Урок на тему "Какая бывает промышленность"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Сообщение новых знаний.

Вид урока: Урок теоретических и практически дисциплин.

Цели урока: Формировать понятие о важнейшей отрасли экономики – промышленности, познакомить с отраслями промышленности.

Задачи урока: Формировать умение различать продукцию каждой отрасли промышленности; развивать логическое мышление, учиться сравнивать, обобщать, группировать предметы быта по отраслям промышленности.

Оборудование: компьютер, проектор, рабочие тетради, карточки с отгадками.

Ход урока

1.Организационный момент

Проверка домашнего задания

Словарный диктант (Слайд №1, приложение)

  1. То, что необходимо людям для жизни. (Потребности)
  2. Правила, законы ведения хозяйства. (Экономика)
  3. Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. (Товары)
  4. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.(Услуги)
  5.  «Главная потребность человека». Она необходима для добывания природных богатств, производства товаров. (Труд)
  6. Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные - как назовем, одним словом? (Природные богатства)
  7. Составная часть экономики. (Отрасль)

Ученики читают определения и записывают термин в рабочей тетради. По окончании диктанта ученики в парах проверяют работу друг друга. (Слайд № 2, приложение)

2. Введение в тему

- Какая отрасль экономики производит большую часть товаров необходимых людям. (Промышленность)

- Верно, одной из составных частей экономики является промышленность.

- Сегодня мы поговорим том, какая бывает промышленность. (Слайд №3, приложение)

- Отгадайте загадки: (Отгадки прикрепляются на доске)

  1. Он черный, блестящий,
    Людям помощник настоящий.
    Он несет в дома тепло,
    От него в домах светло,
    Помогает плавить сталь,
    Делать краски и эмаль.
    (Каменный уголь)
  2. Провела я солнце
    За свое оконце,
    К потолку повесила,
    Стало дома весело.
    (Электрическая лампочка)
  3. Сделаны из железа,
    Умеют стричь и резать.
    Когда они встречаются,
    Части разделяются.
    (Ножницы)
  4. Не летает, не жужжит,
    Жук по улице бежит.
    И горят в глазах жука
    Два блестящих огонька
    (Машина)
  5. Ускользает, как живое,
    Но не выпущу его я.
    Белой пеной пенится,
    Руки мыть не ленится.
    (Мыло)
  6. Входишь в одну дверь,
    А выходишь из трех,
    Думаешь, что вышел,
    А на самом деле зашел.
    (Рубашка)
  7. Жидкое, а не вода,
    Белое, а не снег.
    (Молоко)

- Всё это производится на промышленных предприятиях.

3. Объяснение нового материала (Слайд № 4, приложение)

- Промышленность - это совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для самой промышленности, так и для других отраслей народного хозяйства, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве, производством потребительских товаров.

- Какие отрасли промышленности производят товар из загадок?

Ученики отвечают, а учитель открывает слайды с изображением товаров и названием отраслей промышленности.

(Слайды № 5–11, приложение)

- Перечислите отрасли промышленности, которые являются ведущими в нашем крае.

(Сообщение заранее подготовленных учащихся)

(Слайды №12–16, приложение)

- Кузбасс – крупный промышленный регион России с высоким экономическим потенциалом. Кемеровская область играет важную роль в экономики не только Сибири, но и всей России. Базовыми отраслями промышленности региона являются: угольная промышленность и металлургия. Также в регионе развита химическая промышленность, энергетика и машиностроительная отрасль.

4. Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Нас работа еще ждет.

Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

5. Закрепление пройденного.

- Расскажите, чем занимается каждая из отраслей. Что делают люди, работающие на предприятиях представляющих данные отрасли?

- Приведите примеры, доказывающие, что различные отрасли промышленности связаны между собой.

Игра «Доскажи словечко»

- Куртку и ботинки выпускает… (легкая промышленность)

- Печенье и конфеты производит … (пищевая промышленность)

- Электричество попадает в дом благодаря … (электроэнергетике)

- Зубную пасту и стиральный порошок выпускает … (химическая промышленность)

- Автобусы и комбайны выпускает … (машиностроительные предприятия)

- Нефть и газ добывают на … (добывающих) предприятиях

Игра «Спроси у соседа»

Дети работают в парах: один учащийся называет любой предмет, а другой определяет, какая отрасль промышленности его производит.

6. Проверка изученного материала

- Выпиши названия предметов химической промышленности: мясорубка, освежитель воздуха, ножницы, сода, ткань, конфеты, ботинки.

- Какие отрасли промышленности связаны между собой для изготовления:

1 в.) учебника,

2 в.) сахара

3 в.) йогурта

- В какой из отраслей вы хотели бы трудиться?

7. Итог урока

- О каких отраслях промышленности вы узнали сегодня на уроке?

- Что вас особенно заинтересовало?

8. Домашнее задание

- Выясните, на каких предприятиях трудятся ваши родители. К каким отраслям промышленности они относятся? Какую продукцию производят?

- Придумать и нарисовать для каждой отрасли промышленности условный знак, который мог бы стать символом этой отрасли.