Проект "Веселая ярмарка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.

Тип проекта: среднесрочный, групповой, творческо-познавательный.

Проблема: Как попасть на ярмарку?

Актуальность проекта: Фольклор — устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки и т.д. — это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, понимая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Д.С. Лихачев отмечал: «Фольклор создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, — единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы».

Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения.

Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он, помимо воспитательной функции, несет еще познавательную и речевую.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

В детском саду проводится ярмарка «Дары осени». В младшей группе с детьми проходят беседы: что такое ярмарка, что продают на ярмарке, как наряжаются на ярмарку. Рассматривают фотографии с предыдущих ярмарок. У детей появляется желание побывать на ярмарке, поиграть, потанцевать, на других посмотреть и себя показать.

Цель проекта: Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народным сюжетом.

Задачи проектной деятельности

  • Знакомить детей с элементами русского народного быта, совершенствовать уровень накопленных знаний в области русской народной культуры.
  • Обогащать словарный запас воспитанников (познакомить со словами горница, горшок, самовар, ухват, рушник, деревянные ложки).
  • Побуждать детей к использованию полученных практических навыков в самостоятельной игровой деятельности.
  • Развивать эмоциональный отклик на любимые фольклорные произведения.
  • Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность.

Предполагаемые итоги реализации проекта 

  1. Пополнение знаний детей о русском народном быте.
  2. Изготовление родителями русских народных костюмов.
  3. Выставка рисунков и поделок на тему «Осенние дары».
  4. Дегустация солений, варений, выпечки.
  5. Итоговое мероприятие развлечение для детей и родителей «Весёлая ярмарка».

I. Разработка проекта

  1. Подбор и изучение методической и художественной литературы по данной теме.
  2. Подбор музыкального сопровождения для ярмарки.
  3. Подбор материала и игрушек для сюжетно-ролевых игр.
  4. Довести до сведения родителей важность этой проблемы и замотивировать на участие в проекте.
  5. Обогащение предметно-развивающей среды в группе. (минимузей, куклы в русских народных костюмах)

II. Выполнение проекта (предварительная работа)

  1. Использование малых фольклорных форм в режимных моментах.
  2. Чтение русских народных сказок.
  3. Оформление мини-музея «Русская изба»
  4. .НОД на тему «Придумаем потешку», «Петушок с семьёй»,

Этапы проекта (таблица)

Этапы и сроки проекта Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
I этап 1. Формирование проблемы: «Как попасть на ярмарку?»
2. Вводит в игровую ситуацию.
1. Желание попасть на ярмарку.
2. Принятие игровой ситуации.
1. Помощь детям и воспитателю.
2. Участие в игре.
I этап 1. Подбор дидактического и методического материала.
2. Организует деятельность детей и родителей.
3. Оформление зала для проведения ярмарки.
1. Участие в подготовке к празднику (разучивание стихов, песенок, танцев)
2. Объединение детей в рабочие подгруппы (изготовление поделок из природного материала).
3. Изготовление поделок, рисунков.
4. Оформление фотовыставки
1. Изготовление костюмов, выпечки, семейные поделки из овощей и фруктов.
2. Разучивание потешек подходящих к имени ребёнка.
III этап 1. Презентация развлечения «Веселая ярмарка».
2. Выставка рисунков, поделок в музыкальном зале.
1. Активное участие детей в развлечении «Веселая ярмарка».
2. Посещение выставки рисунков и поделок в музыкальном зале.
1. Активное участие в развлечении «Веселая ярмарка».
2. Презентация выпечки, кондитерских изделий, варенья, солений.

III. Презентация проекта 

  1. Развлечение с детьми и родителями «Весёлая ярмарка».
  2. Выставка рисунков и поделок на тему «Осенние дары».
  3. Чаепитие «У самовара я и моя мама».

IV. Определение тем для новых проектов

  1. Проект «Люблю берёзку русскую».
  2. Проект «Украсим группу к празднику»

Приложение.

Развлечение «Весёлая ярмарка» 

Под русскую народную мелодию (по выбору воспитателя) дети с родителями входят в зал. Их встречает Забавушка:

Забавушка:

Здравствуйте, детишки —
девчонки и мальчишки!
Я гостей ждала, наряжалася.
Бусы красные надела, украшалася.
Вижу, и вы к празднику готовы,
на вас новые обновы,
Сарафаны расписные
да рубашки льняные.
Сядем рядком,
да поговорим ладком.

Я — Забавушка. Люблю песни петь. Плясать да ребяток забавлять. А про вас мне ваши мамочки расскажут.

Мамы

  • Наша Сонечка в дому.
    Что оладушек в меду,
    Красно солнышко в саду.

  • Расти, Светочка здоровая,
    Как яблонька садовая.
    Ножки-ходунюшки,
    ручки-хватунюшки,
    Роток-говорок,
    а в головке разумок!

  • Только Таня утром встанет,
    Танцевать Танюшу тянет.
    Что тут долго объяснять? –
    Таня любит танцевать. ( Весело )

  • Насыпал Саша
    Горошка на дорожку,
    Ведет теперь к порожку
    Дорожка из горошка – (Ох, как интересно)

  • Шел Лёвушка через двор,
    Нес Лёвушка с собой топор,
    Шел Лёвушка чинить забор – Молодец!

  • Кто у нас хороший?
    Кто у нас пригожий?
    Все у нас хорошие,
    Все у нас — пригожие!

Забавушка: Вот молодцы, и приласкали, и пожалели, и насмешили! Послушайте-ка!

Золотое яблочко по небу катается.
Всем-всем улыбается,
А улыбки-то лучи очень-очень горячи! Что это?

Дети. Солнышко.

Забавушка. Правильно! (Поет.)

Солнышко-солнышко,
выгляни в окошечко.
На ребяток погляди,
всем ребяткам посвети!

Проводится игра «Солнышко и дождик».

Забавушка:

Солнышко утром рано-рано встаёт,
а кто вместе солнышком песенку поёт? (Петушок)

Дети. Ку-ка-ре-ку!

На ребенка надеваем шапочку петуха.

Забавушка:

Петушок рано встает
и другим спать не дает.
На заборе сидит,
громче всех кричит.

Петушок: Ку-ка-ре-ку!

Все встают в кружок. Проводится игра «Петушок».

Петушок:

Тух-тух-тух-тух!
Ходит по двору петух.
Хвост с узорами.
Сапоги со шпорами,
Под окном стоит,
Кто услышит — тот бежит!

Входит Петрушка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу к нам на ярмарку!

Приходите, приезжайте
все, что надо покупайте!
Здесь на ярмарке игрушки,
Бубенцы и погремушки,
ложки, барабаны,
дудочки, баяны!

Звучит песня.

Проводится игра «Большие ноги шли по дороге».

Забавушка: Ножки, ножки, куда вы бежите?

Ребёнок:

Мы бежим, бежим, бежим,
Мы на ярмарку спешим.

Петрушка:

Что же вы купить хотите?
Вот на дудки посмотрите!

Ребёнок:

Нет, подайте ложки нам,
Мы сейчас сыграем вам!

Исполняется пляска «Ложкари». 

Петрушка:

Вот как весело играли
И нисколько не устали?

Ребёнок:

Мы девчата озорные,
вот веселые какие!
Дайте нам платки скорей.
Да играйте веселей!

Танец с платочками.

Петрушка:

Собирайся, народ,
карусель всех нас зовет!

Проводится игра «Карусель». 

Петрушка:

Вам спасибо за уменье,
за улыбки, за веселье!
На прощанье в этот час
угостить хочу я вас.
Прянички, коврижки!
Кушайте, детишки!

Мамы:

Хорошо мы погуляли,
Отдохнули хорошо,
А пока что «До свиданья!»,
В гости к вам придем еще!