Пояснительная записка
Одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики является безработица. Что такое безработица, кто такой безработный и как им не оказаться, каковы причины безработицы, её виды, формы, последствия, а также направления, по которым государство решает проблему безработицы? Получение учащимися ответов на вышеперечисленные вопросы и призвано помочь изучение данного элективного курса.
Курс «Безработица» рассчитан на 12 часа изучения в 10 классе в рамках профильного обучения.
Цели курса:
- повышение уровня изучения экономики как базового учебного предмета, оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне;
- знакомство учащихся с экономическим явлением - безработицей;
- развитие экономического образа мышления, интереса к изучению экономики;
- формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач, освоения экономических знаний для будущей работы и эффективной самореализации в экономической сфере.
Задачи курса:
- систематизация и закрепление знаний учащихся по занятости и безработице, имеющихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса;
- формирование у учащихся восприятия безработицы как естественной и неотъемлемой части рыночного хозяйства;
- воспитание гражданственности, ответственности за экономические решения, уважения к труду;
- развитие умений и навыков поиска, извлечения, систематизации и анализа экономической информации;
- развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Материал курса разделён на отдельные темы.
Структура и содержание курса определяют формы организации занятий: лекции, семинары, практикумы.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- владеть материалом по теме курса;
- уметь самостоятельно осуществлять поиск экономической информации в источниках разного типа, анализировать и обобщать полученную информацию;
- владеть навыками работы с научно – популярной и справочной литературой;
- уметь пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- уметь представлять собранную информацию в формах конспекта, схемы, таблицы, выступлений на семинарах, творческой работы, реферата;
- уметь, участвуя в дискуссиях, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
Основные формы отчетности учащихся: тетрадь с конспектами, заданиями (проблемные задания, тестовые задания), творческие работы, рефераты, презентации, собеседования, выступления на семинарах.
Содержание курса
Введение (1ч).
Знакомство с целями и задачами курса.
Тема 1. Занятые и безработные (2ч).
Занятые и безработные по определению Международной организации труда. Экономически активное население: занятые и безработные. Факторы, влияющие на предложение рабочей силы. Уровень безработицы: норма безработицы, показатель уровня безработицы, неточности при вычислении уровня безработицы.
Тема 2. Причины безработицы (2ч).
Определение понятия «безработица». Причины безработицы. Периоды наибольшего увеличения безработицы. Современные экономисты о безработице. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.
Тема 3. Основные виды и формы безработицы (2ч).
Основные виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Основные формы безработицы: открытая, скрытая, застойная, текучая (сезонная). Фрикционная безработица: определение, причина, характеристика, плюсы. Структурная безработица: определение, причина, характеристика, сравнение с фрикционной безработицей; разновидность – технологическая безработица. Циклическая безработица: определение, причина, характеристика, период отсутствия циклической безработицы. Застойная безработица: определение, причина и средняя продолжительность, характеристика. Сезонная безработица: определение, причина, характеристика. Скрытая безработица: определение, причина, характеристика.
Тема 4. Последствия безработицы (2ч).
Позитивные и негативные. Экономические последствия безработицы: на индивидуальном уровне, на уровне общества. Неэкономические последствия безработицы (психологические, социальные, политические последствия потери работы): на индивидуальном уровне, на уровне общества.
Тема 5. Государственная политика занятости и регулирование безработицы (2ч).
Государственное регулирование занятости. Регулирование уровня и продолжительности безработицы. Гарантии материальной и социальной поддержки безработных.
Итоговое занятие (1ч).
Подведение итогов курса.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
||
лекция |
семинар |
практическое занятие |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
|
Конспект |
2 |
Занятые и безработные |
2 |
1 |
1 |
|
Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация |
3 |
Причины безработицы |
2 |
1 |
1 |
|
Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация |
4 |
Основные виды и формы безработицы |
2 |
|
1 |
1 |
Конспект, тестирование, презентация |
5 |
Последствия безработицы |
2 |
|
1 |
1 |
Выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация |
6 |
Государственная политика занятости и регулирование безработицы |
2 |
1 |
1 |
|
Выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация, творческая работа |
7 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
Итоговое собеседование, тестирование, реферат |
|
Итого |
12 |
4 |
6 |
2 |
|
Литература
- Бахмутова Л.С. Конспекты уроков для учителя истории. 11 класс. Обществознание. М., 2004.
- Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания. М., 2001.
- Кайзер Ф.-Й., Веткина А.В., Курмелева А.С. Экономика. Базовый курс для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2007.
- Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2008.
- Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования / под ред. С.И.Иванова. М., 2007.