Цели урока:
- Обобщить и повторить с учащимися разделы по созданию изделий из древесины и металлов.
- Закрепить правила безопасного труда в мастерской.
- Воспитывать аккуратность и внимательность в работе.
Задачи урока:
- Развивать техническое мышление.
- Развивать самостоятельность, целеустремлённость, трудолюбие.
- Расширить кругозор учащихся при обобщении пройденного материала.
- Приобщить учащихся к работе в коллективе.
Тип урока: проблемно-развивающий.
Форма работы: групповая.
Методы обучения: проблемное изложение, частично-поисковый, контроль знаний.
Межпредметные связи: математика, литература, природоведение.
Оформление – на доске:
- Плакат «Брейн-ринг»
- Плакат с нарисованным деревом
Выписаны этапы проведения викторины:
- Лес и промышленность
- Чертёж – язык техники
- Машины и механизмы
- Металлы в промышленности
- Алло, нужна помощь.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.
Учитель. В 5-м классе вы познакомились с древесиной и металлом как широко распространёнными конструкционными материалами. В 6-м классе мы продолжили знакомиться с данными материалами. И сегодня на уроке подведём итоги полученных знаний по пройденным темам: 1. Технология создания изделий из древесины 2. Технология создания изделий из металла.
Ведущий ученик: (подходит к дереву на доске) В лесах нашей страны произрастают деревья более 100 различных пород. Все древесные породы подразделяются на хвойные и лиственные. Текстура древесины лиственных пород разнообразнее и красивее. Поэтому сегодня на уроке мы попробуем одеть дерево, отвечая на вопросы.
Учитель. Чтобы было интересней, мы разделимся на две команды: зелёные и жёлтые (4 человека в команде). Для того, чтобы одеть дерево, что нам понадобится?
Ответы учащихся: Знания, ум, навыки.
1 раунд: ЛЕС И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.
1. Чем занимается лесная промышленность? (Делится
на лесхозы и лесничества. Лесхозы организуют и
осуществляют необходимую рубку леса.
Лесничества ведают охраной и выращиванием леса)
2. Как сохраняют природу при заготовке древесины? (Возраст
древесины 80 или 120 лет. Её называют спелой.
Высаживают новые саженцы)
3. Окружающая нас природа охраняется законами,
перечислите эти законы. (Земельный. Водный,
Лесной)
4. Назовите основные виды пиломатериалов. (Доски,
брусья)
5. Что называют пороками древесины? (Отклонения
от её нормального строения, внешнего вида, а
также повреждения)
Ведущий:
В грубые передники одеты –
У кого в деревне не спроси –
Вечно мои прадеды и деды –
Плотниками были на Руси.Не на них ли с малолетства глядя.
В руки брали сыновья топор.
Потому и мастерами дяди
Значится в округе до сих пор.Разве мы когда-нибудь забудем
То, чем родословная жила,
Коль несли крупицу счастья людям
Вздох пилы и поворот сверла.Пусть пора иная наступила.
Век электропил – твоя пора!
Только родились электропилы
От простой пилы и топора…
Учитель: К какому жанру относится
данный отрывок? (Стихотворение)
– О какой профессии идёт речь? (Плотник)
– О каких инструментах говорится в отрывке?
Вы уже знаете, что для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения мы с вами узнали от языка техники – чертежа.
2 раунд: ЧЕРТЁЖ – ЯЗЫК ТЕХНИКИ
1. Что изображают на сборочном чертеже? (Только
те виды, по которым можно определить конструкцию
изделия)
2. Как следует читать сборочный чертёж? (Сначала
изучают содержание основной надписи, название
изделия, масштаб изображения, назначение и
принцип действия изделия)
3. Что записывают в маршрутной карте? (Последовательность
выполнения работы при изготовлении изделия)
4. Что содержит спецификация? (Перечень
особенностей изделия)
5. Для чего изготавливают модели? (Чтобы понять
устройство изделия и принцип действия)
Учитель: Второй раунд закончился, предлагаю с болельщиками поиграть в игру «Самый сообразительный». Участие могут принимать и члены команд. Каждый правильный ответ приносит жетон.
Ведущий:
1. Без карандаша и бумаги разделите 30 на 1/2 и
прибавьте 10. (70)
2. Какой предмет, вопреки закону всемирного
тяготения, чем тяжелее, тем с ним легче? (Кошелёк)
3. Горело 5 лампочек, три лампочки выключили.
Сколько лампочек осталось? (5)
4. Сколько концов у трёх палок? (6)
5. Каким ключом нельзя открутить гайку? (Родниковым)
6. Какое колесо не крутится у машины? (Запасное).
Учитель: Последний вопрос был про машину. Мы тоже с вами изучали составные части машин и токарный станок для точения древесины.
3 раунд: МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ
1. Для чего в машине служит двигатель? (Для
преобразования энергии в механическую)
2. Для чего предназначены токарные станки для
точения древесины? (Для изготовления
деревянных изделий, имеющих в поперечном сечении
форму круга)
3. Что делают с изделием перед окрашиванием? (Высушивают)
4. Какими инструментами выполняют точение на
токарном станке при обработке древесины? (Стамески,
шлифовальные колодки)
5. Чем наносят краску на изделие? (Кистью,
валиком)
Ведущий: В каменном веке (5-6 тыс. лет до н. э.) человек использовал медь, золото, серебро, метеорное железо для изготовления украшений и простейших орудий труда. Постепенно человек начал выплавлять металл из руды, освоил процессы плавки, горячей ковки и литья. Значительно расширился ассортимент изделий, так как можно было получить металл самых разнообразных свойств.
Учитель: Начинаем 4 раунд.
4 раунд:МЕТАЛЛЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1. Что такое сплав? (Смешивание в
расплавленном состоянии двух или нескольких
металлов)
2. Какие сплавы относятся к чёрным? (Сталь,
чугун).
3. Для какой цели на заготовке в месте разрезания
делают пропил трёхгранным напильником? (Чтобы
полотно не скользило по её поверхности)
4. Назовите напильники по форме поперечного
сечения? (Плоские, полукруглые, квадратные,
трёхгранные, круглые, ножевые, ромбические)
Учитель: Необходимо помнить, что неисправный инструмент и нарушение безопасных способов работы может привести к несчастному случаю.
5 раунд: АЛЛО, НУЖНА ПОМОЩЬ
1. Вы порезали руку, ваши действия?
2. Нарушив технику безопасности Иванов ушиб руку,
как ему помочь?
3. Что надо делать, если при работе на токарном
станке рукав свитера попал в маховое колесо?
4. Стружка попала в глаз. Ваши действия?
5. Работая с выжигателем, ученик Петров отвлёкся и
обжёг руку. Первая помощь?
Учитель: Наша игра-викторина подошла к концу, мы с вами повторили разделы по обработке древесины и металла. Ещё раз вспомнили правила оказания первой помощи. Подведём итоги.
(Подведение итогов – зелёные, жёлтые)
– Как говорится «Дело мастера боится», а для мастерства нужны не только навыки, но и ум. Ум надо питать, в народе есть такая пословица «Сахар – это пища ума». Подкрепим наши умы сладостями. (Награждение участников).
Используемая литература: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) Под редакцией В. Д. Симоненко, Москва Изд. Центр «Вентана-Граф» 2008 г.