.
Предполагаемые итоги реализации проекта
- Пополнение знаний детей о русском народном быте.
- Изготовление родителями русских народных костюмов.
- Выставка рисунков и поделок на тему «Осенние дары».
- Дегустация солений, варений, выпечки.
- Итоговое мероприятие развлечение для детей и родителей «Весёлая ярмарка».
I. Разработка проекта
- Подбор и изучение методической и художественной литературы по данной теме.
- Подбор музыкального сопровождения для ярмарки.
- Подбор материала и игрушек для сюжетно-ролевых игр.
- Довести до сведения родителей важность этой проблемы и замотивировать на участие в проекте.
- Обогащение предметно-развивающей среды в группе. (минимузей, куклы в русских народных костюмах)
II. Выполнение проекта (предварительная работа)
- Использование малых фольклорных форм в режимных моментах.
- Чтение русских народных сказок.
- Оформление мини-музея «Русская изба»
- .НОД на тему «Придумаем потешку», «Петушок с семьёй»,
Этапы проекта (таблица)
Этапы и сроки проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
I этап | 1. Формирование проблемы: «Как попасть на ярмарку?» 2. Вводит в игровую ситуацию. |
1. Желание попасть на ярмарку. 2. Принятие игровой ситуации. |
1. Помощь детям и воспитателю. 2. Участие в игре. |
I этап | 1. Подбор дидактического и методического материала. 2. Организует деятельность детей и родителей. 3. Оформление зала для проведения ярмарки. |
1. Участие в подготовке к празднику (разучивание стихов, песенок, танцев) 2. Объединение детей в рабочие подгруппы (изготовление поделок из природного материала). 3. Изготовление поделок, рисунков. 4. Оформление фотовыставки |
1. Изготовление костюмов, выпечки, семейные поделки из овощей и фруктов. 2. Разучивание потешек подходящих к имени ребёнка. |
III этап | 1. Презентация развлечения «Веселая ярмарка». 2. Выставка рисунков, поделок в музыкальном зале. |
1. Активное участие детей в развлечении «Веселая ярмарка». 2. Посещение выставки рисунков и поделок в музыкальном зале. |
1. Активное участие в развлечении «Веселая ярмарка». 2. Презентация выпечки, кондитерских изделий, варенья, солений. |
III. Презентация проекта
- Развлечение с детьми и родителями «Весёлая ярмарка».
- Выставка рисунков и поделок на тему «Осенние дары».
- Чаепитие «У самовара я и моя мама».
IV. Определение тем для новых проектов
- Проект «Люблю берёзку русскую».
- Проект «Украсим группу к празднику»
Приложение.
Развлечение «Весёлая ярмарка»
Под русскую народную мелодию (по выбору воспитателя) дети с родителями входят в зал. Их встречает Забавушка:
Забавушка:
Здравствуйте, детишки —
девчонки и мальчишки!
Я гостей ждала, наряжалася.
Бусы красные надела, украшалася.
Вижу, и вы к празднику готовы,
на вас новые обновы,
Сарафаны расписные
да рубашки льняные.
Сядем рядком,
да поговорим ладком.
Я — Забавушка. Люблю песни петь. Плясать да ребяток забавлять. А про вас мне ваши мамочки расскажут.
Мамы
-
Наша Сонечка в дому.
Что оладушек в меду,
Красно солнышко в саду. -
Расти, Светочка здоровая,
Как яблонька садовая.
Ножки-ходунюшки,
ручки-хватунюшки,
Роток-говорок,
а в головке разумок! -
Только Таня утром встанет,
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять? –
Таня любит танцевать. ( Весело ) -
Насыпал Саша
Горошка на дорожку,
Ведет теперь к порожку
Дорожка из горошка – (Ох, как интересно) -
Шел Лёвушка через двор,
Нес Лёвушка с собой топор,
Шел Лёвушка чинить забор – Молодец! -
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Все у нас хорошие,
Все у нас — пригожие!
Забавушка: Вот молодцы, и приласкали, и пожалели, и насмешили! Послушайте-ка!
Золотое яблочко по небу катается.
Всем-всем улыбается,
А улыбки-то лучи очень-очень горячи! Что это?
Дети. Солнышко.
Забавушка. Правильно! (Поет.)
Солнышко-солнышко,
выгляни в окошечко.
На ребяток погляди,
всем ребяткам посвети!
Проводится игра «Солнышко и дождик».
Забавушка:
Солнышко утром рано-рано встаёт,
а кто вместе солнышком песенку поёт? (Петушок)
Дети. Ку-ка-ре-ку!
На ребенка надеваем шапочку петуха.
Забавушка:
Петушок рано встает
и другим спать не дает.
На заборе сидит,
громче всех кричит.
Петушок: Ку-ка-ре-ку!
Все встают в кружок. Проводится игра «Петушок».
Петушок:
Тух-тух-тух-тух!
Ходит по двору петух.
Хвост с узорами.
Сапоги со шпорами,
Под окном стоит,
Кто услышит — тот бежит!
Входит Петрушка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу к нам на ярмарку!
Приходите, приезжайте
все, что надо покупайте!
Здесь на ярмарке игрушки,
Бубенцы и погремушки,
ложки, барабаны,
дудочки, баяны!
Звучит песня.
Проводится игра «Большие ноги шли по дороге».
Забавушка: Ножки, ножки, куда вы бежите?
Ребёнок:
Мы бежим, бежим, бежим,
Мы на ярмарку спешим.
Петрушка:
Что же вы купить хотите?
Вот на дудки посмотрите!
Ребёнок:
Нет, подайте ложки нам,
Мы сейчас сыграем вам!
Исполняется пляска «Ложкари».
Петрушка:
Вот как весело играли
И нисколько не устали?
Ребёнок:
Мы девчата озорные,
вот веселые какие!
Дайте нам платки скорей.
Да играйте веселей!
Танец с платочками.
Петрушка:
Собирайся, народ,
карусель всех нас зовет!
Проводится игра «Карусель».
Петрушка:
Вам спасибо за уменье,
за улыбки, за веселье!
На прощанье в этот час
угостить хочу я вас.
Прянички, коврижки!
Кушайте, детишки!
Мамы:
Хорошо мы погуляли,
Отдохнули хорошо,
А пока что «До свиданья!»,
В гости к вам придем еще!