Тип урока: Сообщение новых знаний.
Вид урока: Урок теоретических и практически дисциплин.
Цели урока: Формировать понятие о важнейшей отрасли экономики – промышленности, познакомить с отраслями промышленности.
Задачи урока: Формировать умение различать продукцию каждой отрасли промышленности; развивать логическое мышление, учиться сравнивать, обобщать, группировать предметы быта по отраслям промышленности.
Оборудование: компьютер, проектор, рабочие тетради, карточки с отгадками.
Ход урока
1.Организационный момент
Проверка домашнего задания
Словарный диктант (Слайд №1, приложение)
- То, что необходимо людям для жизни. (Потребности)
- Правила, законы ведения хозяйства. (Экономика)
- Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. (Товары)
- Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.(Услуги)
- «Главная потребность человека». Она необходима для добывания природных богатств, производства товаров. (Труд)
- Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные - как назовем, одним словом? (Природные богатства)
- Составная часть экономики. (Отрасль)
Ученики читают определения и записывают термин в рабочей тетради. По окончании диктанта ученики в парах проверяют работу друг друга. (Слайд № 2, приложение)
2. Введение в тему
- Какая отрасль экономики производит большую часть товаров необходимых людям. (Промышленность)
- Верно, одной из составных частей экономики является промышленность.
- Сегодня мы поговорим том, какая бывает промышленность. (Слайд №3, приложение)
- Отгадайте загадки: (Отгадки прикрепляются на доске)
- Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.
(Каменный уголь) - Провела я солнце
За свое оконце,
К потолку повесила,
Стало дома весело.
(Электрическая лампочка) - Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.
Когда они встречаются,
Части разделяются.
(Ножницы) - Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька
(Машина) - Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло) - Входишь в одну дверь,
А выходишь из трех,
Думаешь, что вышел,
А на самом деле зашел.
(Рубашка) - Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег.
(Молоко)
- Всё это производится на промышленных предприятиях.
3. Объяснение нового материала (Слайд № 4, приложение)
- Промышленность - это совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для самой промышленности, так и для других отраслей народного хозяйства, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве, производством потребительских товаров.
- Какие отрасли промышленности производят товар из загадок?
Ученики отвечают, а учитель открывает слайды с изображением товаров и названием отраслей промышленности.
(Слайды № 5–11, приложение)
- Перечислите отрасли промышленности, которые являются ведущими в нашем крае.
(Сообщение заранее подготовленных учащихся)
(Слайды №12–16, приложение)
- Кузбасс – крупный промышленный регион России с высоким экономическим потенциалом. Кемеровская область играет важную роль в экономики не только Сибири, но и всей России. Базовыми отраслями промышленности региона являются: угольная промышленность и металлургия. Также в регионе развита химическая промышленность, энергетика и машиностроительная отрасль.
4. Физкультминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Нас работа еще ждет.Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
5. Закрепление пройденного.
- Расскажите, чем занимается каждая из отраслей. Что делают люди, работающие на предприятиях представляющих данные отрасли?
- Приведите примеры, доказывающие, что различные отрасли промышленности связаны между собой.
Игра «Доскажи словечко»
- Куртку и ботинки выпускает… (легкая промышленность)
- Печенье и конфеты производит … (пищевая промышленность)
- Электричество попадает в дом благодаря … (электроэнергетике)
- Зубную пасту и стиральный порошок выпускает … (химическая промышленность)
- Автобусы и комбайны выпускает … (машиностроительные предприятия)
- Нефть и газ добывают на … (добывающих) предприятиях
Игра «Спроси у соседа»
Дети работают в парах: один учащийся называет любой предмет, а другой определяет, какая отрасль промышленности его производит.
6. Проверка изученного материала
- Выпиши названия предметов химической промышленности: мясорубка, освежитель воздуха, ножницы, сода, ткань, конфеты, ботинки.
- Какие отрасли промышленности связаны между собой для изготовления:
1 в.) учебника,
2 в.) сахара
3 в.) йогурта
- В какой из отраслей вы хотели бы трудиться?
7. Итог урока
- О каких отраслях промышленности вы узнали сегодня на уроке?
- Что вас особенно заинтересовало?
8. Домашнее задание
- Выясните, на каких предприятиях трудятся ваши родители. К каким отраслям промышленности они относятся? Какую продукцию производят?
- Придумать и нарисовать для каждой отрасли промышленности условный знак, который мог бы стать символом этой отрасли.