Тип урока: изучение нового материала, первичное его закрепление.
Цели урока:
- познакомить учащихся с машиностроительным комплексом Нижегородской области;
- воспитать у учащихся убеждение в том, что машиностроение является отраслью промышленной специализации Нижегородской области;
- развивать у учащихся умения характеризовать предприятия машиностроительного комплекса.
Образовательно-воспитательно-развивающие задачи урока:
а) Образовательные:
- определить состав, значение, проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса Нижегородской области и г. Арзамаса;
- сформировать у учащихся знания о структуре машиностроительного комплекса Нижегородской области и г. Арзамаса.
б) Воспитательные:
- воспитать у учащихся стремление к изучению нового материала, продолжить воспитание гражданственности и патриотизма.
в) Развивающие:
- развивать умения работать с картами атласа, источниками дополнительной информации.
Методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- метод проектов.
Средства обучения:
- География Нижегородского края: Учеб. пособие. – Арзамас: АГПИ, 2000 – 66 с.;
- Атласы Нижегородской области;
- Раздаточный материал;
- Мультимедийный комплекс.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
II. Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
Учитель: Машиностроение – это совокупность отраслей, производящих машины и осуществляющих обработку металла для производства машин, создание металлических конструкций и изделий. Под словом «машина» понимается не только автомашина, но и станки, тракторы, телевизоры, суда, компьютеры, приборы, оборудование заводов (Слайд 4). Презентация к уроку.
Для определения роли машиностроительного комплекса, вспомним его состав.
В состав машиностроительного комплекса входит 4 группы отраслей. Назовите их. (Слайд 5).
Ученики: тяжёлое машиностроение, среднее, общее и точное. (Используя текст Слайда 5, вспоминают состав тяжёлого, среднего, общего и точного машиностроения).
Учитель: Какие отрасли машиностроительного комплекса специализируются на выпуске наукоёмкой продукции?
Ученики: электроника, производство вычислительной техники, приборостроение, автостроение, судостроение, ж/д машиностроение.
Учитель: А какие отрасли машиностроительного комплекса специализируются на выпуске металлоёмкой продукции?
Ученики: Энергетическое (производство турбин, реакторов котлов, генераторов), металлургическое, производство горно-шахтного, транспортного оборудования.
Учитель: Таким образом, на размещение тех или иных предприятий машиностроительного комплекса оказывают влияние те или иные факторы…
Давайте вспомним какие же факторы влияют на их размещение и развитие?
Ученики: Основным фактором размещения предприятий тяжёлого машиностроения является сырьевой, потребительский, так как данную продукцию нецелесообразно перевозить на дальние расстояния.
На размещение предприятий с/х машиностроения важную роль оказывает близость потребителя.
Трудовой фактор оказывает большое влияние на размещение предприятий авиационная промышленность, станкостроения, производство электротехники и точных приборов.
Наукоёмкость влияет на размещение предприятий наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов).
Учитель: А теперь поговорим о машиностроительном комплексе нашей Нижегородской области. В машиностроительном и металлообрабатывающем комплексе Нижегородской области занято свыше 60% промышленных рабочих. Это главная отрасль промышленности области, дающая ½ промышленной продукции. А какие же отрасли машиностроения представлены в нашей области? (Слайды 8-23).
Задание: используя текст учебника, стр. 57, карту атласа Нижегородской области, заполните таблицу «Состав Машиностроительного комплекса Нижегородской области» (раздаточный материал).
Ученики заполняют таблицу, далее – проверка работы (Слайд 24).
Отрасль | Центры | Продукция |
1. Автомобилестроение | А) Н. Новгород | А) Грузовые и легковые автомобили |
Б) Павлово | Б) Автобусы | |
В) Заволжье | В) Гусеничные транспортные средства, моторы, детали и узлы | |
Г) Арзамас | Г) Военная техника, специальная техника | |
2. Судостроение | Н. Новгород, Сормово, Навашино, Городец, Чкаловск | Речные и морские суда, дизель-электроходы, железнодорожные паромы, суда на подводных крыльях, плавучие краны |
3. Станкостроение и металлообработка, приборостроение | Н. Новгород, Павлово, Ворсма, р.п. Сосновское, Арзамас | Фрезерные станки, станки с ЧПУ, металлоизделия, бытовые приборы, авиационные приборы |
4. Авиастроение | Н. Новгород | Военные самолёты, лёгкий пассажирский самолёт «Гжель» |
5. Оборудование для пищевой промышленности | Н. Новгород | Мельничные комплексы |
Учитель: Предприятия Машиностроительного комплекса, как вам известно, имеются и в нашем городе. Вам было дано задание подготовить проект «Комплексная характеристика предприятий машиностроительного комплекса г. Арзамаса», давайте приступим к выступлению групп, слушая выступление одноклассников, обратите внимание на значение продукции машиностроительных предприятий г. Арзамаса.
Выступление групп: Доклады + Презентация.
План характеристики предприятия машиностроительного комплекса
- Географическое положение.
- Историко-географические особенности развития.
- Экономико-географическая характеристика связей предприятия.
- Оборудование предприятия.
- Кадры предприятия.
- Характеристика выпускаемой продукции.
- Перспективы развития предприятия.
Выступление 1 группы – ОАО «Арзамасский приборостроительный завод». (Презентация 2)
Выступление 2 группы – ОАО «Арзамасский машиностроительный завод». (Презентация 3)
Выступление 3 группы – ОАО «КОММАШ». (Презентация 4)
Учитель: Итак, каково же значение продукции, выпускаемой машиностроительными предприятиями г. Арзамаса?
Ученик: Продукция предприятий машиностроительного комплекса г. Арзамаса используется не только жителями города, Нижегородской области, регионов России, но и вывозится за границу.
III. Закрепление.
Учитель: Итак, мы с Вами познакомились с составом и значением Машиностроительного комплекса Нижегородской области, изучили машиностроительные предприятия г. Арзамаса, и в качестве проверки усвоения новой темы, вам предлагается выполнить задания по карточкам:
Карточка (Слайды 25-27).
1. В машиностроительном и металлообрабатывающем комплексе Нижегородской области занято:
а) 75 % рабочих
б) 25 % рабочих области
в) 60 % рабочих
2. Какая из отраслей машиностроительного комплекса является наиболее развитой в Нижегородской области:
а) приборостроение;
б) станкостроение и металлообработка;
в) автомобилестроение;
г) судостроение.
3. Установите соответствие:
Отрасль машиностроения Главный принцип размещения 1. Тяжёлое машиностроение. А. Близость металлургической базы. 2. Автомобилестроение. Б. Близость потребителя. 3. Сельскохозяйственное машиностроение. В. Наличие транспортных путей.
4. Установите соответствие:
Центр Продукция 1. Н. Новгород. А. Мусоровозы, подметально-уборочные машины. 2. Арзамас. Б. Легковые и грузовые автомобили. 3. Павлово. В. Гусеничные тягачи, моторы. 4. Заволжье. Г. Автобусы.
5. Заполните пропуск:
Такими отраслями, как транспортное машиностроение (без автомобилестроения), сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности (исключая легкую и пищевую) представлено … машиностроение.
Ответы (Слайд 28)
- в;
- в;
- 1 – А; 2 – Б; 3 – В;
- 1 – Б; 2 – А; 3 – Г; 4 – В;
- общее машиностроение.
IV. Домашнее задание.
записи в тетради учить, на контурной карте отметить предприятия машиностроительного комплекса Нижегородской области.