Цель: формирование знаний учащихся о красоте природы родного края, города.
Задачи:
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
- формировать общеучебное умение высказывать свои суждения, основанные на способности учащихся наблюдать и анализировать.
Оборудование: мультимедийный проектор, комплекты открыток «Горячий Ключ», конверты, 5 ватманов, 5 наборов шаблонов с элементами природы, клей, карточки со словами для доски.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
– Прочтите слова, расположенные на доске:
ПРИРОДА КРАСОТА КУБАНЬ РОДНОЙ ГОРОД СОЛНЦЕ МОРЕ ГОРЫ ЧИСТОТА
– Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?
– Тема нашего урока « Красота природы родного края и родного города»
III. Новый материал.
– Чтобы полюбоваться природой нашего края и города, я предлагаю вам отправиться на экскурсию.
Слайд 1
– Миша и Маша, которые сопровождают вас в учебниках, никогда не были на Кубани.
Давайте возьмём их с собой. (2 щелчка)
Слайд 2.
– Посмотрите, где мы очутились?
– А как вы думаете, что растёт на этом поле?
– Послушайте отрывок стихотворения кубанского поэта Владимира Нестеренко:
Полюбуйся полем этим –
Славный будет урожай.
Краше места нет на свете,
Чем знакомый с детства край!
Слайд 3.
– Посмотрите, что видно вдали?
– Вам нравится?
– Если мы направимся в сторону моря, то с обеих сторон дороги нас будут окружать горы.
О, диво предгорий,
Зелёная рать!
Сюда заманила от шума и сглаза.
Душа успевает и силы набрать
И с вами сродниться,
Предгорья Кавказа.
– Так сказал поэт Геннадий Дементьев.
Слайд 4.
– А вот мы и на море. Поднимите руки, кто был на море. А как оно называется?
– Наш Краснодарский край славится Черноморским побережьем. К нам приезжают люди со всех уголков нашей страны, отдыхают и любуются красотой природы.
– Скажите, какое время года наступило? А что происходит с природой весной?
Слайд 5.
– Кто знает, это цветки какого дерева?
– Правда, красиво? Прислушайтесь к жужжанию пчёл и почувствуйте запах цветущей вишни.
Слайд 6.
– Кто узнал это место? Мы с вами очутились в Горячем Ключе.
– Николай Чернов написал:
Есть на Кубани, если кто не знает,
Горячий Ключ – курортный городок.
В тени лесов и парков расцветает,
Леса и горы – райский уголок!
– Вы согласны с автором стихотворения?
Слайд 7.
– А это место узнали? Что вы о нем знаете?
– Это источник с целебной водой.
Горячий Ключ – божественное место.
Он самым небом, видимо любим,
И божьей матери иконою Иверской,
Святыми духами и душами храним.
– Так написал поэт Валентин Ясень.
Слайд 8.
– Это место всем знакомо? Там летом всегда прохладно.
– Поэт Николай Носков сказал:
Здесь две горы столкнулись лбами,
Ущелье Дантово создали.
Из щели там ручей бежит,
От всех болезней исцелит.
Слайд 9.
– Как красивы леса нашего родного города! Прислушайтесь к звукам леса. Что вы слышите?
Ручей бежал в лесу, журча,
Мне жажду утоляя;
Леса Горячего Ключа –
Любовь моя земная.
– Так написал поэт Иван Журавлёв.
– Может быть из вас кто-то заметил, на каком дереве уже начали распускаться листочки?
Слайд 10.
– Это ива. Послушайте, что написала Татьяна Голубь:
Распустила косы ива,
Смотрит в речку горделиво.
– А почему она говорит, что распустила косы ива? У ивы есть косы?
– Понравилась вам экскурсия?
Слайд 11
Мише и Маше она тоже очень понравилась.
Слайд 12.
– Они решили вам оставить задание.
– Вы наверняка все любите складывать пазлы, мозаику. Я сейчас вам раздам конверты, в которых лежат картинки, но эти картинки надо собрать и постараться узнать это место. Кто соберёт, поднимите руку, кому будет трудно – обратитесь за помощью к соседу или учителю.
Физминутка.
Мы по городу идём
И конфеты мы жуём.
Ты конфету разверни,
А обёртку положи
Не в траву, не на дорогу,
А в карман, иль в урну дома.
Нельзя в городе сорить!
Будем мы красиво жить!
IV. Закрепление.
– Красотой природы нашего края, города восхищались и восхищаются поэты, композиторы, художники.
– Я предлагаю вам нарисовать свои картины природы. Только пользоваться вы будете не красками, а цветной бумагой и клеем (одна половина ватмана закрашена голубым цветом, вторая половина – зелёным, в конвертах заготовки деревьев, кустарников, цветов, солнца, облаков, гор)
Распределение на группы.
– Сначала расположите заготовки на ватмане так, чтобы получилась картинка, потом договоритесь, кто что будет клеить.
Помощь учащимся.
Выставка картин (получившиеся картины учитель располагает на магнитной доске).
V. Итог урока.
– Понравился вам урок?
– Что запомнилось больше всего? В нашем крае очень красивая природа. А от кого зависит её красота?
– Вот поэтому на доске слово красота расположилось рядом со словом чистота.
– Конверты с картинками оставьте у себя и дома приклейте мозаику на картон.