В концепции городской экспериментальной площадки, куда включен наш Центр образования», «Организация и психологическое сопровождение профориентации и учащейся молодежи» отмечается: интеграция существующих психодиагностических средств и развивающих методов в единый полипрофилирующий комплекс позволяет создать такую систему профоринтации молодежи на этапе школьного обучения, которая повысит конкурентоспособность молодого человека в рыночных условиях. [1]
С учетом вышеизложенных задач и строится психолого-педагогическое сопровождение процесса реализации предпрофильного и профильного обучения, самоопределения и социализации учащихся Центра образования № 771. Так, в текущем учебном году был проведен комплекс мероприятий со всеми участниками образовательного процесса, включающий в себя просветительский, развивающий, психодиагностический и консультационный блоки профориентационной работы. Центральное место в предпрофильной подготовке занял курс для учащихся 9-х классов «Психология и выбор профессии» ( авт.: Г.В.Резапкина), включенный в сетку расписания уроков. Опыт работы показал, что, несмотря на проявленный интерес девятиклассников к урокам «Психология и выбор профессии», достичь цели программы: формирование у учащихся реалистичного взгляда на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка [4], удалось не полностью. Причин несколько:
- несогласованность во времени окончания курса (май) и сроков подачи заявлений о выборе будущего профиля обучения (декабрь);
- низкий уровень знаний учащихся о мире труда и профессий (в программе курса – это второе полугодие);
- отсутствие практики соотнесения своих способностей с возможностями и желаниями (отдельные пробы в рамках курса не формируют необходимый навык, нужна системная практика).
Итогом нашей работы в ГЭП «Организация и психологическое сопровождение профориентации и учащейся молодежи» текущего года стала Программа развивающих профориентационных классных часов в 1-11 классах, направленная на нивелирование значения указанных факторов.
ПРОГРАММА
развивающих профориентационных
классных часов в 1-11 классах
Важным адаптивным умением личности является способность выстраивать траекторию своей жизненной карьеры и осуществлять осмысленные действия по её реализации в тех средовых условиях, в которых она существует. Сегодня постоянные изменения стали нормой жизни современного общества, в котором профессиональная деятельность личности занимает ключевое значение. Правильное формирование профиля значимых для учащегося компетенций – основа основ планирования будущей карьеры. Это вопрос стратегии и выстраивания линии развития личности на много лет вперед.
Важную роль в планировании карьеры играет профильное обучение, которое предполагает предпрофильную подготовку. Но дифференциация на более раннем этапе обучения требует и более ранней постановки цели: на кого учиться? Многочисленные опросы родителей свидетельствуют, что далеко не все из них могут с уверенностью определить склонности своих детей, в то время, как вопрос о ранней профориентации и профилизации поднимается ими уже в начальной школе.
Профилизация тесно связана с понятием «выбор» и «самоопределение». И то и другое в полной мере доступно зрелой личности. Но наступление физической зрелости, гражданской зрелости, умственной зрелости и трудоспособности во времени не совпадают. В свою очередь научно-технический прогресс диктует необходимость профессиональной мобильности, а статистика рынка труда говорит о том, что перемещения в рамках профессии происходит более интенсивно, чем за ее пределами. Поэтому, осуществляя психолого-педагогическую поддержку школьников в вопросах выбора профессии, а на более ранней стадии – профильного обучения – целесообразно учитывать оба вышеуказанных фактора. Необходимо помочь учащимся выработать навыки профессиональной мобильности, основанные на умении использовать преимущества своих личностных характеристик и не терять из поля зрения потенциальные возможности, необходимые для осуществления или изменения своих профессиональных планов.
Так как профильное обучение является подготовкой к выбору деятельности в рамках того или иного предметного направления, а не выбором профессии, то разнонаправленными являются и задачи на этапах предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Поэтому профильная подготовка включает в себя развитие способностей учащихся в определенной предметной области, т.е является конкретно направленной деятельностью, а предпрофильная подготовка – напротив – расширяет поле зрения детей о возможностях выбора своего будущего профессионального пути.
Решая задачу создания системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся необходимо учитывать, что формирование и развитие компетентностей осуществляется по определенным ступеням, соответствующим этапам образования. Ученические компетенции являются своеобразным фундаментом личностных, а личностные – профессиональных. На каждой ступени происходит некое «приращение» содержания.
Чтобы достичь эффективных результатов реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, нужно пошагово пройти с учащимися этапы их взросления, создать среду, в которой могли бы проявиться и развиться их склонности и способности.
С точки зрения профессиональной зрелости, выпускник школы должен: уметь самостоятельно принимать решения; иметь широкие представления о мире профессий; адекватно соотносить свои способности с выбираемой сферой деятельности; уметь планировать карьеру и быть мотивированным к трудовой деятельности.
Важную роль в формировании у учащихся предпосылок к осмысленному подходу относительно своего профессионального будущего играет широкий кругозор и информированность о мире профессий. Этот спектр работы может быть реализован через совместную работу психолога и классных руководителей. Объединяющим элементом являются развивающие классные часы, на которых реализуется предлагаемая Программа для учащихся 1-11 классов, с учетом их возрастных особенностей, основанная на принципах непрерывности и поэтапности.
Цель программы: пропедевтика в курс предпрофильной и профильной подготовки учащихся, создание системы поддержки, содействующей их самоопределению.
Задачи программы:
- Расширение кругозора и систематизация представлений учащихся о мире профессий.
- Помощь учащимся в определении их склонностей и способностей, информирование о возможности их реализации.
- Создание условий для пробы сил учащихся в разных профессиональных областях.
- Профинформирование учащихся о путях получения профессий и ситуации на современном рынке труда.
- Содействие осознанному профессиональному самоопределению учащихся.
Ожидаемый результат
Решение этих задач поможет всестороннему личностному развитию учащихся; формированию и коррекции их мотивационной сферы; развитию их склонностей и способностей; развитию самосознания учащихся.
Целевая аудитория: учащиеся 1 – 11 классов.
Продолжительность: программа рассчитана на 74 занятия.
Периодичность: 1-10 классы: 7занятий/ год, 11 классы: 4 занятия/ год.
Структура занятий:
- Каждый учебный год начинается вводным занятием (1), тематика которого определяется характерными возрастными особенностями (новообразованиями) учащихся на данном этапе обучения.
- Далее проводятся пять профориентационных классных часов, в соответствии с «классификацией профессий» Климова по предмету труда: (2) занятие – «человек–человек», (3) занятие – «человек–знак», (4) занятие – «человек –техника», (5) занятие – «человек–природа», (6) занятие – «человек–художественный образ». На каждом классном часе разбирается одна профессия (её история, содержание труда, условия, функционал, необходимые требования, известные люди данной профессии и т.п.) Важным элементом каждого классного часа является практическое задание, направленное на закрепление вводной темы через призму рассматриваемых профессий. См.презентацию к уроку: «Профессия «Учитель». Таким образом, в течение девяти лет учащиеся знакомятся с классификацией профессий, систематизируют и закрепляют эти знания через пробу своих сил в том или ином направлении. Вводное занятие задает направленность на весь учебный год формируемой компетенции учащихся (см.программу). Алгоритм направленности занятий в перспективе: от общего – к частному, т.е. чем младше класс – тем шире и проще представляемая информация.
- (7) занятие – обобщающее, где подводится итог проведенных классных часов в течение учебного года, проводится рефлексия, ставятся задачи на следующий год. Это способствует формированию и развитию у учащихся навыков планирования и системного подхода к вопросам самоопределения, а в более широком смысле – алгоритма принятия жизненно-важных решений. Целесообразно приучить учащихся фиксировать свои результаты, выводы и интересные мысли в отдельной тетради. Можно начать постепенно формировать Портфолио профессионального самоопределения.
Содержание занятий:
- В начальной школе мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению направлены на привлечение внимания детей к миру их увлечений и хобби, а так же надежд и ожиданий родителей. Важно, что работа с младшими школьниками ориентирована больше всего на знакомство с разнообразным миром профессий через яркие эмоциональные впечатления и конкретные понятия. Стратегическая цель этого этапа: Сформировать устойчивое представление о тесной связи учебных предметов с конкретными профессиями, развить учебную мотивацию, познакомить детей с миром социальных и профессиональных отношений, воспитать любовь к труду.
- На этапе среднего звена ведется работа, направленная на привлечение более пристального внимания ребят к сфере своих интересов, к понятиям «склонности» и «способности», к миру своих мечтаний и возможностей, на изучение индивидуальных особенностей учащихся. Большое место уделяется развитию навыков самонаблюдения и самопознания школьников, умению соотносить свои особенности с «хочу» и «могу». Цель этапа: сформировать у ребят умения объективно оценивать собственные силы, выявлять свои сильные стороны, позитивные качества, уметь опираться на них и использовать для дальнейшего роста. В 8-9 классах – к вопросам долгосрочных и краткосрочных целей.
- В 10-11 классах и профориентационная, и развивающая работа направлена на формирование навыков самоанализа и рефлексии, умения соотнести свои личностные качества с выбираемой деятельностью, большое внимание отводится роли мотивации учащихся, алгоритмам выбора ВУЗов и построения профессиональной карьеры.
Поэтапное формирование осознанности и ответственности за свой выбор обеспечивается очередностью и направленностью развивающих классных часов, в соответствии, как уже говорилось, с возрастными особенностями учащихся. На протяжении всего года учащиеся имеют возможность не только познакомиться с указанными понятиями, но и оценить свои увлечения, ожидания, склонности, способности через призму профессий, обзор которых дается на занятиях. Это помогает формировать у учащихся навыки самоанализа и рефлексии, что повышает степень осознанности выбора своего будущего.
Календарно-тематическое планирование
Целевая аудитория | Направленность | Название | Сроки | Итого часов |
1-е классы | Человек Техника Знак Природа Художеств.образ |
Вводное занятие «Мир профессий» Профессия «Учитель» Профессия «Повар» Профессия «Секретарь» Профессия «Лаборант» Профессия «Музыкальный работник» Обобщающее занятие |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель |
7 часов |
2-е классы | Человек Техника Знак Природа Художеств.образ |
Вводное занятие «Мои увлечения и
хобби» Профессия «Медсестра» Профессия «Водитель» Профессия «Библиотекарь» Профессия «Озеленитель» Профессия «Модельер» Обобщающее занятие |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель |
7 часов |
3-е классы | Человек Техника Знак Природа Художеств.образ |
Вводное занятие «Планета моих
желаний» Профессия «Воспитатель детского сада» Профессия «Автомеханик» Профессия «Архивариус» Профессия «Ветеринар» Профессия «Актер» Обобщающее занятие |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель |
7 часов |
4-е классы | Человек Техника Знак Природа Художеств.образ |
Вводное занятие «Надежды моих
родителей» Профессия «Тренер» Профессия «Военный» Профессия «Инженер» Профессия «Агроном» Профессия «Певец» Обобщающее занятие |
Сентябрь Октябрь |
7 часов |
5-е классы | Человек Техника Знак Природа Художеств.образ |
Вводное занятие «Сфера моих
интересов» Профессия «Продавец» Профессия «Оператор ЭВМ» Профессия «Бухгалтер» Профессия «Биолог» Профессия «Архитектор» Обобщающее занятие |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель |
7 часов |
6-е классы | Человек Техника Знак Природа Художеств.образ |
Вводное занятие «Мои способности» Профессия «Адвокат» Профессия «Системный администратор» Профессия «Переводчик» Профессия «Эколог» Профессия «Режиссер» Обобщающее занятие |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель |
7 часов |
7-е классы | Человек Техника Знак Природа Художеств.образ |
Вводное занятие «Мои мечты,
возможности и цели» Профессия «Ведущий радио и телевидения» Профессия «Энергетик» Профессия «Корректор» Профессия «Флорист» Профессия «Художник-оформитель» Обобщающее занятие |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель |
7 часов |
8-е классы | Человек Техника Знак Природа Художеств.образ |
Вводное занятие «Мои личностные
качества и профессия» Профессия «Дипломат» Профессия «Технолог» Профессия «Финансовый менеджер» Профессия «Химик» Профессия «Сценарист» Обобщающее занятие |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель |
7 часов |
9-е классы | Человек Техника Знак Природа Художеств.образ |
Вводное занятие «Ответственность
за мой выбор» Профессия «Управленец» Профессия «Программист» Профессия «Логист» Профессия «Кинолог» Профессия «Искусствовед» Обобщающее занятие |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель |
7 часов |
10-е классы | Человек Техника Знак Природа Художеств.образ |
Вводное занятие «Роль мотивации в
моей жизни» Специальности группы профессий «Ч–Ч» Специальности группы профессий «Ч–Т» Специальности группы профессий «Ч–З» Специальности группы профессий «Ч–П» Специальности группы профессий «Ч–Х.О» Обобщающее занятие |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель |
7 часов |
11-е классы | Профинформирование Информирование Обучающий кл.час Обучающий кл.час |
Рынок труда. Рейтинг профессий. Прогнозы Правила приема в ВУЗы в текущем году Алгоритм выбора ВУЗа Стратегия и тактика построения профессиональной карьеры |
Сентябрь Ноябрь Февраль Март |
4 часа |
Итого: | 74 часа |
Широкое внедрение в практику программы развивающих классных часов обеспечит не только повышение уровня психологического развития учащихся в целом, но и заложит в них основы ключевых и личностных компетенций, обусловливающих развитие профессиональных компетенций выпускников.
Используемая литература:
- Городские экспериментальные площадки института психологии, социологии и социальных отношений в 2008-2009 учебном году. Опыт работы / Под ред. Е.С.Романовой. – М.: МГПУ, 2010. – 172с. Стр. 116
- Зеер Э.Ф. и др. Профориентология: Теория и практика. М.: 2004
- Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для учителей – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники», 2010. – 256с.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005 – 208с., ил.
- Рекомендации МЦО СУО. Психолого-педагогическое сопровождение профобразования в средней школе.