Формирование художественно-литературного опыта у детей методом нетривиальных творческих ситуаций

Разделы: Работа с дошкольниками


 «Каждый ребёнок изначально талантлив
и даже гениален, но его надо научить ориентировать в
современном мире, чтобы при минимуме затрат
достичь максимального эффекта».
Г.С. Альтшуллер

Самый расцвет творческих талантов (поэтических, писательских, просто словотворческих) приходится на дошкольное детство. Ни в каком другом возрасте человек не познаёт мир с такой жадностью, открытостью и постоянством. Никогда позже не станет наше знание таким всеобъемлющим и наше отношение к миру таким эмоционально чистым и искренним. По мнению исследователей детской речи, сам процесс освоения речи ребёнком протекает по законам творчества. Доказательством этому служит явление словотворчества, наблюдаемое у детей в возрасте 2-5 лет, интерес дошкольников 5-7 лет к сочинительской деятельности. В настоящее время в дошкольном возрасте сложилась серьёзная проблема формирования связной речи, а так же стимулирования и актуализации инициативной речи. Детская непосредственность, многократно помноженная на насущную потребность всё понять, объяснить , всему дать какое-либо словесное определение, привела нас к созданию нетривиальных творческих ситуаций. Анализ методических рекомендаций, которыми пользуются практические работники дошкольных учреждений, показал, что они не способствуют в полной мере развитию творческих способностей детей. Чувствуя настоятельную потребность времени, педагоги в поиске путей и способов творческого - речевого развития детей обращаются к различным сферам человеческого знания. Под творческой речевой деятельностью мы понимаем речевую деятельность, направленную на создание нового. Мы решили соединить технологию ТРИЗ и практическую часть обучения и воспитания детей. Совершенствование речевого творчества в совокупности с изобразительной деятельностью, что обеспечивает психологический фундамент для подготовки детей к развивающему начальному обучению.

Эту проблему мы решаем через детский самиздат МДОУ № 45, созданный в 1998г. Своеобразной работой клуба «Сам.издат МАЛЫШ» является нетрадиционный подход к построению заданий, позволяющий каждому ребёнку в клубе занимать позицию активного творца, созидателя. Детьми нашего клуба созданы книжки- самоделки, буклеты, рукописные альманахи, праздничные и информационные газеты, оперативно реагирующие на происходящие события в стране, в городе, детском саду , группе.В копилке нашего клуба создано немало детских изданий: экологической направленности, оздоровительной направленности, книги в жанре приключения, записки путешественников, волшебные сказки. В течение года детские рукописные книги «путешествуют» по детскому саду. Дети презентуют их во всех группах. Воспитанники клуба инициативны, самостоятельны в придумывании сказок на разные темы (бытовые, волшебные), умеют создавать разнообразные виды творческого рассказа и включаются в оформление и выпуск книг. Ежегодно авторы и иллюстраторы придуманной детьми книги выставляются на международном конкурсе детской рукописной книги в различных номинациях.

Работа клуба рассчитана на 2 года обучения и включает 64 занятия:

  • 1 год обучения-32
  • 2 год обучения – 32

Занятия проводятся с сентября по апрель, что составляет 1 занятие в неделю: длительность занятия по 25 минут ( для детей 5-6 ), 30 минут (для детей 6-7 лет)

Цель: Развитие творческой активности детей через познавательно-исследовательскую и художественно-творческую детскую деятельность.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КЛУБА:

Работа строится по циклам:

  • «Путешествие по ВООБРАЖАЙКЕ»
  • «СКАЗКА в гости к нам пришла»
  • « Моя первая книга»

Цикл

Задачи

«Путешествие по ВООБРАЖАЙКЕ»

- Научить детей оживлять предметы, превращать реальные объекты в сказочные.

- Формировать активные формы мышления в единстве с творческим воображением.

- Совершенствовать процесс кодирования информации из образа в речь.

- Развивать фантазию, модифицировать сюжет с опорой на сигнальные слова, умение оценивать и развивать неожиданную ситуацию.

- Учить уходить от привычного стереотипа использования предметов, находить выход из безвыходной ситуации, использовать метод «спасательной ситуации».

- Воспитывать элементарную лексическую грамотность, умение понять инструкцию, задачу, проблему и решить её с максимальной степенью идеальности.

- Развивать у детей чувство юмора, задавая нелепые вопросы и отвечать на них (реальными, фантастическими, юмористическими ответами).

«СКАЗКА
в гости к
нам пришла»

- Приобщать детей к высокохудожественной литературе.

- Формировать интерес к книгам и детскому чтению.

- Учить детей придумывать : (новый сюжет сказки, менять содержание знакомой сказки, окончание сказки), используя приемы фантазирования : «приём оживления, окаменения», «метод каталога», «метод фокальных объектов»и т.д.

- Познакомить детей с особенностями сказочного жанра (виды сказки, герой, чудесные превращения , предметы имеющих необыкновенные свойства).

- Развивать умение аргументировать свои симпатии и антипатии к героям сказки.

- Научить детей анализировать знакомые сказочные персонажи, давать словесную характеристику, видоизменять привычную атрибутику героев, приписывать им воображаемые действия, придумывать для героев историю, оценивать их поступки с позиции «хорошо», «плохо».

- Вызвать интерес к творчеству художников-иллюстраторов, познакомить с изобразительной манерой, своеобразие выразительных средств при создании иллюстраций к сказкам.

- Формировать у детей независимое решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы , защищая и аргументировано отстаивать собственное мнение.

«Моя первая книга»

- Учить детей создавать авторскую книгу на основе литературного опыта.

- Воспитывать у детей навык сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности, стремление и умение выполнить как можно лучше свою часть изображения.

- Формировать у детей желание выразить собственное отношение к героям, событиям придуманной сказки средствами изобразительной деятельности.

- Развивать элементарные дизайнерские и творческие способности детей путем привлечения их к оформлению рукописных книг-самоделок.

План-конспект по созданию книги

«Забавные истории и невероятные встречи Умки в школе Здоровья»

Цель: Умение осознанно отражать знания о здоровом образе жизни в собственных рассказах, рисунках, и впечатлениях.

 

Программные задачи

1

Белый медвежонок приходитв гости в клуб Сам. издат «Малыш»

 Заинтересовать детей воображаемой ситуацией: Белый медвежонок Умка попадает в страну Здоровья. Вызвать желание создать авторскую книгу о приключениях Умки в стране Здоровья. Развивать творческое воображение.

2

Невероятные встречи Умки с лесными жителями

Учить строить мини-рассказы при опоре на образ главного героя (белого медвежонка). Создать атмосферу творческого поиска . Развивать умения изменять ход событий сказки, вводить новых героев, соблюдать логику развития сюжета . Активизировать и обогащать словарь детей за счёт спортивной терминологии.

3

Первые уроки в школе Здоровья

 Учить фантазировать, придумывать для каждого героя небольшую историю, о том, что он видит, слышит, думает, оценивать его поступки с позиции «хорошо», «плохо». Формировать способность ясно и чётко излагать свои мысли , строить полные предложения. Закрепить представления детей об особенностях композиции сказки.

4

Медвежонок Умка и его друзья

Учить детей давать словесную характеристику героям (Зайчику Прыг-скок, Белочке Мармеладинке , Лисе Хитроглазке ) наделённым чертами характера людей. Продолжать учить эмоционально, передавать переживания действующих лиц. Достигать динамичности сказки путём включения прямой речи.

5

«Скажи «ДА!» физкультуре и спорту»

 Учить придумывать оригинальный сюжет, соответствующий предложенной теме (Как звери достигли спортивных успехов и стали здоровыми, сильными, ловкими?). Формировать развёрнутые и доказательные суждения и оценки, используя опыт по валеологическому воспитанию, включать диалог действующих лиц, описание обстановки, чувства персонажей.

6

Рисуем книгу!

- Работа над замыслом.

Создать атмосферу творческого поиска, повышать самооценку каждого ребёнка. Побуждать детей вступать в диалог с другими детьми. Формировать способность детей строить замыслы будущего рисунка (соединять слова, действия, изображения). Воспитывать умение использовать разнообразные языковые средства в собственных сочинениях.

7

Рисуем книгу!

- Работа над композицией

Предоставить детям возможность для различных вариантов композиционного построения сюжетного рисунка. Совершенствовать графический способ рисования. Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость на изображение. Закрепить в рисунках основные законы композиции (линию горизонта, 1-3 плана рисунка, выделять главное).

8

Рисуем книгу!

Учить детей передавать цветовую гамму зимних пейзажей, самостоятельно организовывать творческий процесс в работе с красками. Закреплять умение делать карандашный набросок, дополнять набросок рисунка цветовыми пятнами, получать у себя на палитре гамму холодных цветов, применять эти цвета в рисунке. Поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.

9

 Рисуем героев.

Продолжать изображать персонажей сказки (Белочка, Медвежонок, Зайчик, Лисичка); вносить в рисунок необходимые дополнения, инициировать самостоятельный поиск для решения изобразительной задачи. Расширять возможности детского рисунка, используя разнообразные изобразительные материалы (палочки-пятнашки, восковые мелки, белила, акварель, блоперы). Развивать умение вносить в рисунок свои дополнения, обогащая его содержание.

10

Монтаж книги.

Учить детей из отдельных элементов (рисунки) составлять книгу. Развивать творчество и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию. Вызвать у детей эмоциональный отклик на коллективную работу (книгу), желание её рассматривать, радоваться творческим удачам друг друга.

11

Презентация книги:

«Забавные истории и невероятные встречи Умки в школе Здоровья»

«Забавные истории и невероятные встречи Умки в школе «Здоровья»

Участвуют в создании книги сразу несколько детей. Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию.В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение. Сначала предлагаем придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка "собирается" из детских ответов на ваши вопросы: "С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше?) Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?" Свои ответы-продолжения юные писатели высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе составления истории активизирует внимание детей. Если дети уверенно справляются с сочинением сказки по предложенному плану, можно предложить дополнительные вопросы, подсказывая новые направления фантазирования. Предлагаем детям пересказать уже сочиненное, привлекаем к обсуждению того, что сочинили другие. Сочиненную сказку записываем.

Рисунок 1

Жил-был Белый медвежонок. Он любил заниматься спортом. У него было много призов и вымпелов. Был даже олимпийский флаг. Зимними вечерами он сидел у камина, читал письма от друзей. Друзей было много. Они жили в разных странах. Его друзья - спортсмены писали ему о своих спортивных успехах, победах.

Однажды он получил письмо от Лисички Хитроглазки. Она написала медвежонку, что в лесу у них очень скучно, школа « Здоровья» закрыта, тренировок нет. Мишка Топтыжка спит, белочки ссорятся друг с другом, а Зайка Прыг-Скок всего боится и не выходить гулять. Лежит своей кроватки и дрожит от страха.

Рисунок 2

Белый медвежонок решил устроить фестиваль спорта. Он захотел, чтобы на фестиваль приехали звери со всех стран мира. Он написал письма в Африку, в Австралию, в Америку, всем своим друзьям. Все звери обрадовались, что будет спортивный праздник. Мишка Топтыжка побежал всем об этом рассказать: «Зайка Прыг- Скок , Белочка Мармеладинка , хватит играть, давайте заниматься спортом. Умка пригласил нас фестиваль спорта, а вы ещё не тренировались». Пора открывать школу « Здоровья».

Рисунок 3

Была солнечная погода. Ярко светило солнце. Все звери вышли на спортивную площадку школы « Здоровья». Тренировки начались. Умка назначил Лисичку Хитроглазку главным тренером в школе « Здоровья». «Умка , я тебя не подведу! Мы будем тренироваться каждый день »- сказала Лисичка. Для тренировок Лисичка надела курточку – дублёнку, синие лосинки и кроссовки.

Рисунок 4

Звери занимались не только тренировками, но и закалялись. Ведь нельзя стать настоящим чемпионом, если у тебя слабое здоровье. Все звери с восхищением смотрели на Пингвинов. Пингвины купаются в холодной воде, делают обтирания, пьют оздоровительный коктейль.

Рисунок 5

Лучшим лыжником фестиваля хотел стать Зайка Прыг-Скок. Зайка тренировался больше всех. Он тратил много времени. Однажды он отрабатывал коньковый ход, у него сломалась лыжа. Белочка Мармеладинка была настоящим другом. Она отдала ему свои лыжи. Волчонку очень нравилась спускаться на лыжах с высокой горы. Волчонок спускался с горы на огромной скорости и представлял, что он «летающий лыжник». Мишка Топтыжка устойчиво стоял на лыжах. Он катался без палок.

Рисунок 6

Зверята очень хотели успешно выступить на фестивале спорта. Они не только тренировались, заклялись, но и соблюдали режим дня. Даже лосёнок, который любил допоздна смотреть передачи по телевизору, стал вовремя ложиться спать, после передачи « Спокойной ночи малыши». Мышонок раньше всех поднимался и бежал на каток. Самой активной фигуристкой была Зайка. Она придумала интересный номер - катание на четырёх ногах.

Рисунок 7

И вот наступил последний день тренировок в школе « Здоровья». Все звери готовы участвовать в соревнованиях. Тренировки в школе «Здоровья» пошли всем на пользу. Участники фестиваля стали ловкими, смелыми, выносливыми, бодрыми. Умка проверил всех участников праздника. Он очень доволен достижениями всех учеников школы . Зверята придумали к фестивалю спорта Эмблему, девиз и сочинили «Марш олимпийцев».

Рисунок 8

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ РАЗВИТИЯ.

Дошкольник должен уметь:

  • Уметь работать по инструкции;
  • Уметь организовывать действие с помощью речи;
  • Уметь выполнять действие на основе самостоятельного речевого планирования;
  • Уметь составлять речевое описание предметов событий и их изображение;
  • Уметь передавать содержание сказки, рассказа, истории;
  • Уметь использовать знаково-символичные средства для описания.

Дошкольник должен иметь представления:

  • О книгоиздательстве;
  • О детской журналистике;
  • О работе художников-иллюстраторов, графиков, библиотекарей, писателей, поэтов.

Дошкольник должен знать:

  • Типичные для языка средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры);
  • Способы установления речевых контактов со сверстниками и взрослыми ;
  • Авторские средства выразительности.

Юные художники и юные авторы КЛУБ САМ. ИЗДАТ « МАЛЫШ» принимали участие в следующих мероприятиях:

Название мероприятия

Уровень

Результат

2006-2007г.г.

Конкурс детского рисунка «Пусть всегда будет мама!»

Городской

Дипломат

Конкурс детского творчества «Город-сказка, город-чудо!»

Городской

Дипломат

Выставка детских работ « Полёт фантазии»

Городской

Дипломат

Конкурс детского рисунка «Я и спорт»

Городской

Победители

2007-2008г.г.

Конкурс детского рисунка « Нарисуй планету Север»

Городской

Дипломат

XI Международный конкурс детской рукописной книги «Вместе дружная семья»

Международный

Дипломат

2008-2009г.г.

Конкурс «Новогодняя открытка»

Городской

Дипломат

Конкурс рисунков на тему «Мир и дружба во всём мире»

Городской

Победители

XII Международный конкурс детской рукописной книги «Мы на севере живём»

Международный

Победители

2009-2010г.г.

Конкурс детско-юношеского творчества « 500 лет Колобку»

Городской

Победители

Конкурс детского рисунка « Твой семейный гипермаркет»

Городской

Победители

XIII Международный конкурс детской рукописной книги «Как хорошо на свете без войны»

Международный

Дипломат

Конкурс детского рисунка «Волшебство на Рождество»

Городской

Сертификат

Конкурс детского рисунка « Лето - круглый год»

Городской

Победители

2010-2011г.г.

Конкурс детско-юношеского творчества «Масленица»

Городской

Победители

XIV Международный конкурс детской рукописной книги «Мир наполнен чудесами»

Международный

Лауреат

Фестиваль физкультуры и спорта среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений «Белый медвежонок» *номинация детская рукописная книга

Городской

Участник