Элективный курс "Безработица"

Разделы: Экономика


Пояснительная записка

Одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики является безработица. Что такое безработица, кто такой безработный и как им не оказаться, каковы причины безработицы, её виды, формы, последствия, а также направления, по которым государство решает проблему безработицы? Получение учащимися ответов на вышеперечисленные вопросы и призвано помочь изучение данного элективного курса.

Курс «Безработица» рассчитан на 12 часа изучения в 10 классе в рамках профильного обучения.

Цели курса:

  • повышение уровня изучения экономики как базового учебного предмета, оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне;
  • знакомство учащихся с экономическим явлением - безработицей;
  • развитие экономического образа мышления, интереса к изучению экономики;
  • формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач, освоения экономических знаний для будущей работы и эффективной самореализации в экономической сфере.

Задачи курса:

  • систематизация и закрепление знаний учащихся по занятости и безработице, имеющихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса;
  • формирование у учащихся восприятия безработицы как естественной и неотъемлемой части рыночного хозяйства;
  • воспитание гражданственности, ответственности за экономические решения, уважения к труду;
  • развитие умений и навыков поиска, извлечения, систематизации и анализа экономической информации;
  • развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.

Материал курса разделён на отдельные темы.

Структура и содержание курса определяют формы организации занятий: лекции, семинары, практикумы.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • владеть материалом по теме курса;
  • уметь самостоятельно осуществлять поиск экономической информации в источниках разного типа, анализировать и обобщать полученную информацию;
  • владеть навыками работы с научно – популярной и справочной литературой;
  • уметь пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • уметь представлять собранную информацию в формах конспекта, схемы, таблицы, выступлений на семинарах, творческой работы, реферата;
  • уметь, участвуя в дискуссиях, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Основные формы отчетности учащихся: тетрадь с конспектами, заданиями (проблемные задания, тестовые задания), творческие работы, рефераты, презентации, собеседования, выступления на семинарах.

Содержание курса

Введение (1ч).

Знакомство с целями и задачами курса.

Тема 1. Занятые и безработные (2ч).

Занятые и безработные по определению Международной организации труда. Экономически активное население: занятые и безработные. Факторы, влияющие на предложение рабочей силы. Уровень безработицы: норма безработицы, показатель уровня безработицы, неточности при вычислении уровня безработицы.

Тема 2. Причины безработицы (2ч).

Определение понятия «безработица». Причины безработицы. Периоды наибольшего увеличения безработицы. Современные экономисты о безработице. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

Тема 3. Основные виды и формы безработицы (2ч).

Основные виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Основные формы безработицы: открытая, скрытая, застойная, текучая (сезонная). Фрикционная безработица: определение, причина, характеристика, плюсы. Структурная безработица: определение, причина, характеристика, сравнение с фрикционной безработицей; разновидность – технологическая безработица. Циклическая безработица: определение, причина, характеристика, период отсутствия циклической безработицы. Застойная безработица: определение, причина и средняя продолжительность, характеристика. Сезонная безработица: определение, причина, характеристика. Скрытая безработица: определение, причина, характеристика.

Тема 4. Последствия безработицы (2ч).

Позитивные и негативные. Экономические последствия безработицы: на индивидуальном уровне, на уровне общества. Неэкономические последствия безработицы (психологические, социальные, политические последствия потери работы): на индивидуальном уровне, на уровне общества.

Тема 5. Государственная политика занятости и регулирование безработицы (2ч).

Государственное регулирование занятости. Регулирование уровня и продолжительности безработицы. Гарантии материальной и социальной поддержки безработных.

Итоговое занятие (1ч).

Подведение итогов курса.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекция

семинар

практическое занятие

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение

1

1

 

 

Конспект

2

Занятые и безработные

2

1

1

 

Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация

3

Причины безработицы

2

1

1

 

Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация

4

Основные виды и формы безработицы

2

 

1

1

Конспект, тестирование, презентация

5

Последствия безработицы

2

 

1

1

Выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация

6

Государственная политика занятости и регулирование безработицы

2

1

1

 

Выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация, творческая работа

7

Итоговое занятие

1

 

1

 

Итоговое собеседование, тестирование, реферат

 

Итого

12

4

6

2

 

Литература

  1. Бахмутова Л.С. Конспекты уроков для учителя истории. 11 класс. Обществознание. М., 2004.
  2. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания. М., 2001.
  3. Кайзер Ф.-Й., Веткина А.В., Курмелева А.С. Экономика. Базовый курс для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2007.
  4. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2008.
  5. Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования / под ред. С.И.Иванова. М., 2007.