Цель: Обобщить знания детей о приметах осени.
Задачи:
- развитие связной речи;
- совершенствование грамматического строя речи;
- уточнение и расширение словаря по теме «Осень»;
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие активности и самостоятельности;
- формирование двигательных навыков, координации речи с движениями, мелкой моторики.
- воспитание интереса и бережного отношения к природе.
Оборудование:
- аудиозапись А. Вивальди «Времена года», П.И. Чайковского «Времена года», М. Парцхаладзе «Дождик»;
- четыре картинки с изображением девочек, одетых по временам года;
- картинки ранней и поздней осени;
- набор картинок с изображение признаков разных времён года;
- игрушка белка;
- корзинки по количеству детей;
- муляжи шишек, грибов и орехов.
Предварительная работа:
- прогулка в осенний парк, наблюдение за осенними изменениями в природе;
- заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила»;
- разучивание хоровода под музыку П.И. Чайковского «Времена года»;
- разучивание песни-танца Н. Соколова, М. Парцхаладзе «Дождик»;
- знакомство с пословицами и поговорками об осени.
Ход занятия
I. Организационный момент
Звучит спокойная музыка А. Вивальди «Времена года».
- Жили – были 4 сестры. (воспитатель показывает на доске четыре картинки с изображением девочек, одетых по временам года.)
- Назовите Имена девочек? (Весна, Лето, Осень, Зима)
- Каждая сестра приносила на землю свои подарки. Какие подарки приносит зима (весна, лето, осень)?
Хоровод «Времена года»
Придумала мать
Дочерям имена
Вот Лето и Осень,
Зима и Весна!
II. Сообщение темы и цели
- Ребята, а сейчас какое время года? Назовите осенние месяца?
- А какая бывает осень? (воспитатель показывает две картины).
Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаями. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем мелкого дождя, с тяжёлыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. И к каждой осени особая любовь.
- Давайте подберём красивые слов к ранней осени. (прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, тихая, прохладная, богатая урожаем)
- А про позднюю осень расскажет стихотворение А.Плещеева «Осень наступила» (ребёнок)
- Какие чувства были у автора, когда он писал это стихотворение? (грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска)
Игра «Найди картинку с признаком осени».
На столе выложены картинки с изображением признаков разных времён года. Дети среди картинок находят только признаки осени и объясняют свой выбор.
III. Работа с пословицами, поговорками и приметами
Русский народ был мудрым, очень наблюдательным, до нас дошло очень много пословиц, примет и поговорок. Расскажите, какие вы знаете приметы, поговорки.
- Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
- От осени к лету поворота нету.
- Весной дождь растит, а осенью гноит.
- Осенью семь погод на дворе - сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
- Холоден батюшка- октябрь, да ноябрь его перехолодит.
- Лето со снопами, зима с пирогами.
- Весна красна да голодна, а осень дождлива, да сытна.
- Почему так говорят?
Песня-танец «Дождик» музыка М. Парцхаладзе.
- Если ворона сидит на суку нахохлившись и хрипло каркает - это к дождю.
- А вы дождя боитесь? (нет)
Дети танцуют танец «Дождик» с зонтиками
- Почему осень называют щедрой, урожайной.
IV. Физминутка
Устали, сядем отдохнём. (дети сидя по – турецки, ладони на коленях, качаются вправо – влево, произнося «Ах!» )
Капуста виласта,
Не будь голенаста,
Не будь голенаста,
Будь пудаста.
- Ребята, а как можно сохранить капусту до весны? (ответы детей: засолить, замариновать, законсервировать)
V. Развитие темпа речи
Игра «Засолим капусту» (выполняется в разных темпах)
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трём, трём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмём, жмём.
VI. Упражнение на согласование существительных с числительными.
- Осень богата овощами, фруктами. А чем ещё? (Ответы детей.) Это называется - дары леса.
- В лесу живут звери и каждый готовится к зиме.
- Давайте белочке поможем собрать запасы на зиму.
Дети берут корзинки и собирают грибы, орешки и шишки. Вслух пересчитывают набранные запасы. (одна шишка, … пять шишек)
VII. Итог занятия
Молодцы, вы со всеми заданиями справились. И белочка принесла вам в подарок мешочек с орешками.
Литература
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.